- 12.12.2022
Зачем нужна учёная степень
Вопрос с очевидным, казалось бы, ответом стал темой дискуссии в программе «Ректорат» Общественного телевидения России, в которой принял участие ректор Тульского государственного университета Олег Александрович Кравченко.
Ведущий программы, ректор МГИМО Анатолий Васильевич Торкунов, открывая эфир, обозначил его тему: учёные степени нужны только их обладателям или стране и миру? Как отличить тех, кто защищает диссертацию из-за карьерных амбиций от тех, кто действительно хочет служить науке и видит в этом своё призвание.
По данным Высшей школы экономики, почти две трети всех учёных степеней в России приходятся на исследователей в области технических наук (60,2%), ещё почти четверть — кандидаты и доктора естественных наук (23,4%), степень в области общественных наук имеют 5,8% всех сотрудников, на медицинские науки приходится 4,2%, на гуманитарные — 3,6%, на сельскохозяйственные — 2,8%.
Соответствует ли этот баланс интересам экономики страны и её общества, задал вопрос А.В. Торкунов. По мнению президента РУДН Владимира Михайловича Филиппова, российской экономике нужны учёные в сфере инженерии, но для общества не менее важны и гуманитарные дисциплины. В целом, распределение учёных степеней в России соответствует мировому.
Ведущий «Ректората» отметил, что Тульская область динамично развивается, причём не только в своей традиционной оборонной сфере, но и в сельском хозяйстве, в гуманитарном направлении, в частности, тульские музеи Анатолий Васильевич Торкунов назвал одними из лучших в стране. А ректора ТулГУ он спросил о том, как вуз влияет на выбор научных тем, имея в виду подготовку инженерных кадров, так необходимую региону.
Больше половины образовательных программ в ТулГУ посвящены инженерным направлениям, отметил Олег Александрович Кравченко:
— Важнейшей для региона сферой является машиностроение и те предприятия, что входят в Союз машиностроителей России. На них работает множество выпускников ТулГУ, в их числе — и выдающиеся конструкторы, и сильные учёные. Предприятия формируют востребованную ими повестку исследования, и мы уже на первом курсе знакомим студентов с этими направлениями. Всегда есть звёздочки, которые хотят быть учёными, главное — как можно раньше вовлечь их в этот процесс, и здесь большая роль принадлежит научным школам, которые складывались годами. Когда ребята видят результат своей работы, могут пощупать его руками, это их вдохновляет.
Говоря о социогуманитарной сфере, ректор ТулГУ отметил богатую и славную историю Тульской земли, на которой сильны традиционные корни, которые легли в основу государственности. Студенты, по его мнению, должны понимать, как складывалось государство. Исследования в этой области помогут правильно сформировать взгляды молодёжи, добавил О.А. Кравченко.
Специалист, который защитил диссертацию, не должен почивать на лаврах, продолжил ректор ТулГУ. Наоборот, для него это вызов, движение к дальнейшим целям, в том числе, внедрению своих разработок. В Туле, где большинство исследований практически ориентированы, сделать это проще, считает О.А. Кравченко. К учебному процессу в ТулГУ привлекают практикующих конструкторов — их преподавание мотивирует ребят выбирать аналогичный вид деятельности.
В дискуссии также принял участие ректор Балтийского федерального университета имени И. Канта Александр Александрович Фёдоров. Он согласился с тем, что доктор наук — не почётная степень, а, прежде всего, обязанность подтверждать наличие особых заслуг и умений в течение всей жизни. Доктор наук сегодня, по мнению ректора, один в поле не пахарь, открытия и серьёзные разработки — дело научного коллектива. В будущем, возможно, будет принят формат коллективных защит диссертаций.
Дмитрий Литвинов