- 06.04.2022
Психологи вузов — о будущем службы
Представители Тульского государственного университета приняли участие в семинаре-совещании «Психологическая служба в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития», который прошел 5 апреля в Москве.
Участниками мероприятия стали более 120 представителей вузов страны, а организаторами выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Российская академия образования (РАО) и АНО «Россия страна возможностей».
О цели семинара рассказал замглавы Минобрнауки России Григорий Александрович Гуров:
— Наша задача — разработать совместно с сообществом профильных специалистов концепцию развития психологической службы, которая должна обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие, дать инструменты доступной психологической помощи, и главное, должна быть обеспечена кадрами.
Он напомнил, что уже создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования совместно с РАО. В этом году будут определены 15 пилотных университетов в восьми федеральных округах, Минпросвещения и Минздрав отработают эффективную модель психологической работы в вузах. В мае 2022 года планируется запустить систему подготовки и переквалификации специалистов служб психологической поддержки в вузах.
Психологическую службу или центр имеет каждый пятый вуз страны, прозвучало на мероприятии, а более половины университетов имеют одного психолога или кабинет разгрузки без штатного психолога. При этом запрос на такую помощь у студентов есть – более двух третей студентов считают, что университетские службы могут помочь им в решении проблем.
ТулГУ на семинаре представляли проректор по учебно-воспитательной работе Эдуард Сергеевич Темнов и руководитель службы психолого-педагогической помощи студентам (СППС) Любовь Владимировна Ивашиненко. В ходе пленарного заседания эксперты говорили о роли психологической службы и психологического сопровождения для воспитания будущего поколения, роли психологического благополучия в обеспечении качества образования.
— Наша служба создана в 2011 году, — рассказала Л.В. Ивашиненко. — Специалисты проводят индивидуальные и семейные консультации, психодиагностику и тренинги, психокоррекцию, участвуют в профориентации и профотборе, традиционными стали лекции и семинары по психологической профилактике.
Особую роль СППС сыграла в период пандемии коронавируса и самоизоляции. На регулярной основе проводились онлайн-семинары, индивидуальные консультации, а к работе привлекались, в том числе, студенты старших курсов. В настоящее время консультации проходят как очно, так и в режиме онлайн.
Руководитель СППС ТулГУ выступила модератором панельной дискуссии о промежуточных результатах программы «Супервизия и интервизия профессиональных случаев для специалистов горячей линии по оказанию психологической помощи студентам». На ней представители ряда вузов поделились опытом взаимодействия с молодёжью, рассказали о нестандартных методах работы.
Помимо обсуждения будущего системы психологической поддержки, участники обменялись опытом по вопросу развития системы экстренной психологической помощи, этическим аспектам психологического сопровождения высшего образования и организации научных исследований в интересах развития психологической службы в вузах страны.
Дмитрий Литвинов