Красота – закономерность, выравнивающая хаос

  • 24.03.2011
  • Михаил Широкий

Красота – закономерность, выравнивающая хаос

Студентка Тульского государственного университета Ирина Клейн вошла в десятку лучших представительниц прекрасного пола на конкурсе красоты «Мисс Россия-2011», который прошел 5 марта в Москве. Мы встретились с Ириной и поговорили о красоте в целом и конкурсах красоты в частности, о том, что ищет девушка в молодом человеке, можно ли судить о красоте объективно и о планах Ирины на будущее. Но перед тем как перейти к интервью, давайте рассмотрим понятие красоты, в частности в ее культурно-историческом аспекте.

Красота — эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является важнейшей категорией культуры. В своем эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той разницей, что последнее является высшей степенью красоты.

Со времен античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанно с понимание космоса как миропорядка, целесообразности, украшения. Со временем красота начинает рассматриваться как категория разума, сознания, становясь одной из важнейших категорий мироздания и, в конце концов, красота становится тем самым, что возводит человека к божественному прекрасному.

Однако эталоны красоты отличались от века к веку, от одной культурной эпохи к другой. В древней Греции и Риме эталоны мужской и женской красоты были практически неотличимы от эталонов начала ХХ века, века развития олимпийского движения. В средние века можно отметить моду на бледность и худобу, однако в эпоху барокко появляется мода на пышнотелость (что хорошо заметно в работах южнонидерландского живописца Питера Пауля Рубенса) и на потенциальную плодовитость (что получило свое отражение в ряде картин голландского художника Герарда Терборха). К середине ХХ века эталоном красоты становится довольно крепкое, массивное тело крестьянской, закаленной в тяжелом труде девушки. В настоящее время «высокая мода» регламентирует стандарты женской красоты, как чрезвычайно худую, очень высокую фигуру с очень узкими бедрами и длинными ногами. Но история меняется, а мода имеет тенденцию к возвращению в прошлое, и именно во вчерашнем дне черпают вдохновение сегодняшние фотографы, модельеры, режиссеры и все, кто связан с миром моды, ведь не зря говорят, что все новое — это хорошо забытое старое.

— Ирина, добрый день.

— Здравствуйте.

— По имеющейся у нас информации Вы вошли в десятку лучших на конкурсе «Мисс Россия—2011», который прошел 5 марта в Москве. Все правильно?

— Да, все верно.

— Скажите, много было участниц?

— Всего было 50 участниц со всей России.

— Расскажите о жюри. Нам известно, что один из вопросов в интеллектуальном конкурсе Вам задал Александр Ревва, а были еще известные личности?

— Да, один вопрос был от Реввы, второй от Аркадия Новикова, так же на конкурсе присутствовали Дмитрий Маликов, Лейсан Утяшева, Мисс Вселенная Химена Наваретте. В общем, все члены жюри были известные личности.

— Что же спросил у Вас Александр Ревва?

— Он спросил, какими качествами должен обладать мужчина, чтобы мне понравиться.

— И что же Вы ответили?

— Я почувствую это душой и сердцем, не буду искать по стереотипам, но главные качества — ум, доброта и талант.

— Какая атмосфера царила на конкурсе?

— Атмосфера на конкурсе была напряженная, все очень нервничали, но никаких серьезных ссор между девочками не было.

— В чем отличие этого конкурса от конкурса регионального уровня, допустим, конкурса «Мисс Тула»?

— Отличие в масштабности этого конкурса. Я думаю, нельзя сравнить любой региональный конкурс с конкурсом национальным, который является лучшим в стране.

— Расскажите о Ваших впечатлениях: какого это выходить на подиум перед зрителями, в свете прожекторов и бесконечном количестве вспышек фотоаппаратов? Вы сильно волновались, ведь это было Ваше первое выступление на конкурсе такого уровня?

— Да, я, конечно, волновалась, но сохраняла внешнее спокойствие, а нервничать никакого смысла нет. Когда выходишь на сцену, волнение немного пропадает, забываешь обо всем и видишь только зрителей. В такие моменты ты стараешься отдать им какие-то положительные эмоции, чем-то привлечь, чтобы было интересно смотреть на выступление! Все пролетает очень быстро, и ты оказываешься с другой стороны — со стороны зрителя. Стоит отметить, что после всего пережитого из зала конкурс смотрится очень интересно.

— Скажите, Ирина, что побудило Вас принять участие в конкурсе «Мисс Россия»?

— В «Мисс Россия» я приняла участие, так как получила титул «Мисс Тула» и должна была представить наш город на национальном конкурсе. Да и вообще это, наверное, мечта многих!

— Будете принимать участие в подобных конкурсах в дальнейшем?

— После конкурса такого уровня, вряд ли я буду принимать участие в каких-то других, российских...

— Вопрос личного характера. Скажите, как так получается, что у такой красивой девушки в данный момент нет молодого человека? Неужели правда, что молодые люди стесняются подходить к красивым девушкам, будучи уверенными в том, что они не могут быть «свободными»?

— Я думаю, что это вопрос времени! Не все стесняются, многие подходят, знакомятся. Но молодым человеком в плане отношений может стать только тот, с которым можно не просто общаться, а строить серьезные отношения, или создавать семью, а такого я пока не встретила. Поэтому и нет отношений.

— Считается, что красота понятие субъективное. И все же интересно узнать Ваше мнение, насколько объективны оценки красоты на подобных конкурсах и можно ли вообще давать правильную оценку такому неоднозначному понятию как красота?

— Я согласна, это довольно спорный вопрос, что называется «дело вкуса». Что касается конкурсов, я думаю, что члены жюри — люди, с разными вкусами и мнениями, поэтому их общий выбор, в котором они все сходятся разумный и правильный.

— Вы считаете, что эталон красоты в принципе существует?

— Эталон красоты может и не существует, но если решение принято большинством, значит оно наиболее объективно!

— Говоря про красоту, хотелось бы спросить про дух времени, накладывающий свой отпечаток на это понятие. Во времена Рафаэля, в эпоху просвещения мода была другой и понятие красоты сильно разнилось с современным. Взять любую из мадонн и сразу будет заметна эта разница. Почему так происходит и с чем это связано, по Вашему мнению?

— Наверное, это происходит потому, что вся жизнь меняется, появляется что-то новое, другое. Опять же, меняются стереотипы. Хотя говорят же, что новое — это хорошо забытое старое и в этом есть доля правды. Иногда мода, в том числе и на красоту повторяется.

— Стать «Мисс Россия» — это верх пьедестала, или это еще не конец?

— Конечно, не конец! Девушку, ставшую «Мисс Россия» ожидает еще много нового и интересного.

— В каких конкурсах Вы намереваетесь принять участие в ближайшее время?

— Как я уже говорила, после «Мисс Россия» пока не планирую участвовать в других конкурсах, так как он самого высокого уровня в нашей стране. Я довольна результатом, для меня это достижение и пока что я остановлюсь на достигнутом в области конкурсов красоты. Буду искать что-то новое, ведь в модельном бизнесе много интересного.

— Ирина, большое спасибо Вам за ответы. Желаем Вам успехов в дальнейшем и плодотворных поисков себя и своего места в жизни.

Советский писатель-фантаст Иван Анатольевич Ефремов в 1963 году написал свой знаменитый роман «Лезвие бритвы» — приключенческий роман, поднимающий проблемы изучения возможностей человека, резервов его психики, использования знаний, добытых тысячелетней практикой разных наук.

В одной из глав книги врач Гирин — центральный персонажей романа, изучающий скрытые возможности человеческого мозга пришел на выставку, где остановился возле скульптуры Анны «очищенной от многолетней пыли, с залеченными ранами-трещинами, заново отполированной и такой яркой на фоне тускло-серых стен». К Гирину подошел один из посетителей, большой ценитель прекрасного и стал рассуждать о красоте определенных частей прекрасной статуи. Своими рассуждениями, он привлек еще несколько посетителей, которые вступили с ним в диалог. Через некоторое время разговор перешел в спор о красоте статуи: кто-то считал ее красивой, а кто-то как раз наоборот, один считал, что отражение красоты человеческого тела есть нечто прекрасное в искусстве, в то время как другой был уверен в ее бесполезности и даже вреде подобной красоты.

Гирин вступил в спор, говоря о красоте, как об анатомической правильности. Интересен монолог врача Гирина, пытающегося объяснить собравшимся свое видение красоты, по всей видимости, отражающее видение красоты самим автором романа Иваном Ефремовым.

«...красота — это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений — с опытом осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание — это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи.

Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всестороннее привлекательная, как статуя. Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота — это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон — наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее — чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким — лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти не видимому из-за чрезвычайной остроты. Но это уже другой вопрос. Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами как безусловная красота. Есть и другая красота — это уже личные вкусы каждого».

Согласиться со словами доктора Гирина, или нет — дело каждого, но отрицать очевидное не имеет смысла. Да, существует объективная реальность — безусловная красота. И да, у каждого — свой вкус. Возможно, именно в этом и кроется философское «сочетание противоречивых элементов», о которых говорит нам Иван Ефремов словами доктора Гирина. Возможно, мера красоты и правда тонка, как лезвие бритвы и именно поэтому человечество всегда знало и будет знать, что представляет собой красота, но каждый человек в отдельности будет бесконечно спорить, отстаивая свою точку зрения по данному вопросу. И в этом тоже несложно увидеть «сочетание противоречивых элементов» и «закономерность, выравнивающую хаос». И если лучшее — это то, что проходит по узкой линии между двумя крайностями, то красота — лучшее, что дано человеку для понимания истинного величия окружающего нас мира.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности