Дефиле на отлично

  • 16.12.2010
  • Людмила Алтунина

Дефиле на отлично

Обычный день.Университетские коридоры полны студентами. Но вдруг ярким, праздничным пятном на фоне буднично одетой молодежи выделяется небольшая группа девушек. Они взволнованно, сгрудившись стайкой, о чем-то переговариваются у дверей одной из аудиторий. Такие на них необычные, элегантные, прямо-таки светские наряды, что проходящие мимо невольно оборачиваются и рассматривают. Девушки настолько заняты чем-то своим, что любопытные взгляды их ни капельки не смущают, да они просто и внимания на это не обращают. Волнуются ну прямо как перед ответственным экзаменом. Так оно и есть на самом деле. Девушки эти — будущие дизайнеры костюма. Они обучаются на специальности «Дизайн», а специализируются именно на дизайне костюма. И сегодня у них, пятикурсниц, творческий экзамен — отчет за семестр по теме «Верхняя одежда». Или, как его именуют на профессиональном языке, семестровый просмотр костюма — выполнение проекта в материале. И надо преподнести товар лицом в прямом смысле, то есть в готовом изделии показать, как ты усвоила все то, чему тебя учили мудрые преподаватели. Более того, продемонстрировать в дефиле собственный вкус и стиль, иначе, какой же ты дизайнер одежды.

И вот одна за другой на импровизированный подиум как заправские манекенщицы выходят мои новые знакомые Екатерина Войнова, Наталья Матвеева, Кира Сапельникова, Анна Бекетова, Надежда Маслова.У всех безупречный макияж, а уж наряды! Один другого краше. И все это сделано собственными руками, с использованием разных материалов и стилей, причем выполненных в разной технике, включая ручную работу и редкое ныне сухое валяние, а также лоскутную технику. Тут и японские мотивы, и русские. «У нас же разные творческие источники, — говорят девушки, — вот и костюмы наши столь разительно отличаются».

Вот вся в черном дефилирует Кира Сапельникова в оригинальном сарафане, сшитом из множества специально выкроенных лоскутков замши и кожи. Открою маленький секрет. Надеюсь, Кира не будет за это на меня в обиде. Чтобы сшить такой костюм, Кира распорола два старых пальто, кожаное и замшевое, из которых и нарезала, наверное, не менее сотни лоскутов определенной формы, которые надо было кропотливо стачивать один с другим. Но поначалу дело не заладилось: капризничала швейная машинка, отказываясь прострачивать то кожу, то замшу. Отвезли машинку в ремонт. После ремонта она, вроде, принялась за дело, но опять-таки с фокусами: одну строчку прокладывает, другую нет. Кира сама нашла и устранила неисправность в машинке, но и при этом без ручной работы в пошиве ее костюма не обошлось, зато кропотливый труд дизайнера оправдался сторицей — ее оригинальный костюм всем понравился.

А вот на подиум выходит староста группы Анна Бекетова. Ее изысканный костюм, в котором используются драп, шелк и черный гипюр, выполнен в ином стиле, в стиле 50-х годов прошлого века — «Ретро-шик»: приятного кораллового цвета пальто в сочетании с маленьким атласным платьем с открытой спиной в тон пальто, а сверху — меховой черный воротник мягким, широким кругом охватывает шею. Сочетание кораллового и черного цветов дает превосходный эффект: наряд смотрится очень элегантно, даже изысканно. Думаю, ни одна модница не отказалась бы от такого костюма.

— Аня, ты еще не выходила в этом наряде в город? — не удержалась я от вопроса, так захотелось и самой заиметь такой костюм в гардеробе, — Представляю, какой эффект он произведет на окружающих.

— Пока еще нет. Боялась до просмотра. Но теперь, конечно, одену. Куда приятней носить вещь, придуманную самой и сделанную собственными руками. Это же в единственном экземпляре.

Поболеть за Аню приехал из Новомосковска ее дедушка В.А. Волков, инженер по автоматике. Он — первый Анин помощник во всех ее дизайнерских делах: рамки мастерит для рисунков, живописи и батика, первым оценивает и работы внучки.

— Прогресс налицо, — подытоживает он, — то, что видел я на просмотре, когда Аня училась на первом курсе и сейчас, сильно отличается. Чувствуется уже и стиль, и качество исполнения иное — выше. Когда трудишься добросовестно и постоянно, а не от случая к случаю, все получается — человек растет. Я рад за внучку.

Аню сменяет на помосте Надежда Маслова, демонстрируя очень милое черное приталенное пальто из драпа, отделанное белыми неширокими воланчиками. Белые сапоги и черный клатч с белой розой из ткани и с белой отделкой, собственноручно изготовленный Надей, эффектно дополняют образ. Надин наряд, в котором много элементов ручной работы, несмотря на то, что варьируется всего два цвета, выглядит очень празднично, ярко, броско даже, но изысканно и стильно, свидетельствуя о хорошем вкусе хозяйки.

Компетентное жюри, в составе которого доценты кафедры дизайна В.А. Захаренкова, Н.Н. Шелева, О.Ф. Мартынова, Т.И. Крюкова, Л.Н. Галкина, оценивает весь проект, начиная с его эскиза, проектирования, моделирования и конструирования костюма до непосредственной технологии его изготовления, включая качество каждой детали, каждого шва. И при этом не остается в стороне и то, как удалось молодым дизайнерам создать тот или иной образ, подобрать сочетание цветов и тонов — это уже большое искусство. И девушки были на высоте. Все они получили оценки «отлично» и каждая — свое замечание, пожелание.

— Это и не удивительно, что все проекты оценены столь высоко, — говорит Т.И. Крюкова, — на специализации «Дизайн костюма» у нас обучается совсем немного студентов, поэтому с каждым работаем индивидуально. Да и сами девушки очень стараются. Они любят свою будущую профессию, подходят к ней с полной отдачей. Творческий экзамен на пятом курсе комплексный, включает и рисунок, и живопись, и проектную графику, и эскиз проекта, и другое, батик, например. И, наконец, как итог — дефиле, готовое изделие. И по всем этим направлениям у них прекрасные результаты.

В этом можно было убедиться воочию. В другой аудитории выставлялись их работы. Вот те же костюмы, которые мы только что видели на девушках, в эскизах. Здесь и рисунки, и живопись, и проектная графика, и батик — весьма непростая техника работы с тонкой тканью, нанесения на нее определенного рисунка, даже целой картины. И с этим студентки справились прекрасно. Аня Бекетова, например, представила две картины — горячий и холодный батик. Один из ее батиков — «Готический лес» по картине Константина Васильева.

— У Ани наиболее искусно, тонко сделан батик, — оценивает В.А. Захаренкова, преподававшая в семестре этот предмет, а в целом все девушки неплохо справились с этой непростой техникой.

— Да, в целом все мы, оценивавшие сегодняшние работы пятикурсниц по разным направлениям, довольны ими. Молодцы девчата. Показали, что из них выйдут хорошие специалисты, — подводит черту Т.И. Крюкова.

Студенты — дизайнеры костюма далеко не впервые демонстрируют столь хорошие результаты. О их творчестве, а иначе и не назовешь, наслышаны не только в университете и Туле, но и за пределами региона. Они ежегодно принимают участие в различных конкурсах, дефиле и побеждают. Они покорили Прагу и даже Париж — законодатель моды, везде получив высокие оценки. Вот и на этот раз их очередная сессия началась с оценок «отлично».

В эти же дни комплексный экзамен проходил для пятикурсников и двух других специализаций — «Графический» и «Промышленный дизайн». На выставках тех и других было что посмотреть. Просто поражаешься полету их творческой мысли, фантазии, а ведь все начинается именно с этого: прежде чем на свет появится проект в материале, он вначале рождается в голове, в идеях и образах, а уж потом поэтапно реализуется. И процесс этот не простой, тут за две-три ночи к экзамену не подготовишься. Надо кропотливо работать в течение всего семестра, зато и превосходные результаты налицо, есть, что показать на просмотрах.

Для студентов—графиков дизайна, например, комплексный экзамен включал сразу три: проект — оформление книг, портфолио, плакат, — дизайн упаковки и полиграфика — разработка шрифтов.

Ирина Белолипецкая набрала, к примеру, 90 баллов из ста за проект (по дисциплине «Проектирование в графическом дизайне») по теме «Художественное оформление стихотворного сборника». Ирина за основу взяла сборник стихов Эдгара По «Ворон» и оформление к нему выполнила на контрасте черного и белого.

— Я ни разу не видела сборников По с иллюстрациями. Вот и решила попробовать, — рассказывает Ирина. — В сети я познакомилась с очень интересным художником из Японии. Мне понравился переход от белого к черному в его рисунках. На мой взгляд, это очень подходит к стихам Эдгара По. В этом стиле я и оформила сборник, который сама и компоновала, взяв за основное стихотворение «Ворон».

— Ирина, а что вообще является главным для современного дизайнера?

— Все время быть на гребне волны, то есть отслеживать все новые веяния. Ведь жизнь не стоит на месте, а что касается дизайна, то к нему это относится в первую очередь. Чуть пропустил что-то новое, и ты — уже на обочине. Конечно, очень помогает Интернет. Там есть все. Интересен упаковочный дизайн в Швеции и Норвегии, продвинутый дизайн в Японии и Америке, в Испании великолепна ретушь — из всего можно взять что-то для себя. Для современного дизайнера очень важно уметь пользоваться компьютерными графическими программами. Всему этому мы и учимся в стенах университета.

— Интересных работ много, — комментирует у стендов с проектами доцент Т.Н. Хлудов. — Вот хоть взять проект той же Ирины Белолипецкой, или Максима Кобзева, или Анастасии Юдиной, или Анны Соловьевой — любой из представленных по тому же графическому дизайну, заслуживает внимания.

— Результаты экзаменов по всем трем специализациям специальности «Дизайн» очень хорошие: много отличных оценок, — подводит итог А.А. Кошелева, д.т.н., профессор, заместитель заведующего кафедрой дизайна. — Проекты вообще замечательные. Студенты умеют не только подать свежую, оригинальную идею, но и воплотить ее в материале.

— А после окончания вуза выпускники вашей специальности востребованы?

— И очень даже востребованы. У нас уже сейчас есть на них заявки из районов области, но вот выпускники не очень охотно едут туда. Больше оседают в Москве, да и в Туле их охотно берут на работу. Специалисты по графическому дизайну особо востребованы полиграфией, наружной рекламой; по промышленному дизайну — мебельными салонами. Многие из них связаны с оформлением интерьера. Кстати, двое наших старшекурсников с промышленного дизайна, Илья Орлов и Кирилл Гуреев, недавно участвовали во Втором международном конкурсе уличных светильников, проводимом немецкой фирмой «HESS», вышли в победители. Им присуждены денежные премии и сертификаты участников. В феврале, по приглашению, поедут в Германию. Это — не первая наша победа на международном уровне.

Стоит особо отметить, что наша кафедра пополняется молодыми кадрами в основном за счет наших же наиболее талантливых выпускников. Двое из них, А.И. Кулешова и Е.А. Иноземцева, успешно защитили кандидатские диссертации. Учится в аспирантуре В.В. Кондаков, нарабатывает материал для диссертации и С.А. Плешков — смена достойная.

Пятикурсники, можно сказать, открыли зимнюю экзаменационную сессию на специальности «Дизайн». До конца года творческий комплексный экзамен, включая красочное дефиле, предстоит пройти и студентам — дизайнерам других курсов.

Очевидно одно — наши дизайнеры творчески, с большой выдумкой преобразуют окружающее пространство, делая его наиболее комфортным и эстетически привлекательным и для окружающих, и для самих себя.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности