- 27.01.2023
Гуманитарное образование в подготовке инженеров
26 января в Тульском государственном университете прошло третье заседание Дискуссионного клуба.
В этот раз оно было посвящено роли гуманитарного образования в подготовке инженеров.
Проректор по международной и проектной деятельности Олеся Евгеньевна Лабадзе в своём приветственном слове сделала акцент на актуальности обсуждаемой тематики.
Проректор по учебной работе и цифровизации Владислав Викторович Котов в свою очередь подчеркнул, что гуманитарный блок, не будучи связанным с профессиональными компетенциями инженеров, является важной образовательной составляющей.
Дискуссия была интересна тем, что проблема рассматривалась с разных ракурсов. Свои мнения высказывали не только преподаватели вуза, но и представители ведущих работодателей региона, студенты.
Начальник отдела Центрального конструкторского бюро аппаратостроения Юрий Алексеевич Лазин своё выступление посвятил связи гуманитарного образования в университете с адаптацией выпускников в коллективе предприятия.
Каждый человек, сказал выступавший, должен быть максимально образован. Одна из главных задач высшего учебного заведения заключается в том, чтобы подготовить молодых специалистов к своевременному проявлению своих творческих способностей.
По мнению Юрия Алексеевича, хорошим шлюзом между вузом и предприятием могут стать отраслевые лаборатории, в которых студенты имеют возможность развить свои жёсткие и гибкие навыки (World & SoftSkills).
Помимо укрепления взаимодействия между университетом и предприятиями, а также организации на их базе бизнес-инкубаторов огромную роль играют самообразование преподавателей и особая атмосферы доверия к ним со стороны студентов.
В своём выступлении Лазин коснулся очень важного вопроса формирования эмоционального интеллекта у обучающихся, который помог бы им в дальнейшем достойно проявить себя в профессиональной среде.
У пятикурсника кафедры САУ Института высокоточных систем им. В.П. Грязева Алексея Корнелюка серьёзный багаж достижений.
Парень занял I место в корпоративном рейтинге и VI место в личном рейтинге X Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего 2022», был участником второго этапа XII Национальной научно-технической конференции, выступал в качестве модератора проектной деятельности в Летней англоязычной школе магистрантов и аспирантов ТулГУ «Dive into Science».
Алексей выступил с предложением о проведении курсов технического английского языка и практикумов для студентов с целью изучения актуальных вопросов специальности, организации клубов мышления, а также активизации проектной деятельности гуманитарной направленности.
Доктор политических наук, профессор, директор Института гуманитарных и социальных наук Ирина Александровна Батанина в своём выступлении подчеркнула, что цель гуманитарного образования заключается в формировании разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамично изменяющихся социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Именно благодаря таким гуманитарным наукам как история, политология, право, социология, психология, педагогика, философия, культурология, русский и иностранные языки, коммуникология можно создать систему ценностей. Она включает в себя гражданственность, труд как основу самореализации, семью, нравственные качества, коммуникативные и экологические навыки, навыки здоровьесбережения. К тому же образование, подчеркнула Ирина Александровна, это ведь не только получение профессиональных знаний, но ещё и формирование зрелой личности.
Заместитель директора Института права и управления Сергей Николаевич Ковалёв рассказал о возможных путях построения гуманитарного цикла.
Их четыре — картина мира, фестиваль, утилитаризм и минимализм.
Первый путь — это акцент на таком предмете, как история. Второй подразумевает преподавание гуманитарных дисциплин яркими и харизматичными лекторами, активное посещение студентами выставок, музеев и театров. Третий путь означает организацию курсов с гуманитарной составляющей, например, по истории техники или истории медицины. Ну а четвёртый предполагает преподавание азов каких-либо гуманитарных наук.
По мнению Сергея Николаевича, оптимальным вариантом является сочетание первого и второго пути, обеспечивающее необходимый для формирования гармоничной личности объём гуманитарных знаний.
Директор Стартап-студии Юрий Андреевич Чадаев отметил, что промышленные революции задают исходные требования к системе подготовки кадров. При этом каждой промышленной революции соответствует новая технология мышления.
Юрий Андреевич подробно остановился на ключевых гибких навыках новой промышленной революции и методах проектного обучения.
После выступлений докладчиков состоялась общая дискуссия, в ходе которой участники высказали свои идеи и предложения.
Татьяна Крикункова
Фото Михаила Гиндина