Наука как творческий мотиватор

  • 27.09.2022

Наука как творческий мотиватор

27 сентября академик РАН, руководитель направления стратегии и развития Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, заведующий лабораторией металлокомплексных и наноразмерных катализаторов ИОХ РАН Валентин Павлович Анаников встретился со студентами и молодыми учёными Тульского государственного университета.

Он прочитал для ребят лекцию «Траектория развития студента и аспиранта в научно-образовательных проектах».

Предваряя своё выступление, гость отметил, что хотел бы дать юношам и девушкам несколько советов для того, чтобы их деятельность была успешной.

Траектория развития в научно-образовательных проектах представляет собой определённую схему: студент → аспирант → молодой учёный → старший научный сотрудник → руководитель темы (направления).

И чтобы эта схема сработала, необходимо извлечь максимум из обучения в университете. Нужно пройти трудный, но увлекательный путь от нахождения для себя самого интересного, приобретения навыков работы в лаборатории и определения своего призвания до написания научных статей, получения грантов, создания собственной лаборатории и формирования своего направления в работе.

Учёный должен обладать критическим мышлением и обязательно быть мотивирован на успех.

Валентин Павлович подчеркнул, что наука изменяет мир, а потому именно глубинное внутреннее желание изменить мир должно стать для молодого учёного особым двигателем в его становлении и научной деятельности.

Тема, затронутая на лекции, плавно перетекла в «Научное кафе», которое сегодня начало свою работу в ТулГУ при грантовой поддержке правительства Тульской области проектной деятельности молодёжи (молодёжных инициатив).

«Научное кафе» — это цикл научно-популярных лекций от именитых учёных России о перспективных исследованиях в различных областях науки и техники в неформальной обстановке за чашкой любимого горячего напитка.

Студенты и молодые учёные буквально засыпали Валентина Павловича Ананикова вопросами.

Сначала они поинтересовались у него, почему он выбрал именно химию.

Валентин Павлович признался, что уже в средней школе понял, что хочет заниматься наукой. А химия по своей сути — универсальна и обобщает все отрасли промышленности и сферы жизни человека. Более того, она присутствует во всех дисциплинах и во многих междисциплинарных проектах. Создание нейронных сетей для решения химических задач — одно из приоритетных научных направлений. Именно поэтому навыки программирования у химиков, подчеркнул гость, востребованы как никогда.

Валентин Павлович рассказал ребятам о значении образования для построения успешной карьеры. Он посоветовал девушкам и юношам рассматривать магистратуру через призму профессионального уровня, которого они хотят достигнуть.

Прозвучал вопрос и о том, как найти вдохновение для написания научной статьи.

Валентин Павлович сообщил, что свою первую статью писал в течение двух лет. Было трудно, но интересно. Пришёл опыт, и эта работа стала увлекательным процессом. Наука, подчеркнул гость, это творческий мотиватор.

На вопрос, помнит ли учёный свою первую химическую реакцию, Анаников ответил утвердительно. Такое никогда не забывается!

Интересовались ребята и о том, что в ближайшие пять лёт ждёт российскую науку и какова доля её негосударственного финансирования.

Валентин Павлович выразил уверенность, что ожидается подъём. По его мнению, будут востребованы инженерные и технические специальности. Что же касается доли негосударственного финансирования, то уже сейчас она очень заметна. В возглавляемой учёным лаборатории источником половины средств на исследования как раз является негосударственное финансирование.

В конце встречи первому спикеру «Научного кафе» вручили подарок — тульский пряник.

Татьяна Крикункова

Фото Михаила Гиндина

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности