- 09.06.2021
- Татьяна Крикункова
Молодые учёные о науке и своём месте в ней
Девятого июня в Тульском государственном университете прошла встреча академика РАН, руководителя лаборатории Института органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН Валентина Павловича Ананикова с членами Совета молодых учёных и Студенческого и аспирантского научного общества.
Это уже второй визит московского гостя в наш вуз. Сегодня встреча проходила в двух форматах: утром состоялся семинар «Машинное обучение и алгоритмы искусственного интеллекта в нанотехнологиях», а во второй половине дня круглый стол с молодыми учеными вуза.
Как сказала начальник управления научно-исследовательских работ Ольга Анатольевна Фомичёва, мероприятие проходило в формате «без галстуков».
Семинар Валентин Павлович вёл со своим студентом Даниилом Бойко. На семинаре они рассказали про такую актуальную задачу как обработка и анализ изображений и видео с электронных микроскопов. На данный момент такие данные анализируются вручную, но назрела необходимость ускорения процесса анализа с помощью машинного обучения. Эта тема является очень перспективной сейчас, так как она находится на стыке химии и компьютерных технологий. По итогам семинара В.П. Анаников предложил попробовать развить тему вместе с сотрудниками и студентами кафедры информационной безопасности.
Круглый стол прошёл оживленно — молодые учёные имели возможность задать Валентину Павловичу все интересующие их вопросы и озвучить волнующие их проблемы. Научный сотрудник УНИР, председатель Совета молодых учёных ТулГУ Инесса Грачёва посетовала на то, что не такое уж и большое количество ребят перетекает из студенческой в большую науку. В качестве примера она привела IT-направление, представительницей которого является сама. Обучаясь по программам бакалавриата и магистратуры, отметила Инесса,
такие юноши и девушки принимают активное участие в научных конференциях, пишут научные статьи, а потом их в хорошем смысле слова переманивают на работу IT-компании. И с наукой такие ребята просто прощаются…
Валентин Павлович подчеркнул, что ступень между студентом и аспирантом должны преодолевать не все. И это вполне естественно, так как одной из главных функций высшего учебного заведения является подготовка квалифицированных кадров для реальных секторов экономики.
В науку, подчеркнул учёный, идут те люди, которые не могут в неё не идти. Такой человек чувствует в себе потребность выбрать именно этот путь. В его душе зажигается огонь, исключающий другие варианты развития событий.
Самое интересное в науке — это процесс нахождения нового. Учёного и согревает, и подстёгивает мысль о том, что он знает то, чего пока не знает никто. И вот это чувство первооткрывателя является мощнейшим стимулом. У настоящего учёного оно со временем становится только сильнее. По глубокому убеждению Валентина Павловича, это чувство и надо прививать студентам.
Но на каком этапе реально «получить» это чувство?.. Доцент кафедры «Химия» Вячеслав Арляпов ответил, что всё зависит от самого человека, и рассказал, что очень часто сами студенты обращаются к нему за советом, демонстрируют искренне желание заняться
научно-исследовательской деятельностью.
— Чтобы такое чувство возникло у человека, ему нужно дать новую задачу, — пояснил Валентин Павлович Анаников. — Именно преподаватель должен помочь студенту в этом.
Доцент кафедры САУ Андрей Козырь поднял вопрос об академической мобильности и о целесообразности прохождения студентом ступеней бакалавриата и магистратуры в рамках одного и того же вуза.
Московский гость отметил, что низкая академическая мобильность является проблемой не только студентов, но и молодых учёных. При этом он акцентировал внимание на том, что порой и сами молодые учёные не готовы выйти из привычной для себя зоны комфорта, что-то поменять в своей жизни. Были случаи, когда институт, в котором трудится Валентин Павлович, приглашал на работу молодых и талантливых учёных, а они… отказывались. И зарплата хорошая, и возможность снять жильё есть… Но!
Люди боялись перемен, мотивировали тем, что привязаны к своим близким, а по сути, не хотели сдвинуть себя с места.
По мнению учёного, такая ситуация является ловушкой. Периодически надо менять место работы, поскольку это тоже стимулирует к саморазвитию.
— Да, есть героические личности, которые способны расти в одной и той же структуре, — высказался московский гость. — Но надо больше двигаться! Нужно искать информацию, веб-сайты научных организаций, писать письма, отправлять резюме. Таких активных приглашают, беседуют с ними. Активный человек находит себе место!
У академической мобильности, как и у любой медали, две стороны. В нулевых, сообщил Валентин Павлович, в его лабораторию пришло много талантливых людей. Они получили бесценный практический опыт, а потом уехали работать в США и Европу. С одной стороны, очень жалко терять таких специалистов, с другой стороны, такие специалисты в дальнейшем превращаются в очень хороших партнёров научной организации, из которой выпорхнули. Кроме того, имидж самой научной организации становится всё более и более привлекательным, растёт её престиж. Если специалисты её востребованы на Западе и в Америке, значит, она того стоит.
— Поэтому с академической мобильностью можно проиграть в краткосрочной перспективе, но выиграть в долгосрочной, обеспечив себя будущими партнёрами, — резюмировал Валентин Павлович.
Поинтересовался Андрей Козырь у гостя о возможности приглашать ведущих учёных для чтения курса лекций в вузе, а также о том, сколько научных статей в год должен писать молодой учёный.
Отвечая на первый вопрос, академик Анаников пояснил, что, прежде чем приглашать известного учёного, надо всё тщательно продумать. И чем конкретнее будет предложение, тем больше шансов на то, что вас услышат.
Что же касается количества статей, то Валентин Павлович посоветовал писать не менее трёх в год.
Доцент кафедры «Биотехнологии» Ольга Каманина коснулась вопроса о педагогической нагрузке преподавателей, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, пишут научные статьи и выигрывают гранты.
— Во многих организациях у человека, получившего грант, вычитают часы, — сказал Валентин Павлович. — Внутренний баланс между педагогической и научной работой необходим.
Ольга Анатольевна Фомичёва отметила, что в настоящее время в ТулГУ при непосредственном участии исполняющего обязанности ректора Олега Александровича Кравченко прорабатываются мероприятия по поддержке молодых учёных.
Участники встречи не обошли стороной вопрос о необходимости написания докторской диссертации.
По мнению Валентина Павловича, докторская диссертация для человека, который хочет заниматься наукой, обязательна. Это своего рода и внутренняя поддержка, и свидетельство того, что он может решить научную проблему. Кроме того, гость отметил, что кандидаты наук после сорока лет грантов не получают. А в науке надо постоянно двигаться вперёд.
Туляки попросили учёного дать им несколько рекомендаций по написанию заявок на гранты. Валентин Павлович посоветовал им посмотреть, как пишут такие заявки представители других университетов, проанализировать их и представить, что бы сами подумали о таких заявках, окажись они в роли экспертов.
Процедуре подачи заявок на грант Валентин Павлович обещал уделить больше внимания в свой следующий приезд в ТулГУ.
Инесса Грачёва пригласила академика Ананикова выступить в качестве спикера в новом сезоне семинаров «Шаги в науку 2.0».