- 03.02.2011
- Татьяна Крикункова
Творческий подход к внеучебной работе
Второго февраля, в рамках
Религия является частью национальной культуры и, надо добавить, немаловажной её частью, влияющей на образ жизни и ментальность людей. Более того, отражаясь в живописи, музыке и литературе, религия проникает в наши сердца, наполняя их высоким смыслом человеческого предназначения. Православные традиции, из века в век питающие наши внутренние силы, уже давно стали для нас духовно-нравственной основой становления человека.
Именно эта мысль красной нитью прошла через всё выступление заведующего кафедрой теологии Льва Павловича Махно.
Духовная жизнь человека — это стремление к совершенству. Но представление о совершенстве у каждого человека своё. Отсюда вытекает извечный конфликт отцов и детей, резонирующий в межличностные отношения даже через поколения. Как будут сосуществовать друг с другом люди с разным представлением о совершенстве? Без сомнения, их спутницами по жизни должны стать нравственность, этика и, конечно же, мораль, которая является посредницей между совестью и умом.
Человек всегда стоит перед выбором: святость или грех... И если даже человек не прелюбодей и не убийца, о нравственности говорить ещё рано, поскольку существует нравственное сознание, подразумевающее такие чувства как стыд, долг и совесть. Поэтому совершенно разные вещи, когда человек не прелюбодействует сознательно и когда не делает этого только потому, что ему не представилась возможность или он боится пересудов людей. То же самое можно сказать и тогда, когда человек поступает в соответствии с нравственными идеалами, и когда совершает поступки в расчёте на какую-то выгоду для себя. По-разному воспринимается страх потерять уважения тех, кто дорог, и страх потери какого-либо личного интереса.
Как одно из направлений христианства, православие проповедует бескорыстие — добровольный отказ от вознаграждения за свои добрые дела. Вспомните евангельскую притчу о добром самаритянине, спасшем путника от беды. Задайтесь вопросом, почему не названо имя этого доброго самаритянина, притом, что Старый и Ветхий заветы изобилуют именами собственными: Моисей, Исаак, Иоаким и Анна, Захарий и Елизавета, Мария, Иосиф, Лазарь и другие?... Да потому, что подлинная доброта, исходящая из сердца, в конкретном имени не нуждается, ведь является она общечеловеческой ценностью. Поэтому одним из примеров подлинной доброты — не за деньги, не за славу и даже не из-за страха — является евангельская притча о добром самаритянине.
Высокие идеалы православной церкви лежат в основе духовно-нравственного воспитания, давно укрепившегося в отечественной педагогике. Но здесь, как подчеркнул Лев Павлович, очень важно различать душевность и духовность. Душевность означает доброту, духовность — стремление к истине. Безнравственный человек не может стремиться к высокой цели, к истине, потому что основа нравственности — любовь к справедливости. Духовность — это божья благодать, и смысл своего существования человеку нужно определять по образу Иисуса Христа, для которого душевность — важная составляющая его сущности. Вопросы духовно-нравственного воспитания должна решать не только русская православная церковь — эти вопросы должно решать всё наше общество в целом. И образованию здесь принадлежит одна из ключевых позиций.
Не преминул поделиться Лев Павлович Махно и своим мнением относительно воспитания в семье. Что должны делать родители: воспитывать своих детей или дружить с ними? Какие духовные потребности должны формировать в них?
По убеждению отца Льва, родители должны дружить со своими детьми. Но дружить так, чтобы параллельно осуществлять процесс воспитания. Иными словами, и отец, и мать через дружбу, через тёплые, искренние отношения обязаны направлять своего ребёнка и на собственном примере прививать ему любовь к труду и уважение к людям.
Коснулся в своём выступлении Лев Павлович и такого понятия как «толерантность». О толерантности сейчас много пишут и говорят, однако границы толерантности и её формы пока не определены. Без сомнения, когда мы толерантны по отношению к интересам и слабостям близкого нам человека — это одно, но когда чужой сапог грубо врывается в нашу культуру и, в прямом смысле слова, топчет её самобытность — это уже совсем другое, и знак равенства здесь ставить нельзя. Толерантность не означает принесение собственных традиций и веками пестованных ценностей в жертву чужому вкусу и чужим интересам. Не может быть толерантности и по отношению к аморальности и, тем более, к желанию заменить подлинное на ненастоящее, суррогатное и вредоносное.
К вопросу о толерантности — и празднование в России Дня всех влюблённых или, как его все называют, «Дня Святого Валентина». Но здесь можно воспользоваться сравнением с лингвистической интерференцией, при которой языки влияют друг на друга, и в каждом из них появляются слова иностранного происхождения. Подобное случается и с культурами разных народов. Мы не живём изолированно, мы общаемся, обмениваемся опытом, что-то принимаем, что-то отвергаем. Культурное наследие любой страны — сокровищница, прикоснуться к которой благодаря литературе и искусству почтёт за честь каждый из нас. Но опять повторимся: одно дело прикоснуться, другое дело перенять. Перенимать надо только хорошее, доброе, да и то не в ущерб своему, самостийному, близкому и сердцу, и душе. День Святого Валентина — это праздник любви, самого светлого чувства на земле, а потому отмечать его нужно светло, весело и искренне, без грубого и вычурного эпатажа.
