- 31.03.2022
- Татьяна Крикункова
Эпоха Дюрера глазами студентов
31 марта в рамках Лингвострановедческого лектория студенты кафедры «Лингвистика и перевод» Института гуманитарных и социальных наук (ИГСН) ТулГУ приняли участие в новом образовательном проекте «Дюрер и его эпоха», реализуемом на базе филиала Государственного исторического музея в Туле.
Сотрудник музея Мария Вячеславовна Назарова провела для ребят экскурсию по выставке немецкой гравюры конца XV — первой половины XVI века из собрания Исторического музея. На ней, в том числе, представлены гравюры знаменитого немецкого мастера эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера.
Отпущенные ему 56 лет художник прожил так, как подобает человеку ищущему, постоянно совершенствующемуся в творчестве и стремящемуся постичь самые его глубины.
Для Дюрера, не любившего краски, всегда была важна достоверность. В своих гравюрах, техника которых довольно сложна и, на первый взгляд, лишена теплоты, он достигал того эффекта, когда каждый мускул изображённого человека наполнялся энергией, а шероховатый камень, испещрённый морщинками времени, излучал внутренний свет. И герои на гравюрах Дюрера не просто живые — они эмоционально живые. А их чувства, запечатлённые более пятисот лет тому назад, хорошо читаются и сейчас.
Во всех произведениях Дюрера соблюдены законы перспективы. Никто его этому не учил. Он дошёл до этого сам — в сладостных муках творчества.
Автопортрет в образе Иисуса Христа — это не дерзкое желание уподобиться. Так Дюрер выразил свою жизненную философию. Человек, по его убеждению, должен реализовать в себе то, что в нём заложено, он не может прожить свою жизнь зря. Дюрер, как сказала экскурсовод, сам менял эпоху своим творчеством.
Заведующая сектором по научно-просветительской работе Филиала ГИМ в Туле Екатерина Николаевна Шельдяева подчеркнула важность культурного сотрудничества ТулГУ и музея. Она пригласила студентов нашего вуза на предстоящие выставки: «Фаберже и придворные ювелиры», «Античные амфоры», «Купеческий портрет».
Заместитель директора ИГСН по международным связям Сергей Александрович Пуханов провёл для ребят мастер-класс на английском языке, посвящённый гравюре Альбрехта Дюрера «Носорог». Произведение хранится в Британском музее.
Гравюра была выполнена художником в 1515 году на основе древних источников и писем его друга из Моравии Валентима Фернандеса.
Дюрер, глубоко убеждённый в том, что искусство должно детально отражать окружающий мир, в этот раз отошёл от своих принципов. В Европе никто никогда не видел носорогов. На протяжении последующих 300 лет эта гравюра считалась самым реалистичным изображением животного. Работа Дюрера присутствовала даже в немецких учебниках ХХ века!
«Носорог» считается первым вирусным изображением. При жизни художника было сделано 5000 копий.
Вместе с преподавателем кафедры ЛиП Оксаной Владимировной Козловой студенты реализовали два проекта на немецком языке.
Один из них, в формате печа-куча, был посвящён жизни и творчеству Альбрехта Дюрера.
А второй проект под названием «Угол обзора» был приурочен к 175-летию со дня рождения немецкого художника и графика Макса Либермана. Ребята имитировали его картины и предлагали своё видение этих произведений.
— Мне очень понравилась выставка! — поделилась второкурсница Варвара Гунина. — Экскурсовод так интересно рассказывала об Альбрехте Дюрере! И как о человеке, и как о художнике-новаторе. Такие мероприятия очень важны для расширения границ познания. Ведь искусство способствует как интеллектуальному, так и духовному развитию человека.