"Честная образовательная деятельность и имитация обучения — вещи несовместимые"

  • 01.11.2010

"Честная образовательная деятельность и имитация обучения — вещи несовместимые"

27 октября в Тульском государственном университете состоялось первое в 2010/2011 учебном году заседание Совета ректоров вузов Тульской области. Поскольку оно проходило в преддверии юбилейной для университета даты, его участники от души поздравили ректора ТулГУ Михаила Васильевича Грязева и пожелали коллективу вуза новых успехов и процветания.

С планом работы Совета ректоров вузов Тульской области на 2010-2011 учебный год всех присутствующих познакомил его председатель Михаил Васильевич Грязев.
Анализу рынка труда и образовательных услуг, предоставляемых филиалами государственных и негосударственных вузов, деятельности их представительств на территории Тульской области посвятили свои выступления заместитель директора департамента труда и занятости Татьяна Ивановна Разумовская и ректор Тульского института экономики и информатики Евгений Борисович Карпов.

Характеризуя ситуацию, сложившуюся в настоящее время на региональном рынке труда, Татьяна Ивановна отметила, что на фоне значительного уменьшения количества безработных и увеличении в 1,7 раза потребности в специалистах в органах занятости населения отмечают следующую тенденцию — в основном в области востребованы рабочие кадры, а выпускникам вузов, получившим экономическое и юридическое образование, всё труднее становится найти себе работу по специальности. Но даже с учётом высокой потребности региона именно в рабочих кадрах мониторинг показал, что многие работодатели на рабочие места предпочитают приглашать только людей с высшим образованием.  
И это вполне объяснимо: предприятиям нужны высококвалифицированные кадры, обладающие навыками программирования, пуско-наладочных работ и обслуживания современных станков с программным управлением и автоматизированных поточных линий последнего поколения.

Конечно же, ситуация на рынке труда не бывает статичной, она постоянно меняется. Но изменение ситуации, как правило, резонирует во всех сферах человеческой деятельности, поэтому и возникает такое понятие как «престижность профессии».
Основной задачей взаимодействие вузов и органов занятости населения является разработка специальных программ адаптации молодых специалистов, опережающего профессионального обучения и программ, предусматривающих подготовку и переподготовку кадров. Кстати, у департамента труда имеется большой опыт в этом плане: праздники труда, мероприятия по вовлечению безработных граждан в активную трудовую деятельность, стажировки. Именно по инициативе органов занятости населения молодые специалисты с целью приобретения опыта работы по специальности прошли стажировки на 132 предприятиях Тулы и области, а работали с ними 188 опытных наставников.

В продолжение темы Евгений Борисович Карпов отметил, что помимо взаимосвязи налицо влияние рынка образовательных услуг на рынок труда, поскольку именно качество полученных в вузе знаний определяет уровень специалиста. Рынок образовательных услуг формируется не только государственными учреждениями образования и их филиалами, но и филиалами негосударственных высших учебных заведений. Существуют и так называемые представительства негосударственных вузов, которые имеют право только представлять вуз, а не осуществлять образовательную деятельность. Однако на практике порой всё происходит с точностью до наоборот, и представительство негосударственного вуза, имея в распоряжении всего лишь кабинет с письменным столом и стулом, в обход законодательства проводит занятия со студентами. Бывает и так: адрес у представительства есть, а самого представительства по этому адресу нет. Неизвестен и тот, кто ведёт учебный процесс, вызывают большие сомнения и знания, полученные в ходе такого обучения.

В этой связи показателен опыт Совета ректоров города Ярославля, члены которого выступили против всяческих попыток имитации обучения и написали соответствующее письмо в Департамент образования Ярославской области. Департамент, в свою очередь, обратился в прокуратуру с просьбой проверить филиалы и представительства высших учебных заведений города.
Большим подспорьем для Совета может стать сайт Совета ректоров Тульской области, который позволит проводить мониторинг образовательной деятельности различных вузов, обмениваться опытом,  иными словами, вести открытый диалог с коллегами. И те вузы, которые компрометируют своих собратьев по образовательному цеху, сразу же проявят себя, поскольку честная образовательная деятельность и имитация обучения — вещи несовместимые.

Об итогах проведения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаниях в форме единого государственного экзамена в 2010 году  рассказал ректор Института повышения квалификации, профессиональной переподготовки работников образования Тульской области Борис Антонович Болдин.В этом году ЕГЭ проводился двумя способами: традиционным (с внутренней оценкой) и нетрадиционным — с участием территориальных экзаменационных комиссий (с внешней оценкой).  Наиболее успешно школьники сдали экзамены по французскому и немецкому языкам, химии, литературе и биологии. Менее успешными в этом плане оказались алгебра, физика, русский и английский языки. Ещё более низкие результаты по данным предметам продемонстрировали выпускники вечерних и реальных школ.

Ситуация заставляет задуматься, почему такие важные дисциплины, как физика, алгебра и русский, вышли в разряд «неудачных». По словам ректора ТулГУ Михаила Васильевича Грязева, промышленно-оборонный статус Тулы ориентирует образовательный процесс на приоритетность технических дисциплин, поскольку предприятия  города остро нуждаются в высококвалифицированных технарях. При этом физика сегодня не в чести, черчение изъято из школьной программы. А когда первокурсник сталкивается с начертательной геометрией и инженерной графикой, начинаются более чем серьёзные проблемы. И, наверное, правильно было бы, по мнению Михаила Васильевича, ходатайствовать о том, чтобы вернуть в тульские школы — с учётом специфики города — черчение и уделять самое пристальное внимание очень важному предмету физике.
Что же касается взаимодействия высших учебных заведений и департамента труда, то, как подчеркнул Михаил Васильевич, последний имеет полное право влиять на специализации.

Несколько примеров. В настоящее время профессия сметчика относится к разряду раритетных, а вот потребность в таких специалистах возросла. Пользуется популярностью и специальность «Земельный кадастр». О чём это говорит? Департамент труда имеет возможность проводить маркетинговые исследования, касающиеся востребованности  той или иной профессии, и информировать об этом высшие учебные заведения.  Высшие заведения, в свою очередь, могут подстраиваться под требования рынка труда и открывать новые специальности, отвечающие уже требованиям времени.


Татьяна Крикункова   

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности