ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ по материалам Ситуационного центра Минобрнауки России

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

по материалам
Ситуационного центра Минобрнауки России

 

Для чего нужен дистанционный формат обучения и как долго он продлится?

Сама идея дистанционного обучения не нова и давно используется ведущими российскими вузами. Из-за ситуации с коронавирусом эта технология теперь применяется в масштабах всей страны, так как позволяет обезопасить учащихся и преподавателей, предупредить распространение коронавирусной инфекции и одновременно обеспечить непрерывную реализацию образовательных программ.

Никто точно не может сказать, как будет развиваться ситуация с распространением COVID-19 дальше, поэтому вузы должны готовы к тому, что дистанционное обучение может продолжаться достаточно долгий период. Несмотря на то, что переход на дистанционные форматы – это экстренная мера, результатом такого стресс-теста станет качественное изменение высшего образования в России: от широкого внедрения онлайн-курсов до применения современных технологий в вузах по всей стране.

 

Влечет ли применение дистанционных образовательных технологий изменение формы обучение или сроков реализации образовательных программ?

Согласно статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Используемые в рамках организации образовательной деятельности образовательные технологии и методики организации образовательной деятельности, в том числе, предусматривающие опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников с применением информационно-телекоммуникационных сетей не влечет за собой изменение формы обучения.

Согласно пункту 3 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, организации, осуществляющие образовательную деятельность реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения, предусмотренных Законом об образовании, или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

 

Вправе ли студенты, обучающиеся по договорам оказания платных образовательных услуг, требовать внесения изменения в заключенные договоры и изменения их стоимости при переходе на применение дистанционных образовательных технологий?

Договор об оказании платных образовательных услуг (далее – договор) является основанием для возникновения образовательных отношений между студентом, обучающимся за счет средств физических и (или) юридических лиц, и образовательной организацией высшего образования. Договор заключается в письменной форме и предшествует зачислению студента в образовательную организацию (части 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании).

Согласно частям 2 и 3 статьи 54 Закона об образовании в договоре должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы, форма обучения, срок освоения образовательной программы, полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Применение электронного обучение, дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) согласно статье 16 Закона об образовании являются способом организации образовательной деятельности, который согласно пункту 3 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, может применяться при различных формах обучения, предусмотренных Законом об образовании. Применение ДОТ предусматривается и федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки и специальностям высшего образования, которые определяют совокупность обязательных требования к образованию.

Применение ДОТ при реализации образовательных программ не влечет за собой изменения основных характеристик получаемого обучающимся образования, в том числе вида, уровня и (или) направленности образовательной программы, формы обучения и срока освоения образовательной программы, то есть всех тех характеристик предмета договора, которые предусмотрены Законом об образовании.

Применяемые образовательные технологии и способы организации образовательной деятельности не отнесены к существенным условиям договора и пунктом 10 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 (далее – Правила), в котором детализируются сведения, включаемые в договор.

Указание применяемых образовательных технологий и способов организации образовательной деятельности не предусмотрено и примерной формой договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1267.

В тоже время исходя из принципа свободы договора и пункта 10 Правил в договор по соглашению сторон могут включаться другие необходимые сведения и условия, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг, в том числе и применяемые образовательные технологии.

Таким образом, по общему правилу, если иное не предусмотрено договором, применение ДОТ не влечет изменение существенных условий договора и не требует внесения в договор изменений (заключения дополнительного соглашения). Также отсутствуют основания для пересмотра (изменения) стоимости платных образовательных услуг, поскольку основные характеристики получаемого образования, предусмотренные договором, не изменяются при применении ДОТ.

 

Как ликвидировать задолженности в условиях дистанционного обучения?

В соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» студенты, имеющие академическую задолженность, вправе пройти аттестацию по соответствующим предмету, курсу или модулю не более двух раз в пределах одного года с момента образования задолженности. Сроки пересдачи при этом устанавливает вуз. Таким образом, студент может закрыть задолженности после нормализации ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции. В то же время, как и промежуточная аттестация, ликвидация академической задолженности может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с локальным нормативным актом вуза.

 

Где проходить преддипломную практику?

Законодательство не ограничивает возможность проведения практики в формате удаленной работы студентов. Если работы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться студентами при онлайн взаимодействии с руководителями практики, то практика может быть организована дистанционно. При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору о прохождении практики.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности