- 15.02.2011
- Татьяна Крикункова
Система менеджмента качества — актуальный вопрос отечественного образования
11 февраля в Тульском государственном университете состоялся очередной Совет ректоров Тульской области, на котором основной темой для обсуждения стала система менеджмента качества (СМК) высшего учебного заведения.
Стоит отметить, что данная система рассматривалась не просто как инструмент, повышающий уровень образовательной деятельности того или иного вуза, но и как инструмент повышения конкурентоспособности вузов Тульской области. Именно в этом ракурсе тема СМК и излагалась двумя докладчиками: проректором ТГПУ им. Л.Н. Толстого Константином Андреевичем Подрезовым и директором Тульского филиала Современной гуманитарной академии Валентином Михайловичем Колодезневым.
По словам Константина Андреевича, создание СМК в сфере высшего профессионального образования в России наталкивается на ряд проблем, к каковым относятся нормативно-правовой вакуум, недостаточное распространение определённых стандартов, моделей и рекомендаций, отсутствие в нашей стране прозрачной системы органов внешней аккредитации, а также «несостыковка» европейских стандартов с особенностями российской системы аккредитации.
Если для российской системы аккредитации определение «государственная» является само собою разумеющимся, то мировой опыт не знаком с государственной аккредитацией, поскольку для стран Запада и Америки процедура аккредитации высших учебных заведений тождественна по своей сути общественному контролю, следствием которого и является общественное признание деятельности того или иного вуза независимыми органами, то есть национальными агентствами. Данные агентства и занимаются разработкой соответствующих рекомендаций и моделей, на основании которых осуществляется СМК.
Применительно к системе менеджмента качества самыми распространёнными в мире являются три стандарта: MS ISO, «Модель делового совершенства» и ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании). В компетенцию последнего как раз и входит согласование деятельности образовательных учреждений и внешних аккредитационных агентств в области создания и развития СМК, а также проведения внешней экспертизы.
В структуре системы менеджмента качества образовательного учреждения должно быть пять основных разделов: политика и процедуры гарантии качества, разработка, мониторинг и периодическая оценка образовательных программ, оценка уровня знаний студентов, гарантия качества и компетентности профессорско-
Политика должна отражать основные цели и намерения образовательного учреждения, в частности, взаимосвязь между процессом обучения и научно-исследовательской работой, обязанности структурных подразделений и всего коллектива вуза в плане гарантий качества обучений, участие студентов в решении данного вопроса.
Разработка, мониторинг и периодическая оценка образовательных программ подразумевает контроль учебного плана, успеваемости студентов, взаимодействие с работодателями, внешнюю общественную экспертизу. Кстати, внешняя экспертиза как раз и представляет собой наибольшую трудность из-за своей собственной непрозрачности и непрозрачности критериев оценки, отсутствия спроса со стороны потребителей образовательных услуг и отсутствия национальных аккредитационных агентств как таковых. Вопрос о создании таких агентств остро стоит на повестке дня Министерства образования и науки РФ, в то время как во всём мире инициаторами создания подобных общественных организаций являются сами образовательные учреждения.
Оценка уровня знаний студентов должна соответствовать планируемым результатам обучения, строиться на основе общепринятых критериев и быть предельно объективной.
Что касается гарантии качества и компетентности профессорско-
Система информирования должна включать в себя сведения о востребованности выпускников вуза на современном рынке труда, о деятельности вуза на фоне сравнительной характеристики с другими высшими учебными заведениями, а также об удовлетворённости студентов и образовательным процессом, и качеством образования.
Подводя итог всему сказанному, проректор ТГПУ им. Л.Н.Толстого подчеркнул, что система управления качеством в высших учебных заведениях должна представлять собой следующую логическую цепочку: получение информации — принятие решений — контроль их исполнения — корректировка.
С системой менеджмента качества в Современной гуманитарной академии и результатами подготовки выпускников присутствующих познакомил директор её Тульского филиала Валентин Михайлович Колодезнев.