Язык мой — друг мой

  • 15.11.2010

Язык мой — друг мой

15 ноября в Тульском государственном университете стартовал II (городской) этап Всероссийской олимпиады для учащихся школ 7-11-ых классов в компьютерном виде по следующим дисциплинам: английскому, немецкому и французскому языкам, информатике, математике и физике.

Как отметил в беседе с корреспондентом декан факультета довузовской подготовки ТулГУ Николай Борисович Дорохин, университет уже в течение девяти лет оказывает Управлению образования Администрации города Тулы помощь при подготовке и проведении олимпиады, предоставляя её участникам возможность использовать новейшие компьютерные технологии. А использование информационных технологий, в свою очередь, сводит к нулю вероятность подсказки и значительно повышает скорость обработки и выдачи результатов.

Интересные факты. Если первые олимпиадные годы в стенах ТулГУ показывали весьма неловкое обращение школьников с компьютерами, а участие в олимпиаде принимало около тысячи человек, то теперь каждый школьник общается с умной машиной на «ты», а конкурсный отбор стал намного строже, в результате чего только семьсот учащихся имеют реальный шанс выйти во второй тур.

На втором этапе предусмотрена апелляция. Больше всего апелляций приходится на такие дисциплины как физика и информатика. Бывают случаи, когда задача решена с ошибками, но решена нетрадиционным способом, который приятно удивляет членов жюри. В таких случаях на апелляцию в качестве «верховного судьи» приглашаются заведующие кафедрами физики и математики.

Тульский государственный университет готовит подарки и призы учащимся и преподавателям — членам жюри. Подведение итогов второго этапа и церемония награждения проходят в лицее № 4.

Второй год подряд в Олимпиаде участие принимают учащиеся седьмых и восьмых классов. О чём это говорит? За пять лет до окончания школы, ученик имеет возможность познакомиться с вузом. В школьнике просыпается интерес к университету, к его традициями, к его образовательной деятельности, и уже с девятого класса он начинает регулярно посещать дни открытых дверей, поскольку сознательно делает выбор в пользу ТулГУ. Иными словами, олимпиады школьников являются частью колоссальной профориентационной работы, которую проводит университет.

Как было сказано выше, организатором второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников выступает Управление образования Администрации города Тулы. По словам главного специалиста Управления Татьяны Петровны Кравченко, второй тур действует в рамках муниципального проекта «Одарённые дети», целью которого является предоставление школьникам возможности проявить свои способности, оценить свои знания перед сдачей ЕГЭ и, в случае победы, выйти в региональный тур. Всё это способствует творческому росту ребят, вселяет в них уверенность в собственных силах. Ведь за региональным этапом следует заключительный — Всероссийский.

Задания для муниципального тура разрабатываются Департаментом образования Тульской области, но адаптируют их «под» информационные технологии преподаватели Тульского государственного университета и, в частности, факультета довузовской подготовки. Управление образования Администрации города Тулы выражает огромную благодарность руководству вуза за предоставление учащимся возможности использовать IT-технологии, которые повышают не только качество оценки знаний школьников, но и их уровень пользования современными компьютерными программами.

Второй (муниципальный) тур стартовал с английского языка. Померяться своими силами пришли учащиеся не только лингвистических гимназий, но и других профильных лицеев и школ. Задания по английскому языку включали в себя аудирование, чтение, лексико-грамматические тесты, а также вопросы социально-культурного характера. Завершали конкурсный поток одиннадцатиклассники.

Марина Бобылёва учится в лингвистической гимназии № 11, по окончании которой собирается поступать на гуманитарный факультет Тульского государственного университета, специальность «Лингвистика и перевод». Марине очень нравится английский язык и перед ЕГЭ она хочет проверить свои знания, выявить какие-то недочёты, чтобы в дальнейшем оперативно их аннулировать. Что касается разделов языка, то с грамматикой девушка дружит крепко, а потому страха перед ней не испытывает. Немножко пугается лексической компоненты тестов, но надеется, что «подходящие по смыслу слова» вместо точек вставит правильно.

Выбор ученика той же 11-ой гимназии, Антона Селивохина, совпадает с решением Марины — Тульский государственный университет, гуманитарный факультет, специальность «Лингвистика и перевод». Задачи и цели у Антона те же самые, что и у нее — проверить свои силы и с обретённой уверенностью в них подступиться к ЕГЭ.

Ученица средней школы № 17 Оксана Дудник в разговоре сразу же подчеркнула: да, школа у неё неязыковая, но это абсолютно ничего не значит. Можно любить иностранный язык, учась и в обыкновенной школе. А Оксанино чувство к английскому языку вышло далеко за пределы школьной программы. Девушка интенсивно готовится, познавая тонкости любимого инглиша, и твёрдо уверена, что, как бы ни сложилась её дальнейшая жизнь, знания иностранного языка ей обязательно пригодятся.

Ученик химического лицея Филипп Кузнецов третий год подряд принимает участие в олимпиаде по английскому языку. Планы у Филиппа наполеоновские — изучение химии и биологии за границей! Ну, а как там, за границей, без английского языка?... Вопрос чисто риторический.

Ещё один «химический» лицеист, абсолютный победитель проходившей в Белгороде Всероссийской олимпиады школьников по биологии, Марк Саневич мечтает стать..... Догадались? Биологом! Научная литература по биологии, как правило, вся на английском языке и, к сожалению, непереводная. Поэтому английский язык парню ох как нужен, чтобы «хорошо изучить все аспекты биологии» (цитируем Марка).

Но, не успев пока прочитать научные труды по биологии на английском языке, Марк успел в оригинале прочитать два произведения английской художественной литературы: «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и «Загадочная история доктора Джекела и мистера Хайта» Стивенсона. Вот вам и химический лицей! Лингво-химический, точнее будет сказано!

У представителя лицея искусств № 3 Александра Енюкова любовь к иностранным языкам на генетическом уровне. Мама молодого человека живёт и работает во Франции — преподаёт английский язык французским школьникам. Да и сам Саша шесть лет прожил во Франции, поэтому французский знает хорошо: погружался в языковую среду. Теперь очередь за английским. Кстати, во Франции Александр прошёл испытания по английскому языку и получил Кембриджский первый сертификат. А это, как отметил молодой человек, — бонус при приёме на работу за рубежом.

Тем не менее, муниципальному туру олимпиады, проходящей на его Родине, Саша придаёт огромное значение: грех не использовать прекрасную возможность проверить свои знания и подготовиться к ЕГЭ. А вот 27 ноября Александр вновь окажется в стенах ТулГУ для того, чтобы проверить свои знания по французскому языку.

Многие ребята не без веских на то оснований называли фаворитами второго этапа олимпиады учащихся лингвистической гимназии № 11. Действительно, по традиции призёрами и победителями среди 7-10 классов становятся учащиеся гимназий №№ 1,2,11, 30, лицея № 2 и школы № 3. Однако в этот раз одиннадцатиклассники и неязыковых средних учебных заведений демонстрируют высокий потенциал и высокий уровень подготовки. Так что прогнозы делать рано — претенденты сильны и настроены на победу!

Татьяна Крикункова

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности