Из аудитории – в конструкторское бюро
Из аудитории – в конструкторское бюро
• 08.12.2025 12:00
Ростех развивает образовательные программы в сотрудничестве с ведущими вузами страны.
Оборонно-промышленный комплекс играет ключевую роль в обеспечении безопасности страны и развитии высокотехнологичных отраслей. Сегодня особенно важно готовить новое поколение инженеров, способных создавать современное вооружение, сложные технические системы.
Такие проекты реализуются и на базе Тульского государственного университета. На предприятии организована передовая инженерная школа «Тульская инженерная школа «Интеллектуальные оборонные системы», которая предоставляет студентам возможность совмещать обучение с практикой, работать над реальными проектами. После окончания вуза выпускники приходят на предприятия корпорации, в том числе в Конструкторское бюро приборостроения имени академика А.Г. Шипунова. О том, как строится процесс обучения и почему молодые специалисты выбирают профессию инженера, рассказывает 23-летний Иван ШПОРИН, руководитель студенческой проектной группы.
– Иван, почему вы решили стать участником передовой школы Ростеха?
– Меня всегда привлекали творческие профессии. В их числе инженер-конструктор. В нашем городе предприятия оборонной промышленности пользуются заслуженным авторитетом. Здесь можно углубить знания, участвовать в создании передовых изделий, получать достойное денежное вознаграждение. О передовой инженерной школе Ростеха я узнал после бакалавриата, когда выбирал направление магистратуры.
– Какие направления подготовки вам наиболее интересны?
– Ещё в школьные годы в курсе физики меня привлекала оптика. При поступлении в институт выбрал именно это направление. В процессе обучения освоил применение теоретических знаний в области физики и геометрии для моделирования оптических систем. В связи с этим мне наиболее интересно направление приборостроения, так как есть возможность продолжать развитие в области оптики.
– В каких проектах или разработках вы уже участвуете?
– В настоящее время являюсь руководителем студенческой проектной группы, которая занимается разработкой объектива, корпус которого состоит из углепластика. Сложность проекта в отсутствии аналогов и в особенностях материала, который не позволяет применять стандартные способы крепления оптических деталей. Однако нас не пугают трудности.
– С какими технологиями или оборудованием работаете чаще всего?
– В основном мы работаем на компьютерах, моделируем части системы и разрабатываем конструкторскую документацию. На следующем этапе должны работать с линзами и деталями конструкции, смоделированными ранее и изготовленными по нашим чертежам. Это очень интересно, когда ещё в процессе учёбы можно смоделировать, а потом собрать в железе свою разработку и проверить её на практике.
Кроме того, в инженерной школе есть большой современный лабораторный комплекс, позволяющий на практике освоить принципы физической оптики.
– Как строится ваш образовательный процесс?
– Отличительная черта обучения в Ростехе заключается в том, что лекции по разным дисциплинам читают не только преподаватели передовой инженерной школы, но и специалисты Конструкторского бюро приборостроения. Такой подход позволяет на реальных примерах видеть, как идеи реализуются на производстве. В основе обучения лежит проектная работа в междисциплинарной проектной группе. В нашей группе собраны магистранты с разных направлений. Под руководством представителей передовой инженерной школы и Конструкторского бюро приборостроения проходим практику.
Для инженера будущего крайне важно быть эрудированным. Знания в самых разных сферах жизни позволяют решать разнообразные инженерные задачи
– После окончания обучения вас ждут в АО «НПО «Высокоточные комплексы». Чем хотели бы заниматься?
– После окончания обучения буду стремиться проектировать различные отечественные оптические системы и, возможно, курировать интересную тему, разрабатывать новые изделия. передовая инженерная школа учит управлять проектами, пока, правда, студенческого уровня.
Конечно, уже сегодня думаю, в какой сфере инженерной деятельности интереснее работать. Высокий уровень знаний, которые получаю, предоставляет возможность широкого выбора. Пока вижу себя инженером-исследователем или специалистом, способным решать сложные технические задачи. В Ростехе, «Высокоточных комплексах» много интересных направлений.
– Что для вас значит работать в оборонно-промышленном комплексе?
– В первую очередь стремлюсь работать в значимом для страны производственном коллективе. Продукция, изготавливаемая на предприятиях Ростеха, завоевала авторитет не только в нашей стране, но и за рубежом. Работа в ОПК предоставляет возможность решать актуальные задачи, находить решения, применяя идеи и знания. Сегодня в условиях защиты суверенитета страны наша работа становится архиважной.
– Какие навыки, на ваш взгляд, особенно важны для инженера будущего?
– Для инженера будущего крайне важно быть эрудированным. Знания в самых разных сферах жизни позволяют решать разнообразные инженерные задачи. Например, биология может помочь в проектировании систем технического зрения. В передовой инженерной школе уделяют большое внимание развитию системности мышления. Ведь важно видеть взаимосвязанные процессы в сложных технических системах. Я занимаюсь актуальными проблемами развития оптики. Пока моя роль – находить новые материалы для объективов.
– Дайте совет выпускникам школ, которым предстоит выбрать место для дальнейшей учёбы.
– Постарайтесь выбрать значимую для общества, востребованную на рынке профессию. Такую возможность предоставляют предприятия Ростеха. Здесь можно стать профессионалом, добиться карьерного роста, достойно содержать семью. Выбирайте профессии оборонно-промышленного комплекса. Не ошибётесь.
Олег ФАЛИЧЕВ, «Красная звезда»
Валерий РОКУНЕЦ, «Красная звезда»
Фото Ильи Ходаковского
Читать на сайте "Красная звезда": http://redstar.ru/iz-auditorii-v-konstruktorskoe-byuro/