- 09.02.2023
Жизнь в науке
Без малого шестьдесят лет трудовая деятельность доктора технических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Владимира Яковлевича Распопова связана с Тульским государственным университетом.
А начиналось всё с мечты. Как многие советские ребята, Володя Распопов хотел стать инженером. По окончании школы поступил на кораблестроительный факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта.
На четвёртом курсе в его судьбе произошёл крутой перелом.
Это была эра космонавтики, и страна нуждалась в инженерных кадрах, способных обеспечить динамичное развитие аэрокосмического производства. Многим студентам с хорошей успеваемостью поступали предложения о переводе в вузы соответствующего профиля.
То же самое произошло и с Владимиром Распоповым. Он перевёлся в Ленинградский институт точной механики и оптики на кафедру навигационных приборов. Причём потерял год, так как в новом вузе начал учиться не с пятого курса, а с четвёртого. Как показало время, такая потеря в дальнейшем себя оправдала сполна.
По словам Владимира Яковлевича, ему очень повезло с учителями. С благодарностью вспоминает он своих прекрасных преподавателей — доктора технических наук, профессора Михаила Митрофановича Богдановича и доктора технических наук, профессора, инженера-капитана первого ранга, члена Географического общества СССР Константина Сергеевича Ухова.
Последний вообще был легендарной личностью. Во время первой мировой войны Ухов служил старшим штурманом на броненосном крейсере «Баян», участвовавшем в сражении с германским флотом в районе Моонзундских островов. Эти эпизоды отразил в своём романе «Моонзунд» В.С. Пикуль.
Константин Сергеевич принимал участие в Великой Отечественной войне.
Имя Ухова было присвоено учебно-производственному судну Ленинградского высшего инженерного морского училища им. адмирала С. О. Макарова.
Владимир Яковлевич признаётся, что чудесный город Ленинград оставил глубокий след в его душе. Студенческая пора пролетела под знаком необыкновенной тетрады — учёба, спорт, дружба и любовь. Когда учёба вдохновляет, спорт закаляет, дружба объединяет, а любовь окрыляет, то жизнь играет сами яркими красками.
После окончания в 1962 году Ленинградского института точной механики и оптики по специальности «Гироскопические приборы и устройства» Владимир Яковлевич трудился инженером в Тульском конструкторском бюро приборостроения. Его мечта стать инженером сбылась.
А потом был Тульский политехнический институт. В вузе Распопов прошёл славный путь от ассистента до заведующего кафедрой «Системы ориентации, гироскопы и электрооборудование» (впоследствии «Приборы управления» Института высокоточных систем им. В.П. Грязева ТулГУ).
Основными вехами своего становления как учёного Владимир Яковлевич считает защиту в 1967 году кандидатской, а в 1988 году — в специальном совете МВТУ им. Н.Э. Баумана докторской диссертации по приборам специального назначения.
Профессор Распопов подготовил 5 докторов и 20 кандидатов технических наук.
Владимир Яковлевич — автор более 300 научных статей, около 40 авторских свидетельств и патентов на изобретения, учебника «Прикладная теория гироскопов», 15 учебных пособий и 4 монографий.
— Настоящий учёный постоянно ставит перед собой задачи и решает их. При этом он должен мерить себя по задачам, а не задачи по себе, — утверждает он. — Лично для меня наука — это жизнь!
Но не зря же говорят, что талантливый человек талантлив во многом.
Перу тульского учёного принадлежат произведения «Парусный флот в истории России», «Очерки о культурном наследии России» и «Статьи на избранные темы». В последней книге речь идёт об истории российского флота, навигации, бортовых гироприборах и некоторых культурных памятниках нашей страны.
Воистину, чтобы написать такие произведения, надо быть не просто знатоком своего дела, но и настоящим патриотом своей страны.
Владимир Яковлевич Распопов — именно такой человек!
Татьяна Крикункова
Фото Михаила Гиндина