Коррупция и учебный процесс — понятия несовместимые

  • 10.06.2010

Коррупция и учебный процесс — понятия несовместимые

Второго июня в Тульском государственном университете состоялся круглый стол на тему «О противодействии коррупции в учебном процессе», в котором приняли участие представители прокуратуры Тульской области, УФСБ по Тульской области, начальник отделения следственного управления УВД по городу Туле Светлана Николаевна Деева, старший помощник прокурора Советского района города Тулы Марина Владимировна Куш, проректоры по учебной работе Николай Михайлович Качурин и Сергей Александрович Руднев, советник ректора Игорь Владимирович Еремко, преподаватели и студенты вуза.

Интерес к данному мероприятию был вызван, прежде всего, тем, что за круглым столом обсуждались вопросы, затрагивающие не только основные принципы правового поведения, но и проблемы морально-этического плана.

По своей сути, коррупция — это социальное зло, приобретающее, к сожалению, широкие масштабы. В связи с этим руководство нашей страны приняло решение об активизации законодательной и правоохранительной системы в борьбе с этим негативным явлением. Правоохранительные органы не имеют права вмешиваться в образовательный процесс, однако именно они должны проводить разъяснительную работу среди студентов и преподавателей вузов. Так, например, в качестве эффективных превентивных мер в борьбе с коррупцией могут рассматриваться специальные курсы по уголовной ответственности, диспуты, круглые столы, на которые целесообразно приглашать сотрудников правоохранительных органов.

Поскольку коррупция свидетельствует и о серьёзных отклонениях в сфере духовной, то особое внимание должно придаваться не только воспитанию у молодёжи правовой культуры, но и развитию у неё духовных потребностей.

Именно нравственные ориентиры будут стимулировать молодых людей к получению не просто диплома, а глубоких и крепких знаний, позволяющих достойно реализовывать себя в профессиональной деятельности.

Было отмечено, что в борьбе с коррупцией роль государства как гаранта безопасности личности должна становиться более ощутимой. Выражаться это может в социальной поддержке вузов со стороны государства.

Действенным средством является и анонимное анкетирование студентов, позволяющее выявить факты передачи взяток преподавателям со стороны так называемых посредников, которые, в свою очередь, должны нести не меньшую, чем основные фигуранты, уголовную ответственность за свои противоправные действия. Что же касается различных фирм-посредников, специализирующихся на «поточном производстве» дипломных работ для неуспевающих студентов, то запретить такие фирмы действительно трудно. Но, как подчеркнули все выступающие, любой преподаватель сможет самостоятельно констатировать наличие у обучающихся подлинных знаний, гарантирующих студентам право на получение дипломов о высшем образовании.

Начальник УМУ М.А.Анисимова познакомила присутствующих с нововведениями, разработанными руководством университета в целях противодействия коррупции во время весенней секции. Теперь каждый студент вуза имеет право отказаться от баллов текущей аттестации и самостоятельно выбрать контрольно-измерительный материал. Во избежание использования так называемых «бомб», иными словами, подготовленных заранее ответов на билеты, студенты обязаны излагать ответы на специальных бланках, которые в последствии — в случае апелляции — будут рассматриваться в качестве документальных свидетельств, принимаемых во внимание апелляционной комиссией. В целях обеспечения контроля процедуры ликвидации академических задолженностей в послесессионный период для кафедр факультетов определены строго фиксированные дни пересдач. На кафедрах предметных дисциплин, таких как физика, химия, математика и другие, экзамены будут принимать те преподаватели, которые в течение семестра данный предмет в группе не вели.

Подводя итог всему сказанному, председатель профкома Э.С.Темнов подчеркнул, что залогом успешного образовательного процесса является прозрачность всех взаимоотношений между преподавателями и студентами университета и убеждённость в том, что знания зависят не только от преподавателя (в ТулГУ, действительно, сильный профессорско-преподавательский состав), но и от личной ответственности каждого студента. Что же касается апелляционной комиссии (председатель — Н.М.Качурин), то она не является повторным экзаменом, а именно комиссией, которая имеет право оставить прежнюю оценку, повысить или, наоборот, понизить её. Всё зависит от обоснованности аргументов апеллянта.

Без сомнения, проблемы, рассматриваемы за круглым столом, никого не оставили равнодушным — и студенты, и преподаватели тематикой прониклись. А это — уже серьёзный шаг на пути нейтрализации коррупционной составляющей в образовательном процессе.

Татьяна Крикунова

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности