Алексей Сычугов: «В гармонии с миром»

  • 17.03.2011
  • Михаил Широкий

Алексей Сычугов: «В гармонии с миром»

Наш собеседник — молодой ученый, кандидат технических наук, доцент кафедры ЭВМ, член Совета молодых ученых ТулГУ, зам. декана факультета кибернетики по внеучебной работе, сотрудник приемной комиссии ТулГУ, Алексей Алексеевич Сычугов.

— Алексей Алексеевич, здравствуйте.

— Добрый день.

— Алексей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о себе.

— Я родился и вырос в городе Узловая Тульской области. Учился в средней школе № 1, на «твердую» четверку, закончил ее в 1994 году. В этом же году поступил в Тульский государственный университет на факультет кибернетики, специальность «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Со второго курса начал заниматься научной деятельностью. Моим первым руководителем был Владислав Викторович Котов, в те годы еще студент пятого курса. В 1998 году с «красным» дипломом бакалавра поступил в магистратуру, которую закончил с отличием в 2000-м, после чего поступил в аспирантуру. В 2002-м, ровно через два года, досрочно защитил кандидатскую диссертацию, которую написал под руководством молодого профессора — Фёдора Алексеевича Данилкина. Еще обучаясь в аспирантуре, начал работать на кафедре ЭВМ.

Как и большинство студентов и аспирантов, в свободное от учебы время я «подрабатывал», но всегда по специальности, то есть занимался программированием. И сейчас наряду с научной и преподавательской деятельностью я разрабатываю программы, в основном связанные с управлением техническими объектами.

— Скажите, а почему Вы выбрали программирование?

— Выбор сделан был еще в школе. В старших классах я любил математику. Особенно меня заинтересовало программирование, как прикладная наука.

Важным фактором, повлиявшим на мой дальнейший выбор жизненного пути, стали и школьные уроки информатики. Конечно, на тот момент компьютеры были не такими «продвинутыми», как сейчас, но даже тогда было очень интересно, как из отдельных строк и файлов складывается некая работающая программа. Сейчас моя работа связана с программированием систем управления. Когда «мертвая железка» начинает работать, «жить», и ты понимаешь, что она работает под управлением твоей программы, это приятно.

— В какой момент Вы приняли решение посвятить всю свою жизнь программированию?

— Четкое осознание того, на какой специальности я хочу учиться, пришло в 11 классе после сентябрьского Дня открытых дверей в ТулГУ. Осознавая, насколько сложно это будет осуществить, я все же решил поступать на факультет технической кибернетики. С тех пор прошло почти 18 лет и за все это время я ни разу не пожалел о выборе, сделанном мною тогда.

— Вам приходилось задумываться, что было бы, если бы Вы пошли по другому пути?

— Другой возможный путь был связан с моим детским увлечением автомобилями. Вместе с отцом я любил не только ездить на машине, но и ремонтировать её. Но это — скорее отдых, чем работа. Это хобби, которому я отдаю сводное время.

— Как Вы относитесь к процессу, называемому за рубежом «brain drain», иначе говоря, «утечка мозгов»?

— Отрицательно. Если эта утечка односторонняя, то тем более. Одно дело если специалист уезжает за границу на стажировку, получает опыт работы и возвращается обратно, и совсем другое, если остается там навсегда.

— 2011 год — год космонавтики; насколько оправданы огромные капиталовложения в комические программы? Не проще ли направить эти денежные ресурсы в более приземленные области науки?

— На какие, например?

— Например, на медицинские исследования.

— Космонавтика является той областью науки и технологии, в которой сочетается все. Она развивает все остальные земные отрасли: и машиностроение, и медицину, и социальные науки, и психологию, и, конечно, программирование.

— Какая из выполненных Вами работ оставила наибольший след в Вашей памяти?

— Если говорить о научных работах, то это, безусловно, кандидатская диссертация, а из большого количества прикладных работ хотелось бы вспомнить следующую. Я разрабатывал программу управления ветряной установкой для перекачки воды. Установка была частью прибрежного комплекса опреснения воды. Немаленький ветряк 15-ти метровой высоты с размахом лопастей 12 метров должен был подчиняться человеку с пультом наподобие брелка автомобильной сигнализации. Программа реагировала на сигнал, идущий от устройства, опрашивала датчики, следила за силой, направлением ветра и в зависимости от этих показателей выставляла определенный угол атаки лопастей, скорость вращения ветроколеса, подключала и отключала нагрузку. От простоты, качественности и надежности программы зависела жизнеспособность всего объекта.

— Насколько мне известно, в любом программном коде есть ошибка.

— Безусловно!

— Если начать ее исправлять, в результате ошибок станет две?

— Возможно даже больше.

— И так будет всегда?

— Всегда. Нет программ без ошибок. Есть известная шутка программистов: «Если кто-то говорит, что в программе нет ошибок, значит, плохо искал».

— В таком случае, стоит ли их исправлять?

— На младших курсах старшие товарищи говорили мне, что четные ошибки перекрываются. То есть если ошибок 20-ть — они не видны, но стоит сделать 21-ю, как всплывают все ошибки, допущенные в программе. Конечно, и это из разряда шуток, но действительно, когда начинаешь исправлять ошибку, появляются новые. Почему? Потому что, исправляя ошибки, вносятся определенные изменения в программу, в логику изложения, которые могут повлиять на программный код.

Что касается правок, они вносятся не всегда. Дело в том, что иногда, как это ни странно, ошибки бывают полезные. Представим, что мы написали определенную программу и, начав с ней работать, обнаружили, что она работает не совсем так, как было задумано изначально. Первое желание — найти и исправить ошибку, но при более детальном рассмотрении оказывается, что эта ошибка подталкивает программиста к другому пути дальнейшей реализации программы, и в таком случае ошибка оказывается полезной. Бывает и такое, что ошибка в конечном итоге остается, более того, делает программу правильнее, а систему — эффективнее.

— У Вас есть жизненное кредо?

— Не позволять себе лениться и расслабляться. Но не расслабляться не в том смысле, что не отдыхать, а именно не пускать все на самотек.

— Вы являетесь членом Совета молодых ученых ТулГУ? Что это Вам даёт?

— Одна из основных целей Совета молодых ученых — не дать что-то его членам, а помочь всем молодым ученым университета ориентироваться в мире науки, не разочароваться в научной деятельности. Когда аспирант работает над диссертацией, то увлечен, у него есть понятные цели и задачи. Когда диссертация защищается, то возникают другие задачи, и, не секрет, что, в первую очередь, финансового плана. Вот в этот момент многих постигает разочарование в науке, в той работе, которую они выполняли и выполняют. И здесь главное молодому ученому «не сломаться». Поэтому деятельность Совета молодых ученых и моя лично, как его члена, направлена именно на поддержку молодёжи, поскольку все мы защищали диссертации, и все сложности, с которыми сталкиваются молодые ученые, нам понятны и знакомы.

— Разговор о молодежи напомнил мне, что Вы являетесь заместителем декана факультета кибернетики по внеучебой работе. Расскажите об этом.

— Вот уже более трех лет я курирую внеучебную работу факультета кибернетики в должности заместителя декана. Очень интересная, разнообразная деятельность. Иногда приходится проявлять строгость к студентам, иногда успокаивать, в прямом смысле слова «слезы утирать», но, чаще, к счастью, хвалить. На моих глазах и с моим участием вчерашний школьник, первокурсник становится выпускником, взрослым человеком.

Факультет у нас небольшой, но талантливых студентов много. Наши студенты играют в КВН, «Что? Где? Когда?», участвуют в смотрах художественной самодеятельности, поют в университетском хоре. Они всегда отличались и отличаются упорством и стойкостью, ведущими их к успеху. Например, команда КВН «Амстердам» заняла второе место в финале политеховской лиги КВН в этом году.

Важнейшим звеном внеучебной работы является общежитие. С общежитием связана большая часть и моей собственной жизни, так как я прожил в нем все свои студенческие годы. Кстати, общежитие № 2 нашего факультета является лучшим, за что хотелось бы поблагодарить заведующую общежитием Дикову Екатерину Викторовну и, конечно же, наших студентов, которые понимают, что общежитие — это их второй дом, а на время учебы, возможно, и первый!

— Что Вы можете сказать о современном студенчестве?

— В целом — хорошие ребята! Иногда взбалмошные, зачастую неорганизованные, изредка немного «хулиганистые», но, в основном, положительные, устремленные, позитивные и веселые люди.

— Расскажите о Вашей работе в приёмной комиссии университета. Что она привносит в Вашу жизнь?

— В 2006 году я был назначен ответственным секретарем отборочной комиссии факультета кибернетики, а в 2008 году меня пригласили в центральную приёмную комиссию организовывать прием на целевые места. С 2009 года занимаюсь организацией профориентационной работы. Направление работы не самое простое (хотя таких в приёмной комиссии в принципе нет), но интересное. Общаюсь со школьниками, родителями, руководством школ, всеми структурными подразделениями университета.

Работа в приёмной комиссии, как и обязанности в деканате, отнимает много времени и сил, но и даёт еще больше. Это и навыки работы с документацией, нормативной базой, и умение общаться с разными по возрасту, положению людьми, и опыт организации массовых мероприятий (Дни открытых дверей, встречи со школьниками), и просто «школа жизни».

— Остаётся ли у Вас время на научную деятельность, и в чём она заключается?

— Не так много как хотелось бы, но остаётся. В 2008 году я получил учёное звание доцента, регулярно публикую научные и научно-методические статьи. В 2010 году издал учебное пособие. В настоящее время под моим руководством готовится кандидатская диссертация, которая, я надеюсь, будет защищена в этом году. Моя научная деятельность связана с разработкой методик анализа алгоритмов и конструирования программного обеспечения управления объектами различной сложности.

— То, чего Вы добились на данный момент, это Ваша заслуга или удача?

— Удача? ...Везение необходимо, но гораздо большее значение имеют собственный труд и поддержка учителей и коллег, потому что меня всегда окружали и окружают хорошие люди, у которых есть чему поучиться.

— Если смотреть в будущее, чего бы Вы хотели добиться, возможно, не в науке.

— Хотелось бы обрести гармонию с окружающим миром. Все, кто добился этого — счастливые люди. А проявления этой гармонии зависят от конкретной личности.

— Кто оказал наибольшее влияние на Вашу жизнь?

— С некоторыми людьми я был знаком совсем недолго, но в них было нечто такое, чего мне самому не хватало, возможно, та самая гармония с миром.

Что касается семейных отношений, то эталоном семьи для меня являются мои родители.

Если говорить о работе, то конечно огромное влияние в этом плане оказывают руководители, которые, фактически формируют личность любого ученого. Но нельзя назвать кого-то конкретного, потому что все люди, которые меня окружают, имеют какую-то черту, которую мне бы хотелось видеть в себе.

— Расскажите о своих увлечениях.

— Я люблю природу, общение с ней доставляет мне особое удовольствие: люблю ловить рыбу, собирать грибы, путешествовать. Из спортивных увлечений — плавание, в школе занимался велоспортом.

— Какой ценный совет Вы бы дали настоящим и будущим молодым ученым?

— Не лениться. Не обходить преграды. Не бояться браться за любую работу, даже если она кажется нерешаемой или неинтересной. Если работа имеет смысл, если видна конечная цель то, безусловно, ее нужно выполнить. Ну и, естественно, соизмерять свои силы со своими задачами. Но нужно также уметь ставить перед собой сложные, глобальные цели. Тогда вы научитесь достигать любых высот.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности