Процессы глобализации в зеркале современной философии

  • 29.12.2010
  • Татьяна Крикункова

Процессы глобализации в зеркале современной философии

Четыре года тому назад по инициативе кафедры философии в Тульском государственном университете прошёл первый научно-теоретический семинар, который вызвал интерес у преподавателей многих вузов. Подтверждением тому стало большое количество заявок на участие в семинаре, поступивших из различных городов России.

Минуло четыре года. Семинар по философии не только прочно занял своё место среди традиционно проводимых университетом научных конференций, но и благодаря географии своих участников получил статус всероссийского.

В этом году темой семинара стал процесс глобализации, подвергнутый серьёзнейшему философскому анализу. Выбор темы был обусловлен её актуальностью, поскольку, как отметила в своей работе доцент ТулГУ Н.М. Краминская «феномен глобализации охватывает сегодня не только экономику, сферу предпринимательской деятельности, но и политическую и социальную сферы». «Процессы глобализации как трансформация мировой цивилизации, — вторит ей доцент ТулГУ И.В. Разумовский, — становятся всё более реальными и важными аспектами не только в современной мировой экономике, но и одним из определяющих направлений в развитии человеческой цивилизации».

Философский аспект цивилизации, по мнению того же Разумовского, заключается в рассмотрении её как изменения четырёх «М»: мировоззрения, мироощущения, мирочувствования и миропонимания. Современный человек является свидетелем глобального изменения мышления и стоит на пороге формирования глобальной нравственно-духовной общечеловеческой системы, а потому философская оценка процессов глобализации призвана помочь ему адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня.

В своей работе «Стратегии современного образования и глобализация» доцент ТулГУ С.Е. Юрков отмечает, что некоторые исследователи связывают стратегии глобализации с революцией в области информационных технологий, обеспечивающей интенсивный коммуникационный обмен на разных культурных и социальных уровнях. Таким образом, этот обмен является своеобразной «оболочкой» глобализационного процесса. Что же касается его «внутреннего содержания», то здесь доминирует «экономический» подход, согласно которому глобализация означает, прежде всего, свободное передвижение капиталов, результатом чего «становится стирание территориальных и культурных границ, а в негативном контексте — зависимость национальных структур и систем от глобальных коммерческих рынков и корпораций».

В современных условиях и образование принимает глобализационный оттенок, а фактор глобализации образования является способом постижения глобализационных процессов. В настоящее время существует термин «мировое образовательное пространство», в которое, кстати, входит и Россия. Европейские программы обязывают современный уровень образования соответствовать сложным трансформациям в сфере мировой экономики и культуры. Иными словами, транснациональная экономика означает транснациональное образование. В связи с этим уже сложившаяся система образования стоит на пороге модернизации, выражающейся в реализации возможности повышения индивидуального уровня профессиональных знаний в течение всей жизни, более широком использовании информационных и коммуникационных технологий, создании унифицированной системы дидактических единиц, беспрепятственном доступе к образовательным материалам для всех студентов, построении единой европейской системы общих образовательных уровней и структур. Соответственно, меняется и сама концепция высшего образования: теперь вузы должны выпускать специалистов, способных решить конкретные профессиональные задачи. Результатом такого образования становится его «массовый характер».

По мнению доцента Юркова, массовость образования имеет и негативные черты, к каковым относятся нивелировка познавательных способностей, дискредитация факта обладания документом о высшем образовании, а также усреднение уровня образования. Но даже и при всех негативных моментах глобализация оказывает активное влияние на сферу высшего образования, поскольку усложнение коммуникационных и производственных технологий увеличивает спрос на качественное образование.

Тезисы докладов IV Всероссийского научно-теоретического семинара «Философский анализ процессов глобализации» представлены в специальном сборнике под общей редакцией кандидата философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии ТулГУ А.Г. Троегубова.

Материалы данного сборника использовались при подготовке материала.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности