Необычный брейн-ринг между Владимиром Морозовым и Великими и известными мира сего

  • 17.02.2011
  • Татьяна Крикункова

Необычный брейн-ринг между Владимиром Морозовым и Великими и известными мира сего

Пообщаться с интересными людьми, вступить с ними в полемику, высказать свою точку зрения и поделиться своим опытом... Кто из нас не мечтал об этом? И речь здесь ни в коем случае не идёт о банальном споре, когда каждый пытается доказать своё и совершенно не принимает во внимание мнение другого человека, более того, даже не прислушивается к нему. А ведь копилка человеческой мудрости настолько разнообразна и изобилует такими интересными и порой противоречивыми сентенциями, что, порой мысленно отвергая одно и принимая другое, на деле мы поступаем в соответствии с первым, вторым, а, иногда, и с третьим.

Уникальную возможность вербально сразиться с великими и известными мира сего мы предоставили молодому учёному Тульского государственного университета Владимиру Морозову. Но поскольку брейн-ринг состоится сейчас, а некоторые выдающиеся люди уже давно ушли из жизни, то вместо почивших «в разговор вступят» их высказывания, оформленные в виде цитат. Современники же Владимира, хорошо известные всем нам, просто «начнут диалог».

Итак, ВНИМАНИЕ!!! На необычный брейн ринг приглашаются кандидат технических наук, доцент, заместитель декана факультета транспортных и технологических систем политехнического института ТулГУ Владимир Морозов и Великие и известные мира сего!

Российская актриса МАРИНА АЛЕКСАНДРОВА (родилась в 1982 году):
— Я всегда любила узнавать что-то новое, потому что учёба давалась мне легко. Свою школу я вспоминаю с радостью, она была для меня местом встреч с друзьями.

ВЛАДИМИР МОРОЗОВ:
— ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН! Но добавлю от себя, что под друзьями я подразумеваю и своих учителей, и тех людей, которые, получив аттестат зрелости, с родной школой не расстались. Я коренной туляк, учился в средней школе № 25, в политехническом классе. Так вот, у нашей школы был меценат, бывший выпускник, Александр Глебов, по сей день, кстати, являющийся совладельцем торгового комплекса «Лагуна». Он предложил руководству школы пригласить преподавателей физики и математики с факультета довузовской подготовки Тульского государственного университета, чтобы они вели у нас эти предметы. Сам же Александр заключил с преподавателями договор и оплачивал их образовательные услуги. Результат оказался впечатляющим. Мы, ученики, не только получили очень сильную подготовку, но и имели возможность сравнить методики преподавания этих двух важных дисциплин на уровне школьной и вузовской программ. Поэтому никто особенно не удивился, когда абсолютно все ученики нашего класса поступили в высшие учебные заведения: двадцать человек — в ТулГУ, на профильные технические специальности, а остальные четверо — в другие вузы. Хочу добавить, что я был членом школьного правительства. Да, да, такое вот правительство имелось в 25-ой. И, надо сказать, основная задача такого правительства заключалась в раскрытии и развитии потенциальных возможностей каждого ученика. И я, не умеющий ни танцевать, ни петь, и танцевал, и пел, короче, реализовывал себя как творческая личность, к тому же принимал участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах. Вот какая у нас школа, которую я, кстати, окончил с серебряной медалью!

Американский киноактёр, политик, бизнесмен АРНОЛЬД ШВАРЦНЕГГЕР (родился в 1947 году):
—Меня воспитывали ремнём, ставили в угол. То, как со мной обращался отец, теперь называют «преступное обращение с детьми».

ВЛАДИМИР МОРОЗОВ:
— В МОЕЙ СЕМЬЕ НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО! Родители нас очень любили и всегда уважали наш выбор. А мой выбор преисполнил их гордостью.

«Среди нехоженных путей
Один путь — мой,
Среди невзятых рубежей
Один — за мной».
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ, советский актёр, поэт, бард. (1938-1980)

ВЛАДИМИР МОРОЗОВ:
— ЭТО И ПРО МЕНЯ ТОЖЕ. То, что высшее образование — это мой путь, я понял уже в школе. Как и то, что университет даст мне путёвку в большую жизнь, без него я не смогу удовлетворить свои личные духовные потребности. Семья наша пролетарская, многодетная. Нас у родителей пятеро: трое сыновей и две дочери. Я младший среди мальчиков, но средний среди всех детей. Отец мой сначала водителем был, затем работал на Тульском комбайновом заводе. Мама всю жизнь швеёй. Не только среди моих ближайших родственников, но и во всей моей родне не было ни одного человека с высшим образованием. Я — единственный. Сам факт, что я из простой рабочей среды, меня никогда не тяготил. Но я хотел другой доли. Не то чтобы мне не нравились рабочие специальности, отнюдь — у меня самого старший брат работает в КБП, высококвалифицированный слесарь, его там очень ценят — просто мне хотелось учиться, хотелось повышать свой уровень именно в научно-исследовательском русле.

Поступил я на факультет систем точного машиностроения, на кафедру «Пищевые производства». Выбор мой был не случаен, окончательное решение я принял осознанно. Вы, конечно же, знаете, что в 90-е ещё слышался отзвук дефицита советских времён и постперестроечного кризиса. А я выбрал специальность, в которой присутствует сильная инженерная составляющая, одним словом, связь производства с питанием, а это всегда востребовано. Приготовление продуктов питания сродни священнодействию, и не зря ведь многие дети просто мечтают попасть на кондитерскую фабрику. Одно дело увидеть горы конфет, выставленные в витрине магазина, и совсем другое — проследить весь процесс, когда в начальной точке «А» в устройство закладываются вроде бы неприглядные совсем различные ингредиенты, а через некоторое время в точке «Б» появляются аппетитные ароматные шоколадные конфеты, при виде которых у человека сразу же начинают течь слюнки. Как я уже говорил, отец мой водителем был, и развозил он хлебобулочные и кондитерские изделия по торговым точкам. Несколько раз брал меня, мальчишку, в свой ванильно-душистый рейс, и я своими глазами видел, как песочные и бисквитные пирожные и важные батоны, выставляющие напоказ свои покрытые золотистыми корочками спины, чинно отправляются на огромных деревянных лотках в недра магазинов, чтобы впоследствии растаять во рту у покупателей.

Я уверен, что и у сегодняшних абитуриентов мотивы те же, несмотря на то, что эпоха зелёных электричек канула в Лету и воспринимается, скорее, как байка. А ведь это быль, на фоне которой выросло не одно поколение наших сограждан. Могу добавить, что пищевые производства понятны каждому из нас на личном и бытовом уровне: пример тому — самая обыкновенная кухня в квартире. А если зайдёте в магазины торговых сетей, то обязательно обратите внимание на производственные цеха, где готовят котлеты по-киевски, пекут сдобные булочки, изготавливают торты с взбитыми сливками, режут овощи для салатов. И за всеми этими парфэ, соте, ростбифами, окрошками и расстегаями, стоит огромный труд людей, которым просто необходимы овощерезки, электрические мясорубки, холодильники, дозаторы, современные плиты, духовые шкафы и много чего другого, делающего нашу жизнь удобной и комфортной.

«Хороший учитель защищает учеников от собственного влияния».
БРЮС ЛИ, американский актёр и мастер восточных единоборств. (1940-1973)

ВЛАДИМИР МОРОЗОВ:
— СОГЛАСЕН! В бакалавриате я начал самостоятельно заниматься научной деятельностью. И однажды — с важным видом! — показал свои наработки кандидату технических наук, доценту, заместителю декана факультета заочного и вечернего обучения Александру Стефановичу Горелову. Конечно же — это я теперь понимаю — в первых «трудах» моих ещё тот винегрет был! Прочитав «рукописи», Александр Стефанович, в буквальном смысле слова, обомлел. Но не воспользовался своим преимуществом вердикты выносить и не обозвал меня «молодым да ранним»! Даже и не сказал, что всё плохо! Психолог он, без сомнения, хороший: посоветовал данную тему до поры до времени отложить и умело направил меня в нужное русло. Вы знаете, я по сегодняшний день называю Горелова своим «университетским отцом»: он меня взрастил, он был моим научным руководителем с 2001 по 2006 год, он вёл меня от уровня «студент» до уровня «кандидат технических наук». Никогда не давил, но помогал, был другом. И всегда хотел, чтобы у меня была своя точка зрения на тот или иной интересующий меня вопрос.

«Единственный способ что-то узнать — это что-то делать».
БЕРНАРД ШОУ, британский писатель, романист, драматург. (1856-1950)

ВЛАДИМИР МОРОЗОВ:
— И Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЕЛАЛ, ЧТОБЫ ЧТО-ТО УЗНАТЬ! В магистратуре чётко определился с тематикой своего исследования — «Контроль качества в пищевом и перерабатывающем производствах». Конечно же, все прекрасно понимают, что эти два вида производства связаны между собой, а эту связь можно выразить следующим образом: перерабатывающее производство превращает зерно в муку, а пищевое — муку в пирог.

В 2002 году в магистратуре я подал первую заявку на изобретение. Это был самый настоящий прорыв в моей научно-творческой деятельности. Дело в том, что саму идею подал я, а вот дорабатывал и корректировал её уже вместе со своим научным руководителем и коллегами. Итак, изобретение называлось «Устройство отбора жидких проб из трубопровода». Для неспециалистов поясню. Представьте себе огромный бак с молоком или цистерну с фруктовым соком. И вот из этого огромного количества нужно взять всего лишь 10-20 миллилитров для проб. Для молока, например, пробы на плотность или жирность, для сока — на прозрачность, для того и другого — на наличие микрофлоры.

Подумаешь, невидаль какая, скажет кто-нибудь: бери пипетку или маленький сосуд — вот и ёмкость, а в ней и материал для пробы. Да не так всё просто, как думают некоторые! Сверху в молоке — сливки, поэтому в пробе будет слишком высокая жирность, внизу — обезжиренное молоко, поэтому проба не будет соответствовать истинному положению дел. Данные должны быть средними, но забирать сорок проб, а потом находить «среднее арифметическое» никто никогда не будет, поскольку это малоэффективно и грозит попаданием микробов с рук в исследуемый продукт. Неужели нет выхода? Выход есть. Дело в том, что всё молоко или весь сок идёт в производство по трубопроводу, и в это время — при прохождении исследуемых жидкостей через систему труб — и можно брать из них пробу. Но не постоянно, а через интервал и по капельке. Так наберутся необходимые 10-20 миллилитров, которые по сути своей и являются той самой «репрезантативной пробой, показывающей качество всего(!) продукта». Стоит отметить, что этот метод по достоинству оценили специалисты Тульского молочного комбината. Окончательно изобретение сформировалось у меня в 2004 году, когда я учился в аспирантуре на специальности «Стандартизация, сертификация и управление качеством продукции по отраслям». Именно в аспирантуре разрабатывались методики, программы и технические решения. Изобретение получило знак «Лучший товар 2006 года», медаль на конференции в Московском государственном университете пищевых производств, различные грамоты и дипломы в Туле. В настоящее время научные изыскания находятся на стадии разработки опытного образца.

«Где мысль сильна — там дело полно силы».
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР, английский драматург и поэт. (1564-1616)

ВЛАДИМИР МОРОЗОВ:
— ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ МЫСЛЬ ВОПЛОЩАЛАСЬ В ДЕЛА! К настоящему времени я уже являюсь автором и соавтором семи патентов. В ноябре 2006 года защитил диссертацию на тему «Средства и методы непрерывного (выборочного) статистического контроля качества нештучной пищевой продукции». В 2007 году, уже будучи кандидатом технических наук, стал победителем программы «У.М.Н.И.К.» и получил финансирование на 2008 год, за счёт которого мы с коллегами сделали опытный образец пробоотборника для сыпучих проб.

«Всякое свершение обрекает на рабство. Оно обязывает к более высоким свершениям».
АЛЬБЕР КАМЮ, французский писатель, философ-экзистенциалист. (1913-1960)

ВЛАДИМИР МОРОЗОВ:
— НЕТ И ЕЩЁ РАЗ НЕТ! Я себя чувствую ищущим человеком, человеком, которому интересно что-то узнавать, что-то изобретать. Мне нравится творить и созидать. А то, что любое свершение обязывает, я бы даже сказал, предполагает более высокое свершение, вполне объяснимо. Человек должен не нисходить, а именно восходить в своих делах, помыслах и поступках (я имею в виду и морально-этическую сторону вопроса), в своих достижениях. Должен стремиться прожить свою жизнь ярко, интересно и насыщенно. По восходящей!

У меня в багаже — два Диплома победителя научно-практической конференции, проходившей в 2009 году в Московском авиационном институте, Диплом Академии проблем качества (2009 год) вкупе со званием адъюнкта. Кстати, поясню, что адъюнкт — это только первая ступень, затем следуют член-корреспондент и академик. В 2006 году я написал свою первую монографию под диссертацию, в 2010-м — в соавторстве со своими коллегами — вторую. В этом году я получил Почётную Грамоту Тульской областной Думы, стал победителем областного конкурса «Лучший изобретатель и рационализатор» в номинации «Изобретатель года — 2010». И останавливаться на достигнутом не собираюсь: хочу продолжить научно-исследовательскую деятельность, буду активно участвовать во всех предлагаемых грантах и конкурсах! С 2008 года я являюсь заместителем декана факультета транспортных и технологических систем, а организационные вопросы тоже требуют и времени, и сил.

«Возможность прислушаться к самому себе — это предпосылка услышать других».
ЭРИХ ФРОММ, немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. (1900-1980)

ВЛАДИМИР МОРОЗОВ:
— ПРАВИЛЬНО! Мой собственный опыт позволил мне сконцентрировать своё внимание на создании студенческого научного коллектива, который к настоящему времени уже является обладателем двух Дипломов Министерства образования и науки «За лучшую студенческую научную работу», а также Дипломов научно-практических конференций различного уровня. Моя студентка Екатерина Шаламова на красный диплом защитила магистерскую диссертацию, а другая студентка, Марина Александрова, к слову, полная тёзка нашей отечественной актрисы, «высказавшейся» в самом начале брейн-ринга, в декабре 2010 года представляла свою работу «Технология изготовления пряника-сэндвича» на Форуме «Россия, вперёд!» в Сколково Московской области. Очень радует меня тот факт, что рейтинг нашей кафедры по НИРС троекратно увеличился!

«Если единственный инструмент, которым вы располагаете, — это молоток, то многое вокруг вас покажется вам гвоздями».
МАРК ТВЕН, американский писатель, журналист и общественный деятель. (1835-1910)

ВЛАДИМИР МОРОЗОВ:
— ОСТРОУМНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ! Статус преподавателя не является моим единственным инструментом, иными словами, я этим статусом никогда не бравирую. Стараюсь быть справедливым, принципиальным, объективным и человечным. Не терплю хамского отношения к людям. Никогда не побоюсь признать свою неправоту и извиниться перед студентом, всегда готов ответить за свои дела и поступки. Могу поставить троечнику высокую отметку, если он потрудился и хорошо выполнил задание. И, наоборот, могу поставить отличнику тройку, если он отучился учиться и свою пятёрку уже не подтверждает. Не хочу, чтобы процесс преподавания ассоциировался у студентов только с нудным чтением лекций, хочу, чтобы чувствовалась атмосфера, тёплая, дружеская, чтобы между преподавателем и студентами был установлен настоящий контакт. И тонкий юмор никогда не помешает, он даже помогает, поскольку акцентирует внимание на самом главном. Когда я раскрываю перед своими студентами тему «Доильные аппараты», то, в буквальном смысле, танцую около доски. По моему глубокому убеждению, процесс обучения должен быть живым. И, конечно же, делаю всё возможное, чтобы, образно говоря, затащить своих студентов в особую форму существования в вузе: в творчество, в науку, в социальную деятельность.

Американская певица и актриса МАДОННА (родилась в 1958 году):
— Если хочешь достичь успеха, сначала переступи через себя, а потом — через других.

ВЛАДИМИР МОРОЗОВ:
— У МЕНЯ ДРУГОЙ СПОСОБ! Для того чтобы добиться успеха, нужно чётко придерживаться поставленной перед собой цели и в условиях меняющегося мира (не имеются в виду общечеловеческие ценности, они незыблемы) измениться самому, но цели этой достичь!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности