Ольга Чукова: «Главное – найти себя…»

  • 09.02.2011
  • Людмила Алтунина

Ольга Чукова: «Главное – найти себя…»

Ольга Владимировна Чукова, кандидат технических наук, доцент кафедры математического моделирования, лауреат премии им. С.И. Мосина, победитель областного и Всероссийского конкурсов «Инженер года» по итогам 2009 года.
Недавно она, в числе трех победителей, выиграла грант ректора для дальнейшего проведения научных исследований 
в размере сто тысяч рублей  в конкурсе молодых ученых ТулГУ по итогам минувшего года. Ею была представлена научная работа по актуальной теме «Взрывная технология расснаряжения боеприпасов».

Вот такая, казалось бы, неженская направленность ее научной деятельности. Утилизация устаревших боеприпасов — тематика докторской диссертации молодого ученого. Да, да, в свои тридцать лет Ольга Владимировна уже докторант. А мы с ней знакомы еще со студенческой поры. Когда-то, первокурсницей, она с подругой Ириной Шагаровой пришла заниматься на отделение журналистики при студклубе. И сразу же обратила внимание на себя любознательностью, открытостью, легкостью в общении, стремлением до всего дойти своим умом. Она из категории тех людей, которым до всего есть дело, в любом начинании они — первые. За все берутся охотно, с интересом, подкидывают свои идеи.

— Представляете, с той поры прошло уже четырнадцать лет! Годы пролетели, как один день, — с энтузиазмом, весело, прямо с порога подхватила Ольга Владимировна мои воспоминания. — Я даже помню те задания, которые мы выполняли. И какой неожиданный поворот! Тогда мы с Ириной должны были взять интервью. У нас, первокурсниц, интерес вызывали два молодых преподавателя, Михаил Васильевич Грязев, который вел высшую математику, и Дмитрий Юрьевич Сазонов, преподававший теоретическую механику. Он и сейчас работает на кафедре теоретической механики. А Михаил Васильевич стал ректором. Мы тогда этого и предположить не могли; на моей кафедре шутят: «Знала, у кого интервью брать...». Помню, Михаил Васильевич очень внимательно отнесся к нашей просьбе побеседовать с ним, назначил нам время. Мы пришли, задавали разные вопросы. Нас все интересовало в наших обожаемых преподавателях. И они охотно, доброжелательно и искренне отвечали нам. Михаил Васильевич, как всегда, с юмором. Ему свойственно это ценное качество, так подкупавшее нас, студентов. Мы хотели написать наше интервью как-то необычно, долго думали, с чего начать. Недавно мне случайно попался текст того интервью. И там написано так: «Сейчас в наше непростое время (а это был 1996 год), не каждый русский человек может признаться, что он счастлив и горд, живя в великой России, таких людей мало, но мы нашли одного....». Помню, принесли этот текст на вычитку Михаилу Васильевичу. Он внимательно прочитал и улыбнулся, ему понравилась наша статья. Он — демократичный преподаватель, всегда готовый понять студента, за что мы все его очень любили. Он стал мне в этом примером: так же сейчас и я стараюсь относиться к своим студентам.

...В 2001 году, уже пятикурсница, Ольга стала потанинским стипендиатом в числе первых таких стипендиатов нашего вуза. Тогда стипендиальная программа фонда В. Потанина только набирала свой разбег в Центральном федеральном округе. И мы встретились снова — так появилась статья уже о ней самой в «Университетской газете». Выходит, на протяжении всего ее студенческого периода в стенах вуза наши пути-дороги пересекались.

Тогда я спросила Ольгу, не собирается ли она после магистратуры пойти в аспирантуру? Девушка ответила, что еще точно не решила, но не исключает и такого своего дальнейшего пути.

— Значит, Оля, — по старой памяти, с разрешения, обращаюсь к ней без отчества и на «ты», — твой выбор пал тогда все-таки на аспирантуру, — спрашиваю ее. — И что же, в итоге, повлияло на него? Общеизвестно, что то, как сложится судьба выпускника, особенно талантливого, подающего надежды, во многом зависит от старшего наставника — преподавателя, ученого. Именно они вовлекают молодежь в науку. С тобой так и произошло?

— Скорее всего, да. Честно скажу, колебалась: идти — не идти. В магистратуре у меня был научным руководителем профессор Игорь Соломонович Бляхеров. Я поступала на специальность «Автоматические роторные линии и импульсные устройства» на тогдашнем факультете систем точного машиностроения. По этому направлению защищала и кандидатскую диссертацию, но это было позднее. И в одной из бесед с Игорем Соломоновичем я поделилась с ним своими сомнениями на счет аспирантуры, но он меня так горячо поддержал. «Иди, — говорит, — и даже не раздумывай. Путь ученого — это очень интересная жизнь, все время — на гребне нового, всегда смотришь вперед, голова забита оригинальными идеями. А задействованный мозг долго не стареет, не притупляется память. В общем, активная жизнь с большой пользой для общества. А преподавать в таком вузе — это не только престижно и почетно, но это значит всегда быть целеустремленным, ищущим и всегда — среди молодежи. А, следовательно, и самому оставаться молодым душой — это огромной плюс во всей нашей деятельности».

И так мне тогда эти слова легли на сердце, что от сомнений и следа не осталось. Игорь Соломонович переключился на другую работу, связанную с образовательным процессом в университете, а моим научным руководителем стал Николай Антонович Усенко. И такие захватывающие научные перспективы открыл, что я полностью ушла в науку, исследования.

Там, в лаборатории, молодые ученые, в их числе и Ольга, день за днем проводили свои эксперименты, изучая траекторию движения деталей на вибророторном автоматическом загрузочном устройстве. Приходилось и гайки крутить, и отдельные детали вытачивать. Все это только подогревало ее научный интерес — до всего самой докопаться, все потрогать собственными руками, увидеть своими глазами. На макете отслеживали траекторию движения предметов обработки, фиксировали различные параметры и т.д., и моделировали этот процесс на компьютерах. И весь этот процесс движения деталей снимали на цифровое видео, чтобы все потом еще и еще раз детально просмотреть, проанализировать, сделать необходимые теоретические выкладки и научные выводы.

На предзащите кандидатской диссертации Ольге задавали много вопросов: откуда, мол, у нее те или иные данные? «Да я целый год провела за экспериментами!», — горячо воскликнула девушка, чтобы убедить членов диссертационного совета, — приходите, сами все увидите!" И пришли профессора — члены совета, и Ольга все им продемонстрировала, подкрепляя теоретическими выкладками, полученными не без помощи компьютерных технологий. Потом, на защите кандидатской диссертации, ее научные выкладки ни у кого сомнений не вызывали. И защита прошла блестяще.

Но судьбе было угодно распорядиться несколько иначе и направить стопы молодого ученого в ином направлении. Ольге Владимировне показались заманчивыми и перспективными научные идеи, связанные с расснаряжением морально и физически устаревших боеприпасов — так это научное направление легло в основу ее докторской диссертации, над которой она работает, находясь в заочной докторантуре.

— Интересное научное направление, а главное — очень актуальное, что особо меня и привлекло. Утилизация устаревших боеприпасов является актуальной проблемой на сегодняшний день.

— В чем суть твоей научной работы в данном направлении?

— Скажу только, она связана, в основном, с новыми технологиями в утилизации боеприпасов. Сейчас проводим серию экспериментов. В остальном не будем опережать события...

— Согласна, не говори: «Гоп!», пока не перепрыгнешь... Ты очень общительный, доброжелательный человек, наверное, у тебя много друзей, или, считаешь, согласно общеустоявшемуся утверждению, что близких друзей много не может быть — один, два, три и, как говорится, обчелся?

— Нет, у меня много друзей, подруг, и студенческие, и школьные, и те, с кем вместе работаем, занимаемся наукой. Общие интересы сближают. У нас была очень дружная, сплоченная группа. Сейчас — все состоявшиеся люди, многие имеют по два-три высших образования. Вот только наукой я одна из группы занимаюсь, но друзья меня очень в этом поддерживают, радуются любому моему успешному шагу. А ведь настоящий друг познается не только в беде, но и в радости. В радости, пожалуй, — даже в большей степени. Не каждый способен искренне радоваться успехам другого.

— Ну, да. А мне бы хотелось спросить еще вот о чем: о твоем свободном времени. Оно бывает? И как именно его проводишь, что предпочитаешь?

— Выкраиваю, а как же иначе? И мужу внимание надо уделить, пообщаться, куда-то вместе сходить. Чаще всего или на лыжах бегаем, или катаемся на коньках, велосипедах. Недавно даже отца своего вытащила на каток. Тридцать лет не стоял на коньках, но ничего, поехал как заправский. Предпочитаем активный отдых, но и хорошую книгу почитать не прочь, фильм посмотреть, музыку послушать.

— А что такое для тебя — хорошие фильмы, книги, музыка?

— Сходу и ответишь не сразу, как-то особо не задумывалась над этим. Но, однозначно, не смотрю сериалы, ужастики, боевики, триллеры. Люблю историческое кино, психологические фильмы и фильмы про жизнь. Книги? Из современных предпочитаю Ю.Полякова, В. Кунина, Э. Тополя, например, но и классику не забываю. Перечитываю А.П. Чехова, Виктора Гюго, М.А. Шолохова, М. Зощенко, Н.В. Гоголя. Музыка? С удовольствием слушаю классику и современную музыку люблю. Чтение, именно чтение, а не сидение в Интернете, помогает ясно, логично, литературно грамотно излагать свои мысли, что преподавателю крайне необходимо. От студентов частенько слышу: «Я все понимаю, знаю, но выразить словами не могу». В таких случаях я рекомендую одно: «Читайте русскую классику». Прислушиваются.

— То есть со студентами полный контакт?

— Можно и так сказать. У меня одно кредо — объективность и индивидуальный подход. Любимчиков нет, ведь каждый — личность, и каждый достоин уважения и внимания. Студенты это ценят. Нередко не только я их, но и они меня вовлекают в свои мероприятия; то на КВН пригласят, то на студенческие смотры талантов. Хожу, чтобы их поддержать, да и самой интересно. Я, кстати, с удовольствием посещаю — и друзей своих привлекаю — спектакли нашего театра-студии «Риск». Нравится, как искренне играют ребята, стараются.

— Отличаются ли нынешние студенты от вас, какими были вы в середине 90-х годов прошлого века?

— В принципе, — нет. Может, чуть рациональнее стали, но сейчас и время другое. И они просто не могут быть иными. А, в общем — такие же, как мы были: также влюблено ходят за ручку. Переживают друг за друга, помогают отстающим в учебе.

— А что, прежде всего, нужно молодому человеку, чтобы стать состоявшимся в жизни, занять свое место под солнцем?

— Найти себя, свое дело по душе, в котором ты бы мог максимально проявиться. Мне в этом плане повезло. Могу сказать, что нашла себя в любимом деле. И в том немалая заслуга окружающих меня людей, нашего вузовского коллектива. Ощущаешь заинтересованность и поддержку в том, чтобы молодые состоялись, продвигались в науке. Об этом свидетельствуют и ежегодные конкурсы грантов ректора для молодых ученых, и проводимые в университете конкурсы на звание «Лучший молодой ученый ТулГУ», и многое другое. Всегда можно поделиться своими идеями, сомнениями, задать вопросы... И всегда коллеги, даже с других кафедр, доброжелательно выслушают, подскажут, поддержат. Это очень много стоит, поэтому и на работу бегу с радостью и удовольствием. Мне нравится быть со студентами, нравится моя научная деятельность. Я всем довольна. Мне даже нередко говорят: «Откуда у тебя столько оптимизма!?»...

— И откуда же? Он же, видимо, имеет под собой почву, на чем-то основывается? Беспочвенный оптимизм, на мой взгляд, вызывает у людей недоверие...

Кстати, добавлю к твоим словам относительно молодых ученых: знаменательный факт, что наука в нашем университете молодеет. И если раньше, помнится, вузовская многотиражка писала о молодых ученых, защитивших докторские диссертации и ставших профессорами в тридцать с небольшим, как о чем-то незаурядном, выходящем за привычные рамки, то сейчас это в вузе никого не удивляет, скорее, даже становится многообещающей тенденцией.

Но вернемся к оптимизму...

— Наверное, это особенности моего характера такие — не унывать, оптимистично смотреть на жизнь, верить, что все будет хорошо и т.п. Да и ясно очерченные перспективы и цели, которые я для себя наметила, и поэтапно к ним иду, дают основание верить в лучшее.

— Подготовка, защита докторской диссертации — оно понятно, а семья, дети — эти не приходящие ценности какую роль играют в твоей жизни? Все-таки главное, традиционное, предназначение женщины на земле быть матерью, женой — хранительницей семейного очага...

— Очень и очень важную. Семья — основа основ, дающая силы всему, и творчеству, и научному горению, в том числе. И, конечно же, не мыслю свою семью без детей — все, как говорится, по плану (смеется).

— Прямо, как у барона Мюнхаузена, — все по плану. На завтра запланирован подвиг, то бишь диссертация, а дети — на послезавтра или на необозримое «потом»?

— Нет, все — на завтра! (со смехом). И суметь соединить одно с другим, не в ущерб одно другому. Вот здесь-то и нужна та особая поддержка, надежная опора, которую дают семья, муж, близкие люди, твое окружение, наконец, не только дома, но и на работе. У меня все это есть.

— О, Ольга, да ты счастливый человек! Ведь утверждают же, что великое счастье — это, когда с радостью спешишь на работу, а с работы — домой, где ждут тебя близкие, родные люди, любимый человек...

— Очень рада, что все так удачно складывается в моей жизни. Да, я вполне счастливый человек! И не боюсь этого, более того, всем говорю об этом, но при этом добавляю, что счастье свое мы строим сами. «Хочешь быть счастливым — будь им!» — известное изречение Козьмы Пруткова. И оно верно! Не надо сидеть, сложа руки, и ждать, когда счастье, хорошее настроение, интересная работа, успех, захватывающий досуг на тебя вдруг обрушатся — сам все сотвори. И быть уверенным (не путать с самоуверенным) в себе человеком! Еще на первом курсе, когда я ходила заниматься на курсы по психологии, преподаватель Т.А. Кузьменко сказала нам: «Уверенного человека ничто не может обидеть и сбить с намеченного пути». Мне эти слова крепко запали в душу, вот и стараюсь им следовать. И, думаю, получается.

Желаю всем молодым людям найти себя и свое дело в этом мире, а остальное приложится, правда, не без собственных усилий.

Добавлю к сказанному: давно уж канули в Лету представления о женщине-ученом, как о «синем чулке». Современная, молодая леди в науке — это, действительно, уверенный в себе человек. Причем гармонично развитый, имеющий широкий кругозор и познания не только в своей узкой специализации, но и в смежных областях знаний, обладающий высоким уровнем культуры, коммуникабельный и непременно ведущий здоровый, активный образ жизни, не чурающийся оздоровления, спортивных залов и тренажеров. Ольга Владимировна Чукова — одна из представительниц этой яркой когорты российских женщин XXI века.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности