Услышать голос поколений

  • 04.12.2024

Услышать голос поколений

4-5 декабря на площадке Тульского государственного университета при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Российского общества «Знание» проводится очный модуль флагманского образовательного проекта Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) «ГОЛОС ПОКОЛЕНИЯ. ПРЕПОДАВАТЕЛИ». 

В опорном вузе региона собрались преподаватели Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Воронежского государственного университета, Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Кыргызско-Российского славянского университета им. Б.Н. Ельцина (Кыргызская Республика, город Бишкек), Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Липецкого государственного технического университета, Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева, Тульского государственного университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

Открыл очный модуль ректор Тульского государственного университета Олег Александрович Кравченко. Он тепло поприветствовал всех участников и отметил важность того, что ТулГУ объединил на своей площадке представителей образовательных организаций высшего образования не только Тульской области, но и других регионов и даже стран. 

Студентам, как известно, подчеркнул руководитель вуза, надо учиться, постигать знания, приобретать опыт. Но это правило работает и в другую сторону — в сторону преподавателей. Они тоже должны учиться всю свою жизнь. Образовательная программа «ГОЛОС ПОКОЛЕНИЯ» как раз и предоставляет им уникальную возможность углубить свои знания и отточить навыки взаимодействия с молодёжью. 

Наша жизнь такова, продолжил Олег Александрович, что каждое поколение отличается от предыдущего и порой между представителями разных поколений возникает недопонимание. Сегодня, когда перед нами стоят новые вызовы, обусловленные изменениями геополитической картины мира, очень важно, чтобы молодёжь прислушивалась к мнению людей, которые дают им знания, и уважала их опыт. Важно, чтобы юноши и девушки любили и почитали своих родителей, были патриотически настроены, заинтересованы в создании крепкой семьи и рождении детей, то есть ориентированы на общечеловеческие ценности. 

Олег Александрович выразил уверенность, что программа «ГОЛОС ПОКОЛЕНИЯ» будет способствовать достижению взаимопонимания между преподавателями и студентами в их последующей работе, и пожелал участникам узнать много нового и интересного. 

Перед началом рабочей части мероприятия ведущий модуля, основатель и руководитель консалтинговой компании «А.Р.И.С.» Виталий Владимирович Андрианов в качестве разминки провёл в онлайн-режиме экспресс-опрос.

Отвечая на вопрос, что они любят в своей профессии, многие преподаватели назвали общение, работу со студентами, развитие, самореализацию, творчество и результат.

Поделились педагоги своими мыслями и относительно того, что они понимают под воспитательной работой. Наставничество, любовь и уважение, контакт с родителями, постоянное взаимодействие со студентами в течение учебного и внеучебного времени, помощь — так определили участники этот вид деятельности. 

Несмотря на то, что ответы разнились, общий посыл преподавателей из разных вузов и разных городов нашей страны был понятен. Они любят свою трудную, ответственную, но очень интересную работу и стремятся отшлифовать своё профессиональное мастерство. И пусть эта работа отнимает много времени и сил, частенько сопряжена с переживаниями, делают они её с искрой в душе. 

После эмоциональной разминки подошла очередь знакомства с целями и задачами самого проекта и ключевыми фигурами его реализации.

Кураторами программы, сообщил Виталий Владимирович, выступают Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков и руководитель Федерального агентства по делам молодёжи Григорий Александрович Гуров. 

В состав команды Минобрнауки России входят руководитель Проектного офиса по молодёжной политике и воспитательной деятельности Ольга Богданова, ведущий специалист отдела стратегических проектов Проектного офиса по молодёжной политике и воспитательной деятельности Минобрнауки России Валерия Шикунова и ведущий специалист нормативно-методического отдела Проектного офиса по молодёжной политике и воспитательной деятельности Минобрнауки России Ксения Размахнина. 

Команда Росмолодёжи — это советник руководителя Федерального агентства по делам молодёжи Мадлен Батурина, советник руководителя Федерального агентства по делам молодёжи, директор Ресурсного молодёжного центра Павел Хлопин и координатор образовательных проектов Росмолодёжи Альбина Тадевосян. 

Проект «ГОЛОС ПОКОЛЕНИЯ», рассказал ведущий, включает в себя такие программы, как «Голос Поколения» (для молодых людей всех сфер деятельности от 23 до 35 лет), «Голос Поколения. Регионы» (для региональных молодёжных сообществ), «Голос Поколения. Проректоры» (для проректоров по воспитательной деятельности), «Голос Поколения. Преподаватели» и «Голос Поколения. Студенты».

Концепт программы объединяет в себе гуманитарное знание (его роль и место в воспитании), воспитание (совместный поиск актуальных инструментов и методов воспитательной деятельности) и сообщество (включение в единую повестку воспитательной деятельности и молодёжной политики).

В ходе реализации программы, подчеркнул Виталий Владимирович, будут определены основания для создания сообщества преподавателей гуманитарного знания, опробованы и осмыслены форматы преподавания с воспитательной компонентой, сформированы идеи и предложения о роли преподавателей в воспитательной деятельности и молодёжной политике. При этом продуктом программы должны стать гипотезы о воспитании, требующие проверки у студентов.

Ведущий призвал преподавателей активно включиться в работу, быть именно участниками, а не просто слушателями, поддерживать друг друга. Результат, сказал он, зависит от каждого.

Эстафету выступлений приняла доктор педагогических наук, профессор кафедры социальных систем и права, начальник управления внеучебной работы Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва Мария Геннадьевна Резниченко.

Гостья поделилась, что она впервые в Туле и город ей очень понравился. А ещё её сильно впечатлил студенческий городок Тульского государственного университета.

Мария Геннадьевна прочитала лекцию «Преподаватель — студент в воспитательном пространстве университета: тандем или сепарация». В своей работе, призналась она, ей хотелось донести мысль о том, насколько преподавателю важно услышать голос студентов, самому подать голос и быть услышанным ими.

Преподаватель, подчеркнула спикер, влияет на студентов своей личностью. При этом педагогу необходим переход от неосознанного воспитания, когда он сам — своим отношением к делу, своей харизмой — воздействует на обучающихся, к осознанному воспитанию, когда акцент делается на понимании и осознании потребностей студента, на уважении к его чувствам и эмоциональному состоянию. По сути, воспитание есть дыхание образовательного процесса. 

Воспитание, продолжила Мария Геннадьевна, это непрерывный процесс, ориентированный на цель, определённую обществом. Содержание воспитания реализуется во взаимодействии. В результате этого образуется воспитательное пространство, воздействие которого формирует личность с учётом её индивидуально-психологических и возрастных особенностей. Взаимосвязь семьи, ближайшего социума и преподавателя, как носителя ценностей, выступает основным условием целенаправленного социально значимого воспитания.
На обучающихся большое влияние оказывает окружающая среда. Студенты с их сложным и многогранным внутренним миром, подчеркнула выступающая, постоянно меняются и побуждают преподавателя перестраивать взаимоотношения в процессе обучения. Являясь объектом воспитательного процесса, обучающийся в то же время является и субъектом, который вносит свою лепту в конструирование этого процесса.

Со студентами, резюмировала Мария Геннадьевна, нужно всегда говорить своим голосом, то есть не подражать им, но при этом всегда их слышать. 

Программа первого дня очного модуля очень насыщенная и включает в себя церемонию «Наставники», групповую работу с обсуждением текущих воспитательных моделей в образовательных организациях высшего образования, лекцию «Российская идентичность: кто мы?» кандидата исторических наук, ведущего сотрудника Института международных исследований МГИМО МИД России, директора Лаборатории интеллектуального анализа данных в области международных отношений Николая Юрьевича Силаева и мастер-класс «Мотивация и вовлечённость в образовательный процесс» эксперта РАНХиГС, бизнес-тренера Юлии Владимировны Максимкиной.

Завтра участников ждут лекция «Экосистема молодёжной политики» директора ресурсного центра Федерального агентства по делам молодёжи Павла Андреевича Хлопина, деловая игра «Конструктор воспитания», а также взаимодействие в группах с целью выработки предложений по воспитательной деятельности.

Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Викторовна Петрова в режиме видеоконференцсвязи прочитает лекцию «Педагог — стратегический капитал государства».

Состоится вручение сертификатов участникам.

Татьяна Крикункова

Фото Михаила Гиндина, Елены Горбачевой и Полины Касаткиной

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности