Завершился отборочный этап ежегодной олимпиады школьников "Наследники Левши"

  • 09.02.2011
  • Михаил Широкий

Завершился отборочный этап ежегодной олимпиады школьников "Наследники Левши"

Недавно в Тульском государственном университете прошли последние секции отборочного этапа ежегодной олимпиады школьников «Наследники Левши».

Математика:

— Информатика
— Программирование
— Трехмерное моделирование
— Математика в ракетостроении
— Математика в робототехнике
— Математические методы в геологии
— Математические методы в строительстве
— Математическое моделирование
— Математическое моделирование экологических задач
— Основы мехатроники и управления
— Прикладная математика
— Экономическая математика

Физика:


— Безопасность жизнедеятельности
— Естественнонаучная
— Измерительные приборы и медицинская техника
— Инженерные системы и сети
— Механика
— Общая физика
— Политехническая
— Прикладная гидро- и газодинамика
— Прикладная физика
— Радиотехника
— Техническая механика
— Технологическая
— Физика в ракетостроении
— Физика в робототехнике
— Физика технологических процессов
— Физико-технические основы недропользования
— Физические методы в строительстве
— Физические основы управления техническими системами
— Электроника
— Электротехника
— Электроэнергетика

В олимпиаде приняли участие школьники 8-11-х классов общеобразовательных учреждений Тулы и Тульской области, а также школьники из Рязанской, Калужской, Московской, Тамбовской, Владимирской, Орловской и Нижегородской областей.

Олимпиада состоит из отборочного и заключительного этапов. На выполнение заданий отборочного этапа участникам отводится не менее 120 и не более 240 минут, в зависимости от сложности и количества заданий. На выполнение заданий заключительного этапа участникам отводится 240 минут. О целях проведения олимпиады и ее значении для участников нам рассказал декан факультета довузовской подготовки Дорохин Николай Борисович:

Основной целью проведения олимпиады является поиск и поддержка талантливой молодёжи, умеющей мыслить творчески, нестереотипно. Во-вторых, олимпиада является одним из способов пропаганды научных знаний. Это особенно важно в условиях, когда интерес к точным и естественным наукам у ребят снижается. В-третьих, олимпиада даёт возможность широкому кругу наших будущих абитуриентов ближе познакомиться с Тульским государственным университетом, его ведущими профессорами и доцентами.

Вообще при планировании профориентационной работы приёмная комиссия закрепляет за каждым факультетом ряд подшефных школ как в самом городе, так и в районах. Ежегодно, два-три раза проводятся выезды в районы с целью ознакомления учащихся с мероприятиями, проводимыми в университете. Встречи проводятся с родителями, преподавателями, с самими учащимися. Недаром, когда в анкете ставится вопрос: «Откуда вы узнали об университете, о специальности?», то на первом месте стоит ответ «Руководство школы и учителя», а уже на втором «Приезд преподавателей и сотрудников университета». Ведь помимо олимпиад проводятся дни открытых дверей, репетиционные ЕГЭ и так далее, что позволяет ребятам привыкнуть к университету.

На секции «Основы мехатроники и управления» олимпиады по математике мы поговорили с одним из участников Бибеа Андреем, одиннадцатиклассником 4-го лицея города Тулы.

— Вы впервые участвуете в олимпиаде?

— Нет. До этого я принимал участие в двух секциях олимпиады по физике, прошедших ранее в главном корпусе.

— Участвуя в этой олимпиаде, ставите своей целью победить, или вам важно само участие?

— Конечно каждый школьник, приходя на олимпиаду, мечтает победить. Я думаю у всех такая цель. Но и просто факт участия полезен сам по себе, потому что даёт возможность познакомиться с интересными задачами, чуть-чуть иначе взглянуть на изучаемый предмет. Это хорошая подготовка. Ну а если выиграю — так вообще замечательно.

— Как готовились к олимпиаде?

— Сидел, решал разные задания, в том числе и примеры прошлогодних олимпиадных задач из Интернета. Если возникают какие-то вопросы — обращаюсь к учителям.

Но, как говориться, сколько людей, столько и мнений. Мирзоева Карина, ученица 10-го класса МОУ СОШ № 66 не ставит перед собой каких-то особых целей.

— Впервые участвуете в олимпиаде?

— Нет. Я участвовала в олимпиадах по физике, математике — в секциях «Математическое моделирование экологических проблем» и «Физика безопасности жизнедеятельности».

— Нацелены на победу?

— Для меня важно само участие.

Не согласиться с Николаем Борисовичем невозможно — олимпиада для всех является прекрасным способом улучшить свои знания по предметам и подготовиться к сдаче экзаменов. Но если раньше олимпиада не давала особых преимуществ при поступлении в вуз, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

В нашем университете олимпиады проводятся очень давно, с 1995 года, но только с выходом нового Порядка проведения олимпиад школьников в 2007 году и включения олимпиады в Перечень олимпиад, формируемый Министерством образования и науки России. Общее число олимпиад в Перечне невелико — в этом году их всего 77. Олимпиада «Наследники Левши» по физике включена в этот перечень, что позволяет её победителям и призёрам пользоваться льготами при приёме в вузы страны. Каждый вуз до 1 июня обязан установить для таких ребят по своему выбору одну из двух льгот — 100 баллов по физике или приём на профильные специальности без вступительных экзаменов. В прошлом году ТулГУ принимал победителей и призёров олимпиад школьников без экзаменов.

И все же, что бы не говорили участники олимпиады, если не победить, то выйти во второй тур хочет каждый. Ведь именно участвуя во втором туре, есть шанс получить те самые преференции, о которых говорил Николай Борисович.

Заключительный второй этап проводится только в очной форме, на территории университета и в один день. Соблюдение всех правил и процедур очень строго контролируется представителями оргкомитета. До 35% от числа участвующих в заключительном этапе могут быть объявлены победителями и призёрами. Всем им будут вручены дипломы I, II или III степени.

Мы побывали на олимпиаде по физике и информатике. Стоит отметить, что олимпиада по физике была организована несколько иначе, чем субботняя олимпиада по математике, учащиеся проводили презентацию приборов собственного изготовления, начиная от макета сирены и заканчивая Трансформатором Тесла. О последнем устройстве, изобретенном гениальным физиком, запатентованным 22 сентября 1896 года, заявленным как «аппарат для производства электрических токов высокой частоты и потенциала» нам рассказала студентка коммунально-строительного техникума Тронова Анастасия.

«В данный момент одна из проблем человечества — это дешевая мобильная передача энергии, в том числе электрической. В отдельные уголки планеты и даже в космос невозможно протянуть линии электропередач, а космические корабли автономны в плане электроэнергии, однако в некоторых чрезвычайных ситуациях может понадобиться внешний источник питания. Таковым может служить другой космический корабль. Стоит вопрос о передаче электроэнергии беспроводным путем.
В прошлом году я занялась изучением этого вопроса и для этого обратилась к опытам Николы Тесла. Представленный мной прибор основан на принципе преобразования напряжения, то есть на принципе электромагнитной индукции — то есть на превращении магнитной энергии в электрическую и наоборот. Если по проводнику течет переменный ток, то вокруг проводника образуется магнитное поле. Прибор безопасен для человека, так как в нем маленький ток, но высокое напряжение. В моем приборе напряжение составляет около 6000 V. Чем больше витков в первичной обмотке, тем выше будет создаваемое напряжение. Используя принцип действия этого прибора, можно проводить физиотерапию, а также он производит успокаивающий эффект. Ну и конечно же этот прибор может передавать энергию беспроводным способом, то есть если поднести к нему лампочку, в данном случае на расстоянии десяти сантиметров, то он передаст энергию лампочке и лампочка начнет светиться. Увеличивая энергию, мы увеличиваем расстояние, на которое будет передаваться электрическая энергия».

Как мы видим, олимпиады проводятся в различных областях, да и сами методы и цели их проведения отличаются. Где-то нужно знание теории, а где-то идет чистая практика, хотя конечно одно без другого невозможно. И здесь мало быть просто умным — речь идет о способностях не только мыслительных, но и изобретательских, ведь создать приборы наподобие тех, что мы видели, сможет не каждый.

Хотелось бы обратиться к будущим абитуриентам. Участвуйте в олимпиадах, выходите во второй тур, побеждайте и поступайте в ВУЗ! С особым вниманием относитесь к выбору своей будущей специальности, ведь именно для этого вы получаете высшее образования — чтобы устроиться на хорошую работу, которая должна приносить не только материальное, но и моральное удовлетворение, что, зачастую, куда важнее вашей будущей заработной платы. И всегда ставьте перед собой цель и достигайте ее, во что бы то не стало, ведь именно этим вам придется заниматься всю вашу жизнь.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности