- 29.11.2023
В «Сириусе» обсудили работу студенческих конструкторских бюро
29 ноября в Университете «Сириус» состоялась дискуссия «Студенческие конструкторские бюро как инструмент усиления роли науки и технологий».
В мероприятии приняли участие представители Минобрнауки России, студенты и руководители студенческих конструкторских бюро (СКБ) технических вузов.
Цель дискуссии — анализ опыт работы молодых ученых в рамках студенческих конструкторских бюро, а также изучение роли СКБ в развитии науки и технологий в стране.
Одна из ключевых задач студенческих конструкторских бюро — реализация проектов по производству высокотехнологичной продукции и обеспечение практического применения полученных результатов интеллектуальной деятельности.
Модератор дискуссии, руководитель ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Владимирович Келлер отметил, что вовлечение студентов через СКБ — эффективная мера для развития инженерных компетенций у будущих сотрудников высокотехнологичных компаний: «В вузах нашей страны действует более 200 студенческих конструкторских бюро. Значительная доля этих бюро работает в рамках проекта «Передовые инженерные школы» и ключевая задача таких бюро — это вовлечение студентов в решение практических задач со стороны реального сектора экономики и формирование у студентов реальных инженерных компетенций. Подобные задачи решается и в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030». Существует еще и целая сеть инжиниринговых центров, в работу которых также привлекаются студенты».
Директор департамента координации деятельности образовательных организаций, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Виталий Гришкин рассказал, какие есть студенческие конструкторские бюро в российских вузах: «У нас было 2 трека: это СКБ, которые занимаются развитием новых технологий, и популяризация науки. Затем мы провели большой мониторинг, это позволило выявить, что СКБ имеются в 245 организациях, а в остальных организациях есть соответствующие структурные подразделения. Сегодня 85 тысяч ребят занимаются в этой отрасли. Мы не изобретаем новые сущности, у нас есть действующие механизмы финансирования СКБ — это программа «Приоритет 2030», то есть, поддержка за счет средств программы развития. Кроме того, 25 из 30 инженерных школ развивают свою сеть СКБ. В будущем мы планируем развивать информационную поддержку деятельности СКБ. Наша задача — рассказывать, как применять технологии и привлекать индустриальных партнеров в работу студенческих конструкторских бюро».
Модератор сессии Андрей Владимирович Келлер добавил, что в рамках программы «Приоритет 2030» более 600 компаний являются индустриальными партнерами университетов — в них студенты, в рамках образовательного процесса, должны не просто получать знания, но и принимать участие в решении реальных технологических задач.
Представитель Тульского государственного университета Сергей Шалынков рассказал о ключевых результатах своей работы в СКБ университета. Он подчеркнул, что идеальный СКБ работает по техническому заданию от реального предприятия. Также СКБ — это площадка для реализации практической части курсовых и дипломных работ, площадка для работы со школьниками и источник кадров для оборонно-промышленного комплекса:
«В Тульском государственном университете работает несколько СКБ по различным тематикам. Мы в СКБ проектируем и отрабатываем конструкции беспилотных летательных аппаратов. За время существования СКБ мы разработали несколько комплексов беспилотных летательных аппаратов, разрабатываем испытательные стенды для определения параметров электродвигателя. В этом году Тулатех организовала конкурс, направленный на поддержку СКБ. Наш индустриальный партнер – машиностроительное предприятие Тульской области. С его помощью мы можем проводить эффективную работу над конкретными техническими задачами».
Дискуссия состоялась в рамках Конгресса молодых ученых, в котором с 28 по 30 ноября принимают участие более 180 ректоров, представители органов власти и реального сектора экономики. Всего на Конгресс приехало свыше 5 тыс. человек из более чем 25 стран мира.
По материалам сайта Минобрнауки России