Своеобразным развитием темы толерантности стал доклад преподавателя кафедры философии Светланы Николаевны Соколовой, посвящённый воспитательной среде и ненормативной лексике. Действительно, к ненормативной лексике все мы потихоньку стали... привыкать. К сожалению! Более того, так называемый непереводимый русский мат, являющийся белым пятном для филологов, стал использоваться не только для выражения негативного отношения к чему-либо, но, что ещё хуже, и для выражения позитива и спонтанной реакции. Матершина меняет свою семантику, и, что уж там скрывать, многие матом просто разговаривают: бабушка, ведущая внука в детский сад, руководители производства, родители подростка, подружки, спешащие в кино...
Обсценная лексика в чести? И нужно ли с эти мириться? Ни в коем случае! Известный немецкий философ Мартин Хайдеггер утверждал: «Язык — это дом бытия». Следовательно, вывод один: каков дом, таково и бытие. Но хотим ли мы сами такого бытия, хотим ли бескультурья повседневности?...
В воспитательном пространстве должен присутствовать правовой аспект, но, и это очень важно понять, в смысле противодействия нецензурным словам этот аспект должен быть вторичен, а в смысле права человека на благоприятную обстановку — первичен. Как некурящий человек имеет право на бездымную среду, так и не ругающийся матом человек, имеет право на лишённую нецензурных выражений среду общения. Конечно же, в определённых случаях человек сам регулирует ситуацию и старается избегать компании любителей крепкого словца. В большинстве же случаев он вынужден погрузиться в такую среду, и поэтому для подобных ситуаций должны быть предусмотрены весьма действенные рычаги.
О роли волонтёрства в формировании гражданской компетентности студентов участникам творческой встречи рассказала заместитель декана гуманитарного факультета Анастасия Александровна Лаврикова. По своей сути волонтёрство является добровольной неоплачиваемой деятельностью, предусматривающей реализацию многих социально-значимых проектов и подразумевающей высокую эмоциональную компоненту. И если благотворительность представляет собой опосредованную деятельность, то волонтёрство — именно непосредственную, в результате которой человек овладевает многими компетенциями.
К сожалению, в России только 9% молодых людей участвуют в волонтёрском движении. Многие юноши и девушки ссылаются на отсутствие информации и времени. При анализе ситуации становится очевидным, что дело вовсе не в отсутствии времени, а в неумении правильно планировать свой день. Более того, как показали исследования, с опаской молодые волонтёры относятся к таким направлениям как социальный патронаж пожилых людей, помощь бездомным животным и пропаганда здорового образа жизни. Особой популярностью пользуются социальный патронаж детских домов, реставрация памятников истории и архитектуры, концертная деятельность в больницах и хосписах. Но даже при желании патронировать детские дома, многие волонтёры почему-то обходят своим вниманием корректирующие образовательные учреждения.
Для того чтобы вовлечь в волонтёрское движение большее количество молодёжи, необходимо учесть стимулирование, предоставить информацию посредством организации различных конкурсов на лучшую эмблему или плакат, а также позиционировать этот вид деятельности как престижный и с точки зрения общества, и в плане удовлетворения личных творческих потребностей.
Дмитрий Александрович Малахов отметил, что волонтёрское движение в нашей стране существует давно, но если в девятнадцатом и в начале двадцатого века его называли богоугодным делом, то в
Элементы волонтёрского движения присутствовали и в деятельности студенческих строительных отрядов. Сам Дмитрий Александрович прошёл хорошую стройотрядовскую практику, в которой нашлось достойное место и «Тимуровскому почину». Помимо основной работы студенты отремонтировали памятник воину-освободителю в Чернском районе, переложили сарай ветерану войны.
В продолжение темы Татьяна Сергеевна Свиридова рассказала о той роли, которую играет студенческий строительный отряд в нравственно-патриотическом воспитании и поддержании традиций на горно-строительном факультете. Потребность в стройотрядах есть, но традиция богоугодных дел уходит. Позволить ей уйти нельзя! В стройотряде происходит «самозатачивание» личности, отделяются зёрна от плевел, приобретаются лидерские и коммуникативные качества, а также умение работать в коллективе. В стройотряд едут разные люди, некоторые испытание на прочность не выдерживают, но чаще всего бывает так: уехало изнеженное, избалованное котлетно-икорное «это» — вернулся мужчина. Настоящий!Без сомнения, читатели поняли, какой интересной и содержательной была эта творческая встреча. Но жирную точку ставить слишком рано, потому что на этой встрече родилась ещё одна вузовская традиция — традиция проведения творческих встреч, посвящённых внеучебной и воспитательной работе со студентами.