Законопроект "Об образовании в РФ": перекресток мнений

  • 27.01.2011
  • Татьяна Крикункова

Законопроект "Об образовании в РФ": перекресток мнений

26 января в зале заседаний Ученого совета прошли молодёжные парламентские слушания по законопроекту «Об образовании в Российской Федерации», организованные Тульской областной Думой, Молодёжным парламентом при Тульской областной Думе пятого созыва и Тульским государственным университетом.

Идея проведения парламентских слушаний, по словам председателя Молодёжного парламента при областной Думе Андрея Кондратенко, свидетельствует, прежде всего, о гражданской позиции молодых людей в вопросах законодательного обеспечения нашего общества, тем более что обсуждаемый закон касается одной из главных сфер человеческой деятельности — образования. А образование, как известно, является и основой, и условием динамичного развития всего нашего государства.

В Тульской области, подчеркнул в своём выступлении заместитель председателя комитета по социальной политике Тульской областной Думы Александр Викторович Рем, растёт число производственных и перерабатывающих предприятий, строительных объектов, и везде требуются умелые руки и умные головы. Поэтому сфере образования в нашем регионе уделяется самое пристальное внимание. Так, например, от общего объёма расходы на образование в 2010 году составили 65%, а в 2011 году на развитие образования предусмотрено 7,3 млрд. рублей.

Что касается законопроекта «Об образовании», то он, по словам Александра Викторовича, вызвал широкий резонанс не только в Туле, но и во всей области; в обсуждение включились и педагоги, и родители, и дети, которые вносили в рабочие материалы постатейные предложения, касающиеся дистанционных технологий и профильного обучения.

Серьёзными минусами являются исключение из предлагаемого для рассмотрения проекта начального профессионального образования, отсутствие определения прав субъектов образовательной деятельности и её социальной составляющей. Значительным шагом вперёд можно считать ориентированность на модернизацию при условии сохранения богатейшего опыта советского и российского образования.

В подтверждение слов заместителя председателя комитета по социальной политике студентка Тульского государственного машиностроительного колледжа имени Никиты Демидова Ирина Копкова отметила, что система отечественного образования на протяжении долгого времени достойно конкурировала с западными образовательными системами, поэтому новая отечественная модель должна быть обогащена за счёт опыта прошлых лет и представлять собой сбалансированное сочетание фундаментального образования и инновационной деятельности. Без сомнения, нельзя умалять роль среднего профессионального образования, исторически сложившегося в России и обусловленного огромным значением промышленного комплекса для жизнедеятельности нашей страны. Очень важно укреплять и интенсивно развивать сотрудничество предприятий Тульской области с колледжами и техникумами, из выпускников которых формируются высококвалифицированные рабочие кадры и служащие третьего звена для всех областей промышленности.

Ирина выступила с предложением об упрощении порядка поступления в средние специальные заведения для тех выпускников школ, которые учились на «хорошо» и «отлично». И, несмотря на то, что в последнее время, как заметила девушка, колледжи всё чаще ассоциируются с промежуточной ступенью между средним образованием и высшим, нельзя забывать о том, что ступень эта самостоятельная, предоставляющая человеку возможность успешно реализовать себя в профессиональном плане.

Проректор по учебной работе Тульского государственного университета Сергей Александрович Руднев акцентировал своё внимание на замечаниях, которые он лично сделал в отношении законопроекта. Во-первых, при бесспорном плюсе проекта — речь идёт о введении и расшифровке основных понятий и терминов — необходимо, с точки зрения Сергея Александровича, обеспечивать своевременный выход государственных стандартов. Иными словами, стандарты должны появляться в срок, а не догонять нормативные документы, которые по времени уже ушли далеко вперёд. Во-вторых, поскольку работодатель теперь участвует в формировании образовательных программ, в законе должны быть прописаны и его обязанности, и критерии оценки качества знаний студентов.

Не согласен Сергей Александрович и с переименованием образовательного учреждения в образовательную организацию, с отсутствием понятия «экстерн» при наличии данного термина, а также с ликвидацией интернатуры. Для медицинского образовательного учреждения, по мнению проректора, интернатуру необходимо сохранить, потому что для студентов она предоставляет прекрасную возможность накопления практического опыта. И, конечно же, интеграция науки и производства: необходимо расширить перечень организаций, в которых можно было бы открыть вузовские кафедры на безвозмездной основе.

Председатель первичной профсоюзной организации студентов и аспирантов Тульского государственного университета Эдуард Сергеевич Темнов в своём выступлении остановился на пяти проблемах, одинаково остро волнующих большинство студентов независимо от профиля и месторасположения их вузов. Прежде всего, это касается размера стипендии. В законопроекте цифр как таковых нет, однако, по мнению Эдуарда Сергеевича, размер стипендии не должен быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Законопроект исключает социальную стипендию, но её место занимает социальная помощь, которая становится статьёй другого закона — «О государственной социальной помощи» — и переходит в компетенцию органов социальной защиты населения. Нельзя отменять и материальную помощь, являющуюся существенным подспорьем для студентов.

Весьма спорен и вопрос о размере платы за проживание в общежитии. Сумма оплаты за общежитие, составляющая 5% от стоимости за проживание в нём, не покрывает расходы на его содержание. Но стоит ли повышать размер оплаты и не будет ли это идти в разрез с интересами студентов? И ещё одна проблема — отсутствие информационного обеспечения процедуры перевода с коммерческих форм обучения на бюджетные.

«Осталось четыре дня, — подчеркнул Эдуард Сергеевич. — У нас ещё есть время выслать свои мнения, свои предложения на сайт. И именно от всех нас будет зависеть окончательный вариант закона одной из самых важных сфер человеческой деятельности — образования».

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности