Информация для инвалидов и лиц с ОВЗ

  • Главная
  • Информация для инвалидов и лиц с ОВЗ

Нормативные документы

Подробнее

Информация об обучающихся-инвалидах

Подробнее

На 01.12.21г. в ТулГУ официально состоят на учете 117 обучающихся-инвалидов (в основном имеющих статус инвалид III группы).

  Сведения о распределении по учебным подразделениям обучающихся в ТулГУ инвалидах:

Институт

Количество обучающихся-инвалидов

Ребёнок-инвалид

Iгруппа

IIгруппа

III группа

ИВТС им.В.П.Грязева

-

-

2

10

ИПМКН

1

2

3

16

ИГДиС

-

-

1

7

ИЕ

2

-

-

1

ИПФКСТ

-

-

-

3

ПТИ

-

1

1

8

ИПУ

1

-

-

5

ИГСН

1

-

3

7

МИ

1

-

2

16

ИМО

-

-

-

-

УПКВК

-

-

2

          4

Колледж

4

-

2

8

ФВЗО

-

-

1

2

Итого:

10

3

17

87

Институт

Количество обучающихся-инвалидов по видам заболеваний

Органы зрения

Органы слуха, речевой аппарат

Опорно-двигательный аппарат

Соматические заболевания

Нервно-психические

нарушения

 

ИВТС им.В.П.Грязева

-

-

3

9

-

ИПМКН

3

2

5

9

3

ИГДиС

-

-

-

7

1

ИЕ

-

1

1

1

-

ИПФКСТ

-

-

1

2

-

ПТИ

-

-

2

8

-

ИПУ

-

1

2

3

-

ИГСН

-

-

2

8

1

МИ

-

-

4

14

1

ИМО

-

-

-

-

-

УПКВК

1

-

2

2

1

Колледж

-

-

2

12

-

ФВЗО

1

1

-

1

-

Итого:

5

5

24

76

7

В соответствии с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденными Министерством образования и науки РФ 08.04.2014г., в ТулГУ разработан и утвержден (протокол №10 заседания Ученого совета Тульского государственного университета от 26 июня 2015 года) стандарт ТулГУ «СТ ТулГУ 8.2.4-05-2015.  Положение об организации получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья», определяющий порядок организации обучения и направления работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по программам высшего образования  – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, реализуемым федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Тульский государственный университет» вне зависимости от форм обучения.

Организация профориентационной работы

Подробнее

Осуществляется постоянное консультирование детей-инвалидов и их родителей по вопросам организации приёма и последующего обучения в ТулГУ в рамках всех профориентационных мероприятий (дни открытых дверей, родительские собрания, ярмарки вакансий образовательных организаций и т.п.).

Все информационные и профориентационные материалы, распространяемые среди абитуриентов, включая презентации выступлений работников УПиДП на днях открытых дверей, дублируются в электронном виде на сайте и доступны для маломобильных категорий населения.

Осуществляется регистрация и учёт инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принимающих участие в олимпиадах школьников «Наследники Левши» «САММАТ», «Звезда». Сведения о талантливых победителях и призёрах олимпиад, относящихся к указанной категории, предоставляются в Российский совет олимпиад школьников.

Довузовская подготовка абитуриентов-инвалидов

Подробнее

Довузовская подготовка в ТулГУ — составная часть системы высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Она выполняет не только задачи подготовки к поступлению в вуз, но и психологической адаптации, профессиональной ориентации и коррекции знаний абитуриентов.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 15.04.2016 г. № 418 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2017/18 учебный год» Тульский государственный университет утвержден в числе вузов, на подготовительных отделениях которых могут обучаться дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях за счет федерального бюджета.

В 2017-2018 учебном году на подготовительном отделении ТулГУ обучается 2 слушателя-инвалида 2 группы.

Сопровождение вступительных испытаний для абитуриентов-инвалидов

Подробнее

Разработанные в соответствии с Порядком приёма (приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 г. №1147) правила приёма в ТулГУ предусматривают для абитуриентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, поступающих на базе среднего общего образования право поступать по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых университетом самостоятельно. При этом в соответствии с п. 22 Порядка приёма, указанные лица могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания для отдельных категорий поступающих, либо сдавать одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с представлением результатов ЕГЭ в качестве результатов иных общеобразовательных вступительных испытаний.

При выборе абитуриентами-инвалидами вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, экзаменационная комиссия создаёт для них специальные условия с учётом особенностей их психофизиологического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья: в учебном корпусе №5 имеется специальный вход с пандусом и перилами, на первом этаже оборудовано туалетное помещение с расширенным дверным проёмом.

Аудитории для приема документов и проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов располагаются на первом этаже корпуса ваудитории 110 (прием документов) и 101-б (прием вступительных испытаний).

При проведении вступительных испытаний число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

  • для слепых: задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом; письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту; поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
  • для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств; задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
  • для глухих и слабослышащих: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; предоставляются услуги сурдопереводчика;
  • для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
  • для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению ТулГУ);
  • для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей: письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению ТулГУ).

Университет может проводить для поступающих с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания с использованием дистанционных технологий.

В течение проведения летней приемной кампании 2016 года было подано 29 заявлений на поступление в ТулГУ от абитуриентов, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ. Поступили для обучения в университет – 27 человек. Создания специальных условий для проведения вступительных испытаний для данной категории поступающих не потребовалось.

Организация образовательного процесса

Подробнее

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках исполнения рекомендаций Минобрнауки России к адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вариативные части учебных планов всех основных образовательных программ ТулГУ с 2014-2015 учебного года были включены элективные специализированные адаптационные дисциплины: «Социальные аспекты инклюзивного образования» и «Психологические аспекты инклюзивного образования». Введение указанных дисциплин в основные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся. Выбор элективного адаптационного курса будет предоставлен обучающимся.

С целью социокультурной реабилитации и адаптации обучающихся рассматриваемой категории, а также оказания им помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, к реализации основных образовательных программ планируется активно привлекать специалистов службы психологической помощи студентам университета.

В настоящее время вуз располагает учебно-методическими комплексами в электронном варианте практически по всем реализуемым дисциплинам. Эти материалы могут непосредственно использоваться для обучения инвалидов с нарушениями слуха или опорно-двигательного аппарата, а с помощью дополнительных специальных компьютерных программ-синтезаторов речи или тифлоинформационных дисплеев – и для обучения инвалидов с нарушениями зрения.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в ТулГУ, обладают возможностью выбора специализированного места прохождения различных практик, предусмотренных индивидуальным учебным планом. Причём, при выборе такого места вуз учитывает рекомендации медико-социальной экспертизы и другие особенности здоровья, отражённые в индивидуальной программе реабилитации инвалида, а также требования федеральных государственных образовательных стандартов.

Форма проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся, а также необходимое для подготовки ответа время, может быть установлено для каждого студента индивидуально с учетом его психофизических особенностей.В настоящее время при проведении текущей и промежуточной аттестации в университете используются тестовые задания. Задания такого рода могут быть непосредственно использованы для аттестации лиц с нарушениями опорно-двигательного и слухового аппарата, а также слабовидящих (с использованием увеличенного шрифта).

По письменному заявлению обучающимся университета из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяможет быть предоставлена возможность обучения по индивидуальному плану в установленные федеральным государственным образовательным стандартом сроки. Это позволит максимально учесть индивидуальные образовательные потребности этих обучающихся.

Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В образовательном процессе ТулГУ широко используются различные формы дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые Интернет-институтом ТулГУ. Производится обеспечение отмеченных категорий учебно-методическими ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.

Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи и слуха получают информацию в стандартной текстовой и графической формах из специализированной оболочки. Дополнительно для лиц с нарушением слуха существует возможность регулировки различных характеристик звукового сопровождения материала оболочки.

Для слабовидящих категорий слушателей используется система выбора и адаптации набора шрифтов представления информации в оболочке.

Имеется возможность подбора и разработки учебных материалов в различных формах – индивидуально для каждой категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Причём, контент, созданный для одной категории, может быть быстро переформатирован в контент для другой категории без потери содержания.

Система индивидуального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при дистанционной форме обучения обеспечивает возможность текущего контроля и корректировки деятельности как обучающегося субъекта, так и преподавателя.

Имеется техническая возможность обеспечения группового общения в процессе обучения и организации вебинаров для всех участников с целью проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, а также организации коллективной работы.

Организация освоения дисциплины «физическая культура»

В ТулГУ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация дисциплины «Физическая культура» осуществляется на основании соблюдения принципов здоровьесбережения. Для данной категории студентов организованы занятия в группе адаптивной физической культуры. Занятия по физической культуре проводятся на первых трех курсах обучения в течение всего учебного года по 4 часа в неделю.

Программа дисциплины «Физическая культура» для студентов группы адаптивной физической культуры, в первую очередь, ориентирована на освоение теоретического раздела, с использованием лекционной и интерактивной форм проведения занятий. Практический раздел для данной группы студентов предполагает использование специальных комплексов физических упражнений, с учетом нозологии и медицинских противопоказаний, в оборудованных спортивных залах. В контрольном разделе используются тестовые задания по теории, учитывается регулярность посещения учебных занятий.

Для проведения учебного процесса по физической культуре со студентами, имеющие инвалидность и ограниченные возможности здоровья, используются: 2 стадиона «Буревестник» и «Студенческий», в состав которых, наряду с футбольными полями, площадками для спортивных игр, входят 3 адаптированных гимнастических городка. Также студенты данной группы имеют возможность заниматься в 2 спортивных корпусах общей площадью более 3500 м2, включающих 2 игровых зала; 2 зала гимнастики и 4 зала для занятий различными физкультурно-оздоровительными системами.

Основным требованием для проведения практических занятий физической культурой является наличие спортивного оборудования и спортивных снарядов, размещенных на адаптированных спортивных площадках, в спортивных и тренажерных залах. Все спортивные сооружения укомплектованы необходимым оборудованием и инвентарем, находятся в хорошем состоянии и позволяют на высоком уровне проводить учебные занятия по адаптивной физической культуре.

Организация доступа к ресурсам научной библиотеки

В рамках вопросов по обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в ТулГУ, на доступное качественное образование научная библиотека университета обеспечивает доступ этих категорий обучающихся к электронным научным и образовательным ресурсам(раздел библиотека без барьеров).

Организация доступа в здания образовательной организации

В учебном корпусе №9 и главном учебном корпусе (проспект Ленина, д. 92) обеспечена доступность входных групп для инвалидов всех нозологий, установлен подъемник к лифту в учебном корпусе №9, смонтирован и запущен специализированный лифт для инвалидов. Обеспечена доступность для инвалидов по зрению, по слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата аудиторий 9-001, 9-122, 9-124 на первом этаже учебного корпуса №9. Аудитории оборудованы специальными учебными столами для инвалидов на колясках, оснащены 3-мя индукционными петлями и электронным видеоувеличителем. На первом этаже оборудовано приспособленное туалетное помещение.

В учебном корпусе №5 (ул. Ф. Энгельса, д. 155) обеспечена доступность входных групп для инвалидов, имеется специальный вход с пандусом и перилами, на первом этаже оборудовано туалетное помещение с расширенным дверным проёмом. Около корпуса оборудованы 2 стоянки для личного автотранспорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечена доступность для инвалидов по зрению, по слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата аудиторий 5-101б, 5-110 на первом этаже учебного корпуса №5 для организации приема документов на поступление в ТулГУ и проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Аудитории оборудованы специальными учебными столами для инвалидов на колясках, оснащены индукционной петлей и электронным видеоувеличителем.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся-инвалидов

Подробнее

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляетсясотрудниками Службы психолого-педагогической помощи студентам ТулГУ (СППС) для студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

Сотрудниками СППС разработана и реализуется программа «Психолого-педагогическое сопровождение различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Основные цели и задачи:

  • социальная адаптация;
  • нормализация учебной деятельности;
  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие компенсаторных возможностей;
  • коррекция эмоционально-личностного и социального развития.

В рамках этой программы реализуются следующие направления работы:

  • диагностическое;
  • психокоррекционное;
  • профилактическое.

Диагностическая работа направлена на выявление особенностей психоэмоциональной, мотивационной сферы личности, сложившихся паттернов поведения, степени развития дезадаптивного состояния.

Изучается исходный уровень развития социальных навыков и умений у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это способствует повышению эффективности дальнейшей профилактической и психокоррекционной работы.

Психокоррекционное направление работы включает индивидуальные и семейные консультации, которые нацелены:

  • на снижение уровня психоэмоционального напряжения;
  • разрешение внутри - и межличностных конфликтов;
  • формирование активной жизненной позиции.

Студентов с ограниченными возможностями здоровья обучают: навыкам саморегуляции, навыкам делового общения, самопрезентации и т.д.

Профилактическое направление работы включает в себя следующие элементы:

  • формирование устойчивой мотивации к продолжению обучения;
  • повышение уровня толерантности к стрессогенным воздействиям;
  • повышение компенсаторных возможностей личности, помощь в профессиональном самоопределении.

Социальная поддержка

Подробнее

Социальная поддержка студентов-инвалидов осуществляется путем внеочередного их обеспечения путевками на организацию оздоровления и отдыха в учебно-оздоровительный комплекс «Политехник» Тульского государственного университета  (деревня Бунырево Алексинского района Тульской области) и в санаторий-профилактории ТулГУ, а также направление их на отдых в период летних и зимних каникул. Студентам-инвалидам 1 и 2 групп, детям-инвалидам и инвалидам с детства в обязательном порядке выплачивается социальная стипендия. В случае необходимости им в первоочередном порядке предоставляются бесплатные места в студенческих общежитиях. По состоянию на 01.01.2019г. в общежитиях студенческого городка ТулГУ проживает 21 студент-инвалид:

Общежитие

Адрес общежития

Кол-во проживающих инвалидов

1

№ 1

г. Тула, ул. Смидович, д. 10а

4

2

№ 2

г. Тула, ул. Смидович, д. 12

2

3

№ 3

г. Тула, ул. 9 мая, д. 8

4

4

№ 6/1

г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 159, корп. 1

1

5

№ 6/2

г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 159, корп. 2

2

6

№ 8

г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 153

2

7

№ 9

г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 52

6

Студенты-инвалиды имеют право на получение ежемесячной материальной помощи на основании справок ВТЭК.

Медицинское обслуживание обучающихся-инвалидов осуществляется централизовано специалистами поликлинического отделения №2 ГУЗ «ТГКБСМП им. Д.Я. Ваныкина» (ул. Смидович, д. 12) (далее – Поликлиника), расположенной  в приспособленном здании общежития №2 ТулГУ. Ежегодно Поликлиника обслуживает более 22000 человек. В составе поликлиники функционируют: терапевтическое отделение, стоматологическое отделение, женская консультация, а также кабинеты: ЛОР, офтальмологический, хирургический, неврологический, рентгенологический, эндокринологический, кардиологический, ревматологический, УЗИ, флюорографический, физиотерапевтический, ЛФК и массажа, лаборатория, кабинет функциональной диагностики. Поликлиника работает по территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тульской области медицинской помощи, а также по всем программам модернизации здравоохранения: ДВН, ДЛО, иммунизация населения, выдача родовых сертификатов беременным. В поликлинике проводятся профилактические медицинские осмотры взрослого населения, работа по гигиеническому воспитанию и обучению студентов, по пропаганде здорового образа жизни, профилактике инфекционных заболеваний, передающихся половым путем, методами бесед, лекций, выпусками санитарных бюллетеней.

Трудоустройство

Подробнее
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закреплению на рабочих местах.

Содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется Региональным центром содействия трудоустройству (РЦСТ) по следующим направлениям:

а) для студентов организованы особые условия консультаций в РЦСТ выпускников: отдельное помещение, обслуживание вне очереди, возможность вызова на вахту корпуса, индивидуальное консультирование, дистанционное общение через Интернет-страницы РЦСТ (сайт http://rcst.tsu.tula.ru/, группа в социальной сети https://vk.com/rcst_tulgu);

б) содействие трудоустройству в конкретные организации, имеющие инклюзивные условия труда (по заявкам);

в) взаимодействие с государственными службами занятости населения города Тулы и Тульской области;

г) информационный обмен по вопросам содействия трудоустройству с общественными организациями региона: Тульской городской общественной организацией инвалидов «Диабет», Тульской областной организацией «Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Тульской региональной общественной организацией «Центр социальной реабилитации инвалидов «Березень»;

д) распространение специализированных методических материалов «в помощь людям с ограниченными возможностями»;

е) ведение профильного раздела официального сайта РЦСТ по вопросам «содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями» (http://rcst.tsu.tula.ru/ogranich);

ж) проведение комплекса мероприятий рекрутинговой социализации, предусматривающего включённость выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: Школа карьеры, региональные Ярмарки вакансий и перспектив, мастер-классы, тренинги, рекрутинговые экскурсии, презентации и пр.

РЦСТ проводит систематический мониторинг трудоустройства и занятости выпускников. Предусмотрен прогностический анализ эффективности трудоустройства выпускников-инвалидов. Ведётся анализ статистики занятости.

Динамика трудоустройства выпускников ТулГУ с ограниченными возможностями и инвалидов:

Выпускной год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020*

Процент занятых

96,6

100

98

100

91,1

94

95

90,9

* – данные на 15.07.2020 г. с учётом проведения противоэпидемиологических мероприятий.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности