Творчество как способ осмысления жизни

  • 19.01.2011
  • Татьяна Крикункова

Творчество как способ осмысления жизни

«НАШ ПУТЬ» — под таким названием в Тульском государственном университете проходит первая совместная выставка творческих работ студентов и преподавателей кафедры «Дизайн» гуманитарного и кафедры «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета.

В основе творчества дизайнера и архитектора лежит идея расширения воображения в процессе работы над пространством. Именно эта идея их объединяет, и именно она отличает их от художника, хотя оба — и архитектор, и дизайнер — в душе должны быть именно художниками. И парадокса здесь нет. Просто в отличие от художников архитектор и дизайнер не имеют так называемой изначальной данности. Художник, воспроизводящий на холсте пейзаж, видит его перед глазами. Как и букет цветов, дичь, кувшин с молоком и фрукты, которым суждено «перевоплотиться» в натюрморт. Без сомнения, художник может — в зависимости от своего настроения — видоизменить пейзаж, оживить цветы в вазе с помощью ярких и насыщенных тонов или придать портретному изображению более торжественный вид. Но смысл от этого не теряется: изначальная данность присутствует как таковая, будь то улыбающаяся пейзанка, живописные берега реки или утопающий в кустах сирени уютный сельский домик.

У архитектора и дизайнера изначальной данности нет, вернее, ею является пустота. И вот на месте этой пустоты необходимо создать то, что не только поразит воображение, но и станет функционально пригодной композицией, несущей определенную смысловую нагрузку. В подтверждение этой мысли редактор выставки, доцент кафедры «Городское строительство и архитектура» Энгель Исхаков приводит высказывание известного в тридцатые и сороковые годы прошлого столетия архитектора и художника-авангардиста Лазаря (Эля) Лисицкого: «Энергетическое задание архитектуре — превратить пустоту в пространство». Безусловно, точно такое же задание имеет и дизайн. Поэтому первая совместная выставка архитекторов и дизайнеров призвана продемонстрировать и взаимосвязь, и интеграцию их творческих поисков.

Но превратить пустоту в пространство невозможно, по словам Энгеля Изимовича, без знания геометрии, теории пропорций, комбинаторики, перспективы. Геометрия — это кодовый ключ Вселенной, недаром древнегреческие и восточные мудрецы преклоняли свои колени перед этой очень важной наукой. А древнеримские зодчие опоэтизировали геометрию и увековечили её в своих творениях, которые пережили века и по сегодняшний день поражают современного человека строгостью и красотой своих форм, кажущихся и невесомыми, и мощными, и смелыми одновременно. Пример тому — знаменитые римские акведуки, таинственные, величавые и поистине вечные.

Перед сегодняшними архитекторами и дизайнерами стоит очень серьёзная задача — выйти из фазы монотонности и однообразия, создать то, что будет востребовано эстетически и практически даже через тысячелетия. Ведь чем шире воображение в вопросах градостроительства, тем ярче, интереснее, интенсивнее и насыщеннее человеческая жизнь. Типичные крупноблочные девятиэтажки восьмидесятых и тесные «хрущёвки» уже давно не отвечают требованиям времени и громоздятся в наших городах живым упрёком и высокому созидательному смыслу, и тонкому вкусу вообще. И чтобы такое не повторялось впредь, необходимо помнить, что Вселенная существует не только вокруг, но и внутри нас. Художник, архитектор, дизайнер — это, прежде всего, творец. А голова творца должна мыслить во вселенском масштабе, в противном случае он не сможет донести до остальных людей чувство практичной красоты и красивой практичности.

И не дай Бог, подчёркивает Исхаков, чтобы компьютер сел на шею человеку! Именно человек со всем своим творческим багажом должен сесть на шею компьютеру! Ведь в отличие от умной машины, человек имеет интеллектуальное преимущество, выражающееся в возможности использовать в своей практике величайший метод проб и ошибок, позволяющий ему ярко, самобытно и мощно раскрыть свой творческий потенциал. Японцы живут на сером веществе. Ничто не мешает и нам раздвигать горизонты своего мышления и уже начинать созидать на благо ещё скрытых за будущими веками последующих поколений. Ведь мироздание не ограничивается только прошлыми и сегодняшними жизнями людей, а хрональное поле хранит память о нас именно благодаря нашим творениям.

Только творениями и можно было назвать экспонаты, представленные на выставке «Наш путь», которая по своему уровню приближается к дефиниции «выставка-мастерская», поскольку экспозиция постоянно обновляется и обогащается за счёт свежих находок и нетрадиционных решений, воплощённых в бумаге, дереве, металле, гипсе и других материалах.

Подвести под одну стилистическую базу все эти творческие работы просто невозможно. Что-то от французских пуантилистов, постимпрессионистов и дадаистов, что-то от кубизма Пабло Пикассо, что-то от сюрреализма Сальвадора Дали, но самое главное — своё, идущее из глубины души. Да, некоторые этюды преподавателя кафедры «Дизайн» Александра Печникова креативно «отдают» Полем Синьяком и «Красными виноградниками в Арле» Винсента Ван Гога. Но это — не подражание мастерам, а привнесение в своё творчество частички французско-голландского искусства, которое уже давно по праву принадлежит всему человечеству.

Объёмно-пространственные композиции «Пространство времени», «Арт-брют: серое», «Арт-брют: чёрное» позволяют воспринимать время не только традиционно — в его течении, — но и в его пространстве. И уже становятся понятными слова поэта Михаила Светлова «Смерть — это приобщение к большинству», поскольку время в нашем сознании выступает в виде пространственных пластов, заполненных бывшими жизнями тех, кто ушёл задолго до нас.

Рельефные композиции «Граффити», «Город с высоты птичьего полёта», «Сюрреализм», «Ночной город», «Индастриал» и «Кубизм» проникнуты темой города и человека в нём. Мегаполис — это огромный организм, механически-живой, напичканный информацией, компьютерными технологиями и, конечно же, спешащими людьми. Сможет ли человек в таком городе сохранить свою индивидуальность?... Сможет, если у него большое и доброе сердце и уж совсем не механическое, с клапанами из металла и сосудами из пластика. Поэтому творческая работа «Механическое сердце» звучит, скорее, неприятием «механизма» бытия, ведь по сути своей бытие — это мощнейший нравственно-чувственно-эмоциональный процесс, и механика в нём играет отнюдь не главную роль. В промышленности, в производстве — да, а вот в межличностных отношениях — однозначно нет!

В унисон «Механическому сердцу» и работа «Человек—машина». Профиль, очерченный самыми обыкновенными гвоздями и грудная клетка из разрозненных деталей машин. Умеет ли такой человек глубоко чувствовать другого, умеет ли он любить или же, словно робот, действует по принципу отлаженного, доведённого до совершенства механизма? И опять вывод, на который наталкивает нас автор: роботизация — это не область чувств, это — область механики, кибернетики, компьютерных технологий. И хотя вторая область очень и очень важна для развития экономики и производства, путать её с областью чувств для человека весьма опасно.

Доцент кафедры «Дизайн» Сергей Рыбаков методом выколотки превратил жестяную консервную банку в портрет Спасителя нашего Иисуса Христа. Металл ожил, заиграли светотени, губы чуть тронула грустная улыбка, и перед нами появился образ того, кого мы представляем в своей душе именно таким, каким он видится нашему сердцу — всепрощающим, понимающим, бескорыстным и по-настоящему добрым.

Тот же автор из черенков лопат и обрезков водопроводных труб создал «памятник» индейскому божеству. Приняли бы древние ацтеки этого стилизованного Коацкоатля в своё святилище, сейчас трудно сказать, но в том, что импровизация напоминает хрестоматийные изображения, сомневаться не приходится. Божок строго и мудро взирает на сегодняшний мир своими металлическими глазками, а его серьёзная — именно серьёзная — полуулыбка настраивает на размышления о скоротечности времени и сущности жизни.

Пластическую композицию «Биомеханика» можно отнести к разряду авнгардистских. Огромный паучище, ползущий вверх по стене, кажется чудовищем из фильмов ужаса. При ближайшем рассмотрении паучьи лапки превращаются в спицы от зонта, а тело насекомого — в безобидную деталь округлой формы. И сам паук постепенно скидывает образ чудовища и трансформируется в знакомое с детства насекомое, направлением своего движения указывающее на то, что ждать надо хороших вестей.

Тема «Розы» решена очень оригинальным способом: смятая бумага, по форме напоминающая королеву цветов, покрыта слоем масляной краски, а затем слоем лака. Панно производит сильное впечатление, поскольку розы одновременно кажутся и вырезанными из драгоценного камня, и выхваченные умелым мазком мастера из загадочной темноты густого фона. Хочется провести пальцами по нежным лепесткам, чтобы ощутить бархатистую поверхность нежного и гордого цветка.

Преподаватель кафедры «Дизайн» Армен Аганесов представил на выставку три работы под общим названием «Стулья», выполненные в технике нового респектабельного жанра — фото-базит-принта. «По натуре я визуал и реагирую на ритм, — отметил Армен в беседе с корреспондентом. — У меня ритмичное мышление и ритмическое видение мира; я пытаюсь поймать ритм везде: в расположении предметов, в их компоновке. Однажды в одной из аудиторий я увидел новые стулья, только что привезенные из магазина. Их грациозные спинки образовали такой чудесный ряд, что он напомнил мне ряд музыкальный. Музыка времени, ритм времени, называйте как угодно! А во дворце графа Воронцова в Крыму я буквально услышал ритм ножек стульев, которые были выставлены в залах. И этот ритм меня поразил! Возникли ассоциации, особые, но, поверьте, не связанные с ножками балерин, исполняющих „Танец маленьких лебедей“. Иными словами, услышанный ритм я подкрепил собственным смыслом и создал свой этюд. В творчестве мне импонирует эффект незаданности, спонтанной ритмики, когда мастер имеет возможность срежиссировать сюжет, когда сила художественного образа обусловлена трансформацией реальности».

Кафедра архитектуры продемонстрировала свою приверженность живописному супрематизму, особому стилю, приравненному к геометрии. Показывая работы студентов-архитекторов, Энгель Исхаков подчёркивает, что геометрия присутствует внутри каждого из нас, а каждый из нас, в свою очередь, является её «чехлом». Неповторимым, своеобразным, но чехлом.

Древнегреческая колонна с капителью и упругие ветви деревьев образуют герб города Тулы, алая роза ветров на фоне бурлящей событиями современной жизни — все эти композиции нужно прочувствовать и пропустить через себя. И тогда станет понятно, что колонна символизирует вечность и незыблемость, а фиолетово-серебристые завитушки — ситуации и обстоятельства, из которых складывается человеческое бытие.

Студентка Алина Евсеева виртуозно «раскрылась» в документальной графике, в умении создать эффект фотографии. Работы, сделанные вручную: «Овчарка», «Конь», «Верблюд» и «Скульптурная стела индейцев-ацтеков» — казались выполненными с помощью компьютерных технологий. Но нет! Девушка мастерски владеет методом графики и, наверное, если бы имела возможность путешествовать во времени, смогла бы творчески потягаться с самим Моисеем Наппельбаумом, признанным корифеем ретуширования, оставившим нам глубоко реалистичные фотографии Владимира Ленина, Иосифа Сталина и Сергея Есенина.

Девятилетнего художника Павлика Дмитриева к Энгелю Исхакову привела мама, доцент кафедры химии ТулГУ Елена Дмитриевна Дмитриева. Увидев несколько рисунков мальчика, Энгель Изимович сразу же понял: перед ним юное дарование. Дарование, которое, ещё плохо разбираясь в понятии «архитектура», мечтает стать хорошим строителем, создающим прекрасные дома-замки для людей. И что такое «эклектика», Павлик тоже не знает, хотя смешение стилей в его эскизах и макетах присутствует. Во-первых, фантазия плюс реальность: из труб домов-офисов вылезают не трубочисты, а добрые приведения. Во-вторых, в зданиях готического стиля удачно приживаются элементы восточных пагод. Ну, а макет «Будущий мир», изготовленный мальчиком в домашних условиях, просто поражает прозорливостью его автора. Именно таким и должен быть мир будущего: геометрические фигуры гармонично сочетаются с настроением людей и органично вписываются в урбанистский пейзаж, ведь, как уже было сказано выше, геометрия внутри нас. Может быть, геометрия и гармония и не синонимы, но то, что они не антонимы и не антагонисты — это точно!

Сам Энгель Исхаков на протяжении многих лет проповедует тему «Starling — язык звёзд», поэтому на выставке представлен ряд его работ, посвящённых космическим знакам.

Как член Союза художников СССР, Исхаков принимал участие во многих юбилейных выставках союзного значения. В 1986 году, на подмосковной творческой даче в Сенеже, Энгель Изимович познакомился с космонавтом Анатолием Березовым. Увидев этюды с авторскими знаками Исхакова, Березовой предложил художнику взять его рисунки в космос, чтобы на корабле они несколько раз обогнули нашу голубую планету. Так «язык звёзд» по-настоящему полетел к звёздам.

Двадцать три года тому назад, в 1987-ом, в Московском Манеже состоялась выставка, посвящённая тридцатилетию запуска в космос первого искусственного спутника Земли. Представленные на экспозиции рисунки Энгеля Исхакова были высоко оценены лётчиком-космонавтом Алексеем Леоновым.

Рассказывая о сегодняшней выставке, Энгель Изимович подчёркивает, что творческие работы преподавателей и студентов интересны и по мысли, и по способу её выражения. Творческий процесс у художника вообще происходит на уровне подсознания, но понять и прочувствовать то, что хотел донести своим творчеством мастер мы всё-таки можем, потому что настоящий мастер творит для людей.

От себя добавлю, что посетить выставку-мастерскую «Наш путь», расположенную в аудитории № 400 учебного корпуса № 8, стоит. Стоит потому, что это не только весьма уместный повод исполниться гордостью за наших архитекторов и дизайнеров, но и уникальная возможность пропитаться особым творческим духом!

Выставка будет работать и в феврале.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности