- 25.09.2021
В бой идёт Николай Полукаров
25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения нашего земляка, Героя Советского Союза, доцента кафедры гражданской обороны Тульского политехнического института Николая Тихоновича Полукарова.
У этого человека яркая и интересная судьба. Думал ли крестьянский мальчишка, родившийся в деревне Бобровка Венёвского района Тульской области, о том, что будет удостоен высшей степени отличия в СССР, а его имя навсегда останется на страницах славной летописи нашей страны?.. Наверное, и не помышлял об этом. Просто жил, как подсказывало ему сердце, и очень любил свою Родину.
Николай окончил семилетнюю школу и два курса Сталиногорского химического техникума. Занимался в Тульском аэроклубе. Был призван в ряды Красной Армии. А потом в его жизнь, как и в жизни миллионов советских людей, ворвалась Великая Отечественная война.
В 1941 году Полукаров окончил Таганрогскую военную авиационную школу лётчиков и продолжил своё обучение в Краснодарском объединённом училище лётчиков.
На фронт попал в самый разгар войны. В июле 1943 года на территории между Белгородом и Орлом шли ожесточённые бои. В день первого боевого вылета Николая путь к цели ему отрезали зенитки.
…Его Ил-2 резко с горизонтального полёта пошёл в пике. Самолёт всё-таки смог подняться. Но не успел он набрать нужную высоту, как его резко встряхнуло. На левом крыле образовалась большая пробоина. Лётчик попробовал управление и обнаружил, что самолёт реагировал на отклонение рулей. И тогда Полукаров снова ввёл машину в пике и на заданной высоте сбросил на врага несколько бомб. На подбитом самолёте смог сделать два захода на цели.
А однажды, уже в районе Харькова, советских лётчиков, шедших на штурмовку, атаковала группа «мессершмитов». Во избежание прицельного огня противников Николай Полукаров начал маневрировать и успел дать несколько очередей по вражеским истребителям. Три немецких снаряда попали в правое крыло его самолёта. На ИЛ-2 бросились два немецких истребителя. Один атаковал Полукарова сверху, а другой — сзади, в хвост. Но Николай разгадал коварный замысел врага и применил скольжение на левое крыло. Один «Мессершмитт-109» всё-таки ухитрился зайти в хвост самолёту, но попытка его не увенчалась успехом. Вражеская машина была прошита длинной очередью. Так слаженно сработали лётчик Полукаров и его стрелок.
В этом бою машину нашего земляка пробили не менее десяти снарядов. Часть руля поворота была снесена пулемётом воздушного стрелка. Всё это затрудняло управление самолётом. Но о том, чтобы посадить машину на землю, занятую врагом, и речи не могло идти! Усилием воли лётчик Полукаров вёл самолёт на свой аэродром…
Командир звена 140-го гвардейского штурмового авиационного полка 8-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии лейтенант Николай Полукаров принимал участие в разгроме Львовско-Сандомирской группировки врага.
15 июля 1944 года танковая группировка противника нанесла контрудар по наступающим частям 38-й армии из района Плугув. Советские лётчики произвели более трёх с половиной тысяч вылетов. Свой вклад в уничтожение противника на данном направлении внёс и наш земляк.
Всего же за годы Великой Отечественной войны Николай Тихонович Полукаров совершил 132 боевых вылета на штурмовку врага на самолёте ИЛ-2. Он громил фашистов в районе Курска, Харькова, Львова, в Румынии, Чехословакии, Польше и Германии.
Этот отважный человек прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира авиационной эскадрильи. Воевал на Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах.
Великую Победу Николай Полукаров встретил в Германии. Расписался и сфотографировался вместе с боевыми товарищами у поверженного рейхстага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии лейтенанту Николаю Тихоновичу Полукарову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6075). Он также был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-степени, Красной звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».
После войны Николай Тихонович продолжил службу в Военно-Воздушных Силах СССР. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. С авиацией расстался в 1958 году — подвело здоровье. Работал инженером по нормированию труда на одном из тульских заводов.
«Но небо, самолёт никогда не смогу забыть», — признавался сам Полукаров. А когда накануне одного из праздников Победы он получил сообщение о том, что ЦК ВЛКСМ утвердил его кандидатуру на Всесоюзную встречу лётчиков-ветеранов Военно-Воздушных Сил СССР на кубанской земле, снова почувствовал себя в строю.
«С особым интересом и волнением посетили мы Малую землю, — писал Николай Тихонович. — Тут я встретился вновь с чудо-машиной, прославленным ИЛ-2, «чёрной смертью». Недалеко от берега самолёт застыл на постаменте, устремившись в сторону Цемесской бухты».
Летчик вспоминал, как он пристально смотрел на «чёрную смерть», как ему нестерпимо хотелось залезть в кабину, запустить двигатели и взмыть в небо. «Но не в огненное небо войны, — говорил он, — а в небо мирное, светло-голубое».
В 1963 году Полукаров пришёл работать доцентом на кафедру гражданской обороны ТулПИ.
Много времени Николай Тихонович уделял патриотическому воспитанию молодёжи: встречался со школьниками и студентами, выступал по радио с фронтовыми воспоминаниями, рассказывал о Великой Отечественной войне на страницах газет, в том числе и газеты «За инженерные кадры». Был награждён двумя почётными знаками ДОСААФ СССР, Почётным знаком «За отличную работу» Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
В 1973 году Николай Тихонович выпустил книгу воспоминаний «Атакует «чёрная смерть», повествующую о фронтовых буднях. В ней много пронзительных строк, посвящённых друзьям, которые, каждую секунду рискуя своей жизнью, выполняли боевые задания.
Книга эта, конечно же, и о горечи утрат, когда боевые товарищи, уже ставшие родными людьми, уходили в бессмертие. А ещё о мгновениях, когда в сознании проносилось: «Ну, вот и отвоевался». И это «отвоевался» красноречивее всего, потому что страшно было не завершить своё дело, не защитить до конца свой народ…
Именно в этом произведении автор вложил в уста капитана Кондратьева слова, объясняющие, почему немцы называли штурмовики ИЛ-2 «чёрная смерть»: «Броня какая, скорость! А какие возможности! А вооружение! Две пушки, два пулемёта, восемь реактивных снарядов — хоть сразу пускай их, хоть по отдельности. И к тому же шестьсот килограммов бомб. Ну чем тебе не летающий танк?»
Николай Тихонович — автор свыше 20 научных и учебно-методических работ.
Скончался Полукаров 22 мая 1996 года. Похоронен на Смоленском кладбище города Тулы.
В 2000 году на фасаде дома № 10 по улице Демонстрации была открыта мемориальная доска Герою Советского Союза Николаю Тихоновичу Полукарову.
Туляки чтят память своего знаменитого земляка. А коллектив Тульского государственного университета гордится тем, что в стенах нашего вуза трудился такой замечательный человек!
По материалам книг «Бессмертен подвиг их высокий» (Тула, Приокское книжное издательство, 1983 год), «Тульский биографический словарь»/часть 2 (Тула, издательство «Пересвет», 1996 год), «Энциклопедия ТулГУ», Н.Т. Полукаров «Атакует «чёрная смерть» (Издание второе, исправленное и дополненное. Тула, Приокское книжное издательство, 1984 год), Университетской газеты (№2, 6 мая 2009 года).