- 14.02.2023
«Лучше научных идей могут быть только новые научные идеи»
Личный пример родителей, как известно, играет огромную роль в жизни их детей. Да и народная мудрость гласит: «Не воспитывайте своих детей! Всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!»
Конечно же, дети могут пойти дальше своих родителей и в чём-то их превзойти, но сама основа закладывается именно в семье. Родительский пример и сыграл свою роль в становлении доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой «Охрана труда и окружающей среды» Института горного дела и строительства Владимира Михайловича Панарина.
На выбор профессионального пути учёного повлиял его отец, Михаил Васильевич Панарин.
Он трудился электриком на Тульском комбайновом заводе и был, как рассказывает сын, специалистом от Бога. Частенько брал работу на дом — ремонтировал электронные ламповые приборы.
— С раннего детства я наблюдал, как устройства оживают в его умелых руках: стрелки начинали бегать по шкалам, сигнальные лампы моргать, а двигатели вращаться, — вспоминает Владимир Михайлович. — А лицо отца буквально светилось радостью. Да и моё тоже.
Тогда-то и появилось у будущего учёного желание создавать новое и заниматься наукой.
Владимир Панарин поступил в Тульский электромеханический техникум имени А.Г. Рогова. Ребята, видя, что тот постоянно порывается что-то разработать, сразу же дали ему кличку Технарь.
Был призван в ряды Советской Армии. Служил в учебном полку на ракетном полигоне Капустин Яр.
Как выпускника техникума Панарина оставили преподавать новобранцам специальные дисциплины. За разработку учебного стенда Владимир получил свою первую премию — 10 рублей 40 копеек. По тем временам это были немалые деньги. По сути, преподавательский опыт учёный приобрёл в армии.
После демобилизации Владимир Михайлович в течение семи лет проработал на Тульском комбайновом заводе — электромонтёром, мастером, инженером, начальником смены. Без отрыва от производства учился в Тульском политехническом институте по специальности «Автоматика и телемеханика».
В этот период разработал проект по телеметрии приборов учёта электроэнергии в режиме реального времени.
— Тогда это было достаточно новое решение, — говорит Владимир Михайлович. — В условиях ограничений завода по электроэнергии моя разработка способствовала снижению потерь и штрафов за перерасход энергии.
Вуз заводчанин окончил с красным дипломом. Ещё на последнем курсе заочного обучения доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автоматика и телемеханика» Вячеслав Сергеевич Карпов предложил толковому студенту работу на кафедре.
— И я перешёл с большим желанием и двукратной потерей в заработной плате, — рассказывает профессор Панарин. — И в дальнейшем о принятом решении ни разу не пожалел.
В институте сразу же включился в разработку адаптивной системы управления траекторией движения горелкой сварочного манипулятора для изделий большой протяжённости.
— Было много математики, первое компьютерное моделирование на ЭВМ типа М 6000, сложная реализация на электронике тех лет, — так описывает процесс Владимир Михайлович.
Руководителем работ был Вячеслав Сергеевич Карпов. В состав научной группы вошли доктора технических наук, профессора Вячеслав Михайлович Мазуров и Валерий Васильевич Подсевалов, а также старший преподаватель Виктор Юрьевич Войницкий.
И по сей день, говорит профессор Панарин, он благодарен этим людям за знания и за любовь к науке, которую они смогли ему привить.
Практическая часть работы выполнялась в ПО «Кран» в городе Узловая Тульской области. Там система использовалась вплоть до девяностых годов.
В памяти учёного остались многочисленные командировки в Киев, Кременчуг, Ленинград и Москву, связанные с внедрением системы на предприятиях этих городов. Владимир Михайлович признаётся, что испытывал огромное удовлетворение от того, что идеи, модели и схемы были реализованы в металле, получены первые патенты на изобретения и опубликованы научные статьи.
— Когда видишь, что до тебя этого не было и вот появилось, то чувства, которые тебя охватывают, трудно передать словами. Ощущаешь себя первооткрывателем! — делится Владимир Михайлович. — А ещё осознаёшь себя полноправным членом большой и дружной научной команды, способным в какой-то мере изменить этот мир к лучшему.
Знаковыми периодами своей жизни профессор Панарин считает учёбу в аспирантуре под научным руководством Вячеслава Сергеевича Карпова и в докторантуре у Вячеслава Михайловича Мазурова. Ну и, безусловно, работу под руководством тогдашнего ректора, доктора технических наук, профессора Эдуарда Михайловича Соколова.
— Это был человек, умевший не только оценить масштаб научных проблем, но предложить оптимальные решения, основанные на глубинных научных закономерностях, — так характеризует Панарин своего старшего товарища. — Именно по инициативе Эдуарда Михайловича началась разработка автоматических систем экологического мониторинга загрязнения атмосферного воздуха промышленно развитых территорий, которая в настоящее время находит практическое применение.
Огромное влияние на Владимира Михайловича Панарина оказал академик РАН, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий.
С его именем, рассказывает учёный, связаны плодотворные и счастливые годы работы в филиале МГУ в городе Севастополе. Под научным руководством Виктора Антоновича Садовничего в составе группы авторитетных учёных профессор Панарин реализовывал серьёзные научные проекты.
— Упорство при решении задач во мне воспитал академик РАН, заведующий кафедрой Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева Валерий Павлович Мешалкин, — сообщает Владимир Михайлович. — Научная группа академика Мешалкина, в которой мне посчастливилось работать более 20 лет, внесла большой вклад в совершенствование технологий химических предприятий Тульской области.
Совместные с Валерием Павловичем многочисленные зарубежные командировки, по словам Панарина, убедили его в первенстве отечественной науки по многим направлениям.
И сегодня академик Мешалкин много делает для кафедры «Охрана труда и окружающей среды»: читает лекции для студентов, руководит подготовкой научных статей, предлагает новые интересные проекты.
У Владимира Михайловича Панарина есть жизненное и профессиональное кредо.
Он считает, что преподаватель со студентами, учёный с научным коллективом и руководитель с сотрудниками обязан создать команду, настроенную на позитивную волну. Это необходимо как для образовательного процесса, так и для получения научных результатов и выполнения подразделением своих непосредственных обязанностей.
— Результат может быть достигнут только тогда, когда большинство участников проникнутся целью своей деятельности, уверенностью в своих возможностях и удовлетворением от труда, — говорит профессор Панарин. —Только в этом случае студенты учатся, учёные создают, сотрудники работают.
По мнению Владимира Михайловича, настоящий учёный понимает, что каждая идея, не успев реализоваться, уже устаревает, что надо всё время двигаться вперёд. Остановиться означает отстать. Учёный постоянно предлагает новое и претворяет в жизнь задуманное.
— А ещё необходимо желание делиться знаниями и идеями с коллегами и учениками. Нужно аккуратно подсказать, подвести ученика к тому, чтобы он сам воскликнул: «Эврика!» Чтобы он был уверен, что это его идея. Тогда человек будет работать с душой! — убеждён Владимир Михайлович. — А когда уже в зрелом возрасте, будучи именитым учёным, он осознает, что идею, которая и определила его дальнейшую жизнь, ему аккуратно подкинули, то это будет самое большое спасибо взрослого успешного ученика своему научному руководителю, учёному, наставнику.
Профессор Панарин признаётся, что по жизни ему всегда помогали родители, семья и коллеги по работе.
А ещё песни Владимира Высоцкого. Но если для отечественного барда «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», то для учёного ТулГУ «лучше научных идей могут быть только новые научные идеи».
Татьяна Крикункова
Фото Михаила Гиндина