О героической профессии учителя
SVGНовости университета

О героической профессии учителя

О героической профессии учителя

• 15.12.2025 16:59

«На третьем фронте вставая горою,

на фронте учёбы, на фронте книг, —

учитель равен солдату-герою —

тот же будёновец и фронтовик».

Владимир Маяковский


Эти строки стали эпиграфом к торжественному мероприятию, которое состоялось 15 декабря в Тульском государственном университете.

В вузе подвели итоги III конкурса презентаций. В этом году он получил название «Учитель — профессия героическая!» и был посвящён 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 84-й годовщине обороны Тулы.

Организатором конкурса традиционно выступила кафедра «Теория и методика образования» Института педагогики, физической культуры, спорта и туризма.

Свои работы представили второкурсники направления подготовки «Педагогическое образование» — будущие учителя английского языка и физической культуры. Конкурс дал им возможность прикоснуться к профессии и ощутить её глубокое предназначение на примере жизни тех, кто выбрал педагогическую стезю и ни при каких обстоятельствах с неё не свернул.

Открыла церемонию доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Теория и методика образования», Заслуженный учитель школы Российской Федерации Ольга Владимировна Заславская.

У конкурса, сказала она, очень важная задача — вдохновить участников и вызвать у них чувство радости от сопричастности к благородному педагогическому ремеслу.

На первый взгляд, продолжила Ольга Владимировна, кажется, что профессия учителя самая мирная. Действительно, какие эмоции может вызвать такая картинка — просторный класс, сидящие за партами ребятишки, внимательно слушающие своего учителя? Только светлые, конечно же!

Но учитель, подчеркнула выступающая, всё-таки героическая профессия. И прежде всего благодаря жизненным историям многих поколений учителей. Во все сложные времена того учителя, который смог продолжить учить, считали героем. Когда свинцовые тучи рассеивались и в школе звенел звонок, говорили, что жизнь продолжается. И добрым вестником этого и был учитель, входящий в класс.

Велика и степень ответственности, которую возлагает на себя учитель. А это, отметила Ольга Владимировна, тоже сродни героизму. Жить с такой долей ответственности — тяжёлая, но прекрасная ноша.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика образования» Светлана Владимировна Оськина рассказала, что на конкурс было представлено 37 презентаций в рамках изучения дисциплины «Основы воспитательной работы». Они были посвящены педагогам-участникам Великой Отечественной войны из разных уголков нашей страны, а также героям, жившим и работавшим в Тульской области.

Светлана Владимировна познакомила с некоторыми студенческими работами.

Елена Фёдоровна Колесова, Матрёна Исаевна Вольская, Ольга Михайловна Мартынова и Надежда Васильевна Строгонова учительствовали. Их мирный труд прервала война.

Елена ушла в партизанский отряд и погибла при проведении одной из операций по уничтожению противников. Беременная Матрёна вместе с коллегой смогли эвакуировать в советский тыл детей и подростков, которым грозил угон в Германию в случае второй оккупации. Ольга была привлечена к разведывательной работе. По доносу предателя она была схвачена в 1942 году и после страшных пыток публично казнена. Надежда во время блокады Ленинграда вместе с другими учителями спасла от гибели 625 детей.

Подвигу этих молоденьких учительниц посвятили свои работы студенты Маргарита Садикова, Феруза Кадырова, Артём Петров и Виктория Афанасьева.

Семнадцатилетним ушёл на фронт Михаил Иванович Меднов. Совершил боевой путь от Калужской области до Восточной Пруссии. Был награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды. После войны работал учителем в Калужской и Тульской областях, а также в самой Туле.

Биографию героя изучили студентки Валерия Соломонова и Анастасия Ермакова.

Ирина Мамонова рассказала об учителе русского языка и литературы, а в дальнейшем директоре Одоевской средней школы Евдокии Фёдоровне Бобылёвой. Во время Великой Отечественной войны она воевала в зенитной батарее, была награждена орденом Отечественной войны II степени. На пенсию ушла в 90 лет…

Директор Ефремовской средней школы № 2 Николай Васильевич Лебедев воевал на Калининском, Брянском, Белорусском фронтах. Получил тяжёлое ранение и был комиссован. О боевом пути героя поведала Карина Иванчик.

А Вера Ковылина изучила историю системы народного образования Тульской области в период 1941-1945 годов. Педагоги Тулы, написала в своей работе студентка, заменяли мобилизованных коллег, выполняли двойную нагрузку и продолжали обучать детей. Несмотря на тяжёлые условия войны, система образования Тулы выстояла.

Прозвучало имя польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака, погибшего вместе со своими двумястами воспитанниками в газовой камере. Даже на пороге смерти он продолжал заботиться о детях и рассказывал им сказки.

— Януш Корчак — наш педагогический святой! — подчеркнула Ольга Владимировна Заславская. — Он воплощает в себя всё то, что должно быть в каждом учителе.

О героях презентаций можно рассказывать бесконечно. Все они осветили свой земной путь самоотверженностью и искренней любовью к людям. Учителя с большой буквы, они послужат примером для тех, кому только предстоит сделать свои первые шаги на педагогическом поприще.

По итогам конкурса были удостоены Дипломов:

I степени — Ирина Гуляева, Артём Петров;

II степени —Вера Ковылина, Виктория Седлецкая;

III степени — Юлия Замураева, Ирина Мамонова.

Поздравляем!


Татьяна Крикункова

Фото Ильи Ходаковского

Фоторепортаж