Из дневника молодого ученого

  • 10.02.2011
  • Татьяна Крикункова

Из дневника молодого ученого

В начале февраля сего года мне довелось познакомиться с аспирантом, заведующим сектором по социальным вопросам и жилью Совета молодых учёных Тульского государственного университета Александром Зелепухиным. Впечатление Александр производил человека вдумчивого, имеющего свою точку зрения и по-хорошему — как это часто бывает в таком возрасте — амбициозного. Занимаясь активной исследовательской деятельностью и к тому же совмещая учёбу в аспирантуре с работой, Александр буквально не имел ни одной лишней минутки, а потому предложил мне обработать и опубликовать его дневниковые записи, в основу которых легли воспоминания о разных периодах его жизни. Я с удовольствием согласилась и, прочитав отрывки этих воспоминаний, поняла, что молодой человек не только обладает весьма оригинальным мышлением, но и умением разглядеть главное и событийное в деталях, на первый взгляд своим значением не поражающих. Поэтому мне лишь оставалось стилистически отшлифовать эти записи, которые я после обработки и предлагаю на ваш суд.

Детство

Городишко наш, Богородицк, не ахти какой большой, но Богом не забытый. Жизнь в нём и в советские времена пульсировала, да и сейчас на месте не стоит, поскольку богородчане на Тулу-матушку равняются и общие задачи в масштабе всей нашей области стараются решить.

Учился я в средней школе № 4, учился хорошо, прилежно. Но особый интерес проявлял я к обществознанию, истории и иностранным языкам. И очень часто, смотря на своих старших товарищей, задавался одним и тем же вопросом: почему выпускники школ выбирают ту или иную профессию, что их к этому подталкивает? Я и с ребятами на эту тему разговаривал, про интересы их выспрашивал, старался логическую цепочку выстроить от желания человека до его потребностей, которые всю его дальнейшую жизнь определят.

Хочу добавить, что и детство моё на переходный этап пришлось: когда я учеником был, школа наша отечественная от советских учебников к российским пособиям переходила, и всё это не могло на нас влияния не оказать. Во всяком случае, я опять вопросом задаваться стал: почему в советских учебниках причинами Великой октябрьской социалистической революции выступают классово-социальные противоречия, а в российских учебниках — экономические? Получалось, что те ребята, кто постарше и те, кто помоложе, одну и ту же проблему в разных ракурсах рассматривали. Не мог я это равнодушно воспринимать, поймите меня правильно!

Отрочество

Повзрослев, я ещё больше задумываться стал. И для раздумий моим веские основания были, да и фон определённый сложился. В Богородицке моём родном явное противостояние коммунистической идеологии и зарождающейся российской демократии читалось. К примеру, праздник в нашем городе, знаменательная дата какая-нибудь отмечалась, и из одного подъезда «хрущёвки» выходили соседи, прожившие рядом не один десяток лет. Так вот, выходили, здоровались, а потом поворачивались друг к другу спиной и вливались каждый в свою колонну. Образно говоря, каждый вставал под своё знамя. А некоторые вообще никуда не ходили, сидели дома, и им не было никакого дела ни до колонн, ни до знамён, потому что жили они в своих тесных мирках, заменявших им целую Вселенную. И плыли по течению.

Всё это меня очень волновало, я хотел разобраться, хотел вникнуть и найти объяснение поведению разных людей. Действительно, а что ими двигало? Какие мотивы?...

Период студенчества

Поступать я решил в Тульский государственный университет на гуманитарный факультет. Выбрал социологию. Почему социологию, спросите вы, если меня с детства политика увлекала?... Рассудил так: к политике я природный интерес имею, а потому поддерживать его в течение всей своей жизни обязательно буду. А социология ближе к живым людям, она позволяет глубже проникнуть в их проблемы, их чаяния и надежды.

В ТулГУ я поступил на бюджетное место — помогли глубокие знания, полученные в школьные годы. Учиться нравилось: столько событий, столько встреч, столько интересных предметов, ярких и самобытных педагогов.

Из университетских окон ещё более широкая панорама современной жизни передо мной предстала. И панорама эта не статичная, а постоянно меняющаяся, потому что менялось общество, соответственно, менялось и общественное сознание. Сначала актуальными взгляды одной социологической школы были, затем другой, а всего таких школ несколько десятков насчитать можно. И с мнением каждой мне было интересно познакомиться. Много я литературы проштудировал, многое узнал и о Чикагской социологической школе, и о Московской, и о Санкт-Петербургской, и о Новосибирской...

Но одна только теория не поможет достаточный опыт накопить. Практика нужна! Исследовательскую практику я проходил на своей кафедре под руководством кандидата социологических наук Веры Петровны Щербаковой. Кафедра проводит многолетний мониторинг по разным социологическим вопросам под общим названием «Перемены в нашей жизни»; социально-экономическим переменам и были посвящены мои исследования.

Практическая работа ознаменовала для меня многое. Прежде всего, очень важный переход от теоретических знаний к общению с людьми, к открытому диалогу с ними. Из их мнений, взглядов на жизнь, на межличностные отношения и выткались результаты моих исследований. Результаты, не оторванные от жизни, а непосредственно с ней увязанные. А потому самые ценные!

Годы в магистратуре

Твёрдо решил продолжить своё образование в магистратуре. Уже будучи магистрантом, написал много статей, посвящённых проблемам образования, одна из них так и называлась «Дистанционное образование глазами современного студенчества». Видно, школьные годы хороший импульс для моей дальнейшей учебной деятельности дали, если вопросы отечественного образования и по сегодняшний день занимают всё моё существо.

Аспирантура

После магистратуры поступил в аспирантуру и сразу же понял, в чём отличие первой от второй. Если в магистратуре нас, можно сказать, опекали, «водили за руку», то в аспирантуре нам предоставили большую самостоятельность. Мой научный руководитель, декан гуманитарного факультета, Ирина Александровна Батанина, всячески поддерживая меня на исследовательском пути, тем не менее, как настоящий гуру, даёт мне в руки не рыбу, а именно удочку. Всё это закаливает мой характер, стимулирует к достижению поставленной перед собой цели, способствует обретению богатого социального опыта.

В настоящее время я пишу диссертацию на тему «Соотношение традиционного и инновационного в развитии института высшего образования в современной России» и принимаю активное участие в деятельности Совета молодых учёных Тульского государственного университета. В моей компетенции «выявление» потребностей молодых учёных, а также ознакомление широкого круга читателей с результатами их научных изысканий. Ведь у нас в вузе много талантливых ребят, и очень важно, чтобы их услышали на конференциях, увидели на выставках, напечатали в журналах. Радует и то, что власть обращает на молодёжь своё пристальное внимание.

О социологии

Наука эта молодая, но сказать, что она родилась совсем недавно, нельзя, потому что её элементы встречались в других областях знаний. Сейчас социология охватывает почти все сферы человеческой деятельности — от коммерции до политики — и не считаться с ней нельзя. Как нельзя забывать и о том, что именно общественное мнение формирует социологию, а не наоборот. А тот, кто думает иначе, глубоко ошибается, потому что ассоциирует социологию с пропагандой. Мне кажется, что настоящий социолог должен умело сочетать в своей деятельности и эмпирические методы исследования, и анкетирование, и интервьюирование, и вторичный анализ, и маркетинговые исследования... Но об этом — во второй части моего дневника, который, я надеюсь, продолжу после окончания аспирантуры...

...На этих размышлениях первая часть дневника заканчивается. И это вполне объяснимо: у Александра Зелепухина сейчас очень много интересных идей, и их необходимо сначала претворить в жизнь. А потом уже можно писать о достижениях. И они обязательно будут, поскольку искренний, заинтересованный, глубоко и остро чувствующий время человек обязательно добьётся поставленной перед собой цели.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности