Идеи для транспорта

  • 20.03.2025

Идеи для транспорта

20 марта на базе кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» Политехнического института Тульского государственного университета в гибридном формате впервые прошёл региональный этап X Всероссийского конкурса молодёжных исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего».

Этот конкурс проводится в нашей стране с 2015 года. Организатором его выступает Российский университете транспорта (МИИТ) при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации.

Основная задача конкурса — повышение престижа инженерно-технических профессий и специальностей, стимулирование интереса к деятельности транспортной отрасли, работе на транспорте и в смежных сферах, создание условий для применения и дальнейшего развития творческих способностей обучающихся в рамках проектов, связанных с профильными задачами. 

Участие в конкурсе принимают обучающиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также организаций дополнительного образования в возрасте до 23 лет включительно. 

Конкурсанты соревнуются в 11 номинациях как в индивидуальном, так и в командном зачёте. В состав команды может войти не более трёх человек. Для каждой номинации предусмотрены возрастные категории «до 10 лет», «до 14 лет», «до 19 лет» и «до 25 лет».

В заключительный тур регионального этапа были допущены 14 проектов, представленные гимназией № 11 (Тула), средней общеобразовательной школой №15 (Новомосковск Тульской области), Тульским государственным технологическим колледжем, Тульским государственным университетом, Российским технологическим университетом «МИРЭА» и филиалом «Московская Железная Дорога» ОАО «Российские железные дороги» «Тульская детская железная дорога города Новомосковска».

Третьекурсник Тульского государственного технологического колледжа Стефан Рябов под научным руководством преподавателя Кристины Викторовны Черкасовой подготовил проект «История развития башенных кранов». 

— Башенные краны — это транспортирующие средства. Они известны со времён Древнего Египта. С их помощью древние египтяне возводили величественные пирамиды, — рассказал он. — В своей работе я проследил эволюцию башенных кранов на примере отечественных моделей серии БКСМ. В Советском Союзе они начали эксплуатироваться с конца сороковых годов. Используются и сейчас. И их по праву называют легендами. Благодаря башенным кранам сам процесс подъёма грузов из ручного превратился в полностью автоматизированный. Это позволило увеличить грузоподъёмность и объём производимых работ. 

Стефан признался, что для него участие в таком конкурсе — это возможность проявить себя в научно-исследовательской деятельности и, как он сам выразился, поспособствовать развитию краностроения в России. Ну и, конечно же, знакомство с ведущим вузом региона. После окончания колледжа поступать парень собирается в Тульский государственный университет на профильное направление подготовки.  

Проект команды ТулГУ, в состав которой вошли четверокурсники направления подготовки «Технология транспортных процессов» Сергей Мешков, Егор Фатеев и Иван Ганноченко, носит название «Организация пассажирских железнодорожных перевозок в городской агломерации». Готовили его ребята под научным руководством кандидата технических наук, доцента кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» Владислава Александровича Пышного. 

— Мы предполагаем оживить железнодорожные пути по периметру и в черте города Тулы и пустить по ним рельсовый автобус, представляющий собой железнодорожный вагон с дизельным двигателем. В составе будет два ведущих и два пассажирских вагона, — поделился Сергей Мешков. — Это разгрузит автомобильную сеть. Ну а наш город вздохнёт полной грудью! 

Четверокурсники этого же направления подготовки: Михаил Дукардт и Владислав Грудинин — тоже занимаются под научным руководством Владислава Александровича Пышного. На конкурс они представили свою работу «Проект комплексного развития детских железных дорог». 

— Суть его в том, чтобы включить детские железные дороги в структуру Новомосковска и Узловой, — пояснил Михаил. — Это обеспечит населённые пункты скоростным вспомогательным видом транспорта, на котором школьники будут обучаться соответствующим профессиям. И здесь мы видим возможности не только для профориентационной работы, но и для создания комфортных условий жителям обоих городов. На таком транспорте дети и взрослые будут добираться из Узловой в Новомосковск и обратно. 

Иван Ахромешин учится в 3 «А» классе гимназии № 11. Мальчик подготовил проект «Транспортные развязки будущего». А помогал ему папа — кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы», генеральный директор ООО «ТК «ВИСТА» Андрей Владимирович Ахромешин. 

— Транспортные развязки будут большими, потому что и города будут очень большими, — сказал Ваня. — И чтобы разгрузить такие горда, нужны мощные развязки. 

…С приветственным словом к участникам регионального этапа обратилась кандидат экономических наук, директор Стартап-студии ТулГУ Юлия Владимировна Вербицкая. 

— Меня восхищает ваша смелость, ребята! — произнесла она. — Каждый сделанный вами шаг — это не просто так. Это движение вперёд, к поставленной перед собой цели. Вы — наше будущее! Какими знаниями и компетенциями вы наполнитесь, такое будущее и ждёт всех нас. И я желаю, чтобы все ваши проекты получили дальнейшее развитие!

— Рад приветствовать всех вас в стенах третьего учебного корпуса Политехнического института Тульского государственного университета! Именно здесь располагается наша кафедра, ставшая профильной для этого конкурса. И это символично! — сказал доктор технических наук, заведующий кафедрой «Транспортно-технологические машины и процессы» Виталий Юрьевич Анцев. — Мы рады, что молодёжь и подрастающее поколение демонстрируют интерес к транспортной тематике. Очень важно, чтобы после конкурса вы сохранили в себе желание продолжать своё развитие в данном направлении. И чтобы вы в будущем поднимались по карьерной лестнице всё выше и выше!            

Кандидат технических наук, заместитель директора Политехнического института по приёму и профориентации, доцент кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» Сергей Александрович Тишин от всей души пожелал участникам пройти в финал и постараться победить. 

Транспортная отрасль, подчеркнул он, динамично развивается. И ей нужны яркие и интересные идеи молодых.    

Оценивало проекты участников беспристрастное жюри. 

В его состав вошли: 

— по номинациям «Модели и макеты транспортной инфраструктуры», «Транспортные системы и средства», «Энергетика, экология и ресурсосберегающие технологии», «Инновационные технологии беспилотных систем»:

— доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» Роман Николаевич Хмелёв (председатель);

— кандидат технических наук, доцент кафедры «Механика и процессы пластического формоизменения» Алексей Валентинович Плясов;

— заместитель директора по эксплуатации МКП «Тулгорэлектротранс» Татьяна Александровна Назарова;

— заместитель директора по административно­ хозяйственной работе и комплексной безопасности ГПОУ ТО «ТГТК» Олег Николаевич Щукин;

— инженер кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» Эдуард Артурович Оганян;

— по номинациям «Историческое наследие на транспорте», «Детские железные дороги, как экосистема профнавигации будущего», «Городские и региональные транспортные системы»:

— доктор технических наук, заведующий кафедрой «Транспортно-технологические машины и процессы» Виталий Юрьевич Анцев (председатель);

— кандидаты технических наук, доценты кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» Сергей Александрович Тишин и Алексей Дмитриевич Горынин;

— ассистент кафедры «Транспортно­технологические машины и процессы» Алексей Валериевич Отрохов;

— начальник отдела организации дорожного движения управления ЦОДД ГУ ТО «Тулаупрадор» Иван Константинович Минкин;

— по номинациям «Цифровые и интеллектуальные транспортные системы», «Безопасность транспортной деятельности», «Технологии перевозок и транспортная логистика», «Пассажирский транспорт и услуги для пассажиров»:

— доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» Игорь Евгеньевич Агуреев (председатель);

 — кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» Владислав Александрович Пышный; 

— старший преподаватель кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» Виталий Александрович Митюгин; 

— заведующая отделением транспорта и логистики ГПОУ ТО «ТГТК» Оксана Владимировна Филимонова;

— генеральный директор ООО «ТАГ» Александр Владимирович Гладышев.

Результаты станут известные в ближайшее время.  

Лучшие работы будут рекомендованы для участия в финале конкурса, который состоится в мае 2025 года в Российском университете транспорта (МИИТ).

Татьяна Крикункова

Фото Михаила Гиндина

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности