О гуманизме и толерантности

  • 25.03.2011
  • Татьяна Крикункова

О гуманизме и толерантности

23 марта в Тульском государственном университете состоялось совместное заседание Совета ректоров высших учебных заведений Тульской области, Управления внутренних дел по Тульской области и Департамента образования Тульской области.

На повестке дня стоял вопрос, который актуален не только для высших учебных заведений, но и для всей нашей сегодняшней жизни, в которой много чего случается — и хорошего, и плохого, — при всём многообразии происходящих в ней событий, обязательно должно соблюдаться правило человеческого общежития. И простое это правило некоторым людям выполнить довольно сложно, потому что глубоко прочувствовать мысль «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека» суждено далеко не каждому. К сожалению! И вот здесь очень важную роль играет воспитание, ну и, конечно же, глубокий анализ причинно-следственных связей, позволяющий проследить цепочку «мотивы, средства и результаты».

Итак, на повестке дня стоял вопрос о повышении эффективности противодействия экстремизму и развитии толерантности в студенческой среде. Из сути вопроса вытекали и мнения по поводу его решения, а потому возникла дискуссия, которая никого из присутствующих не оставила равнодушным.

В своём выступлении проректор по учебной работе ТулГУ Николай Михайлович Качурин подчеркнул, что работа по профилактике проявлений экстремизма в молодёжной среде в Тульском государственном университете проводилась всегда. Более того, к этой работе подключены ФСБ, прокуратура, органы внутренних дел. В чём же сложности? А сложности заключаются в том, что участвуют в различных встречах, конференциях, «круглых столах» по проблемам экстремизма именно те студенты, которые считаются благонадёжными. Определённой категории студентов внеучебные мероприятия не интересны, они на них не ходят, и чем они заполняют свой досуг, их одногруппники не знают. К тому же некоторые учащиеся живут не в общежитиях, а предпочитают снимать квартиры, поэтому их тоже трудно взять под персональный контроль. Прослеживается ещё одна закономерность: студенты с девиантным поведением, как правило, и к учёбе относятся несерьёзно, манкируют своими обязанностями, иными словами, пропускают лекции, не выполняют задания.

По мнению Николая Михайловича, необходимо объединить два процесса — учебный и воспитательный — в один. Учебно-воспитательный! Да, на какое-то мероприятие студенты могут и не прийти, но на занятиях они присутствовать обязаны. Вот там: на лекциях, на лабораторных работах — преподаватель и должен с ними беседовать. Независимо от предмета! Конечно же, на занятиях по политологии, социологии, истории или иностранному языку это сделать легче, чем, например, во время занятий по техническим дисциплинам, но две-три минуты вопросам толерантности преподаватель уделить может и должен. А если он замечает, что в той или иной группе сложилось негативное отношение к представителям других национальностей, он просто обязан купировать такое проявление неприязни. Но купировать не с помощью окрика или резкого замечания, а тонко, тактично, демонстрируя своё уважение к людям разного цвета кожи и разных конфессий. Необходима единая воспитательная линия, при которой должен осуществляться жёсткий контроль посещаемости студентами занятий и их поведения в общежитиях.

Студенты-первокурсники с Северного Кавказа, подчеркнул Николай Михайлович, как, впрочем, и все студенты, делятся на две группы. Первую составляют те ребята, которые намерены учиться. Они дружелюбны, общительны и своим поведением не выказывают пренебрежение к другим народам. Как правило, таким ребятам по 17-18 лет, в университет они поступили сразу же после окончания средней школы. Ко второй группе можно отнести тех, кто приехал не с целью учиться, а «с какой-то другой». Эти первокурсники старше — им 19-20 лет; у всех у них уже устоявшиеся взгляды, своя жизненная философия, своя идеология. Таким «взрослым» легче подавить волю младших товарищей, легче доминировать. Но не каждый «младший» будет терпеть такую доминанту, и даже слабый с виду, но сильный духом молодой человек, в конце концов, может дать отпор. Так возникают конфликты. Но есть и те, которые не могут — и морально, и физически — противостоять, и волей-неволей им приходится «войти в свиту» тех, кто сильней, и перенять их идеологию.

Эффективным средством нейтрализации межнациональной вражды, по мнению Николая Михайловича, является аудиторная нагрузка, иными словами, наращивание аудиторной составляющей. И здесь уже огромную роль играет личность самого преподавателя, именно от неё зависит эффективность воспитательной работы со студентами. Если студенты не воспринимают своего преподавателя как Учителя в лучшем смысле этого слова, то они не воспримут его и во всём остальном. И его слова о толерантности, о зле, которое несёт в себе экстремизм, останутся для студентов пустым звуком. Но если личность преподавателя имеет значение, то к его голосу студенты обязательно прислушаются и сделают для себя соответствующие выводы.

За последние два года в Тульском государственном университете достигнуты значительные результаты в плане повышения эффективности противодействия экстремизму и развития толерантности в студенческой среде. Огромную роль в учебно-воспитательном процессе играет кафедра «Теория и методика профессионального образования» гуманитарного факультета Тульского государственного университета.

Каждый третий преподаватель ТулГУ имеет педагогическое образование: он не только высококвалифицированный предметник, но и учитель по духу, по призванию. А те, кто педагогического образования не имеют, тоже стремятся построить свои занятия таким образом, чтобы осуществлялся параллельный процесс обучения и воспитания молодёжи, чтобы вместе со знаниями предмета в душу — именно в душу — студентов проникали знания, помогающие им строить отношения с другими людьми.

Заместитель директора департамента образования Тульской области Сергей Алексеевич Субботин рассказал о мерах, направленных на противодействие вовлечению молодёжи в совершение групповых нарушений общественного порядка, в том числе экстремистской направленности. Предваряя своё выступление, Сергей Алексеевич подчеркнул, что учёные настаивают на том, чтобы при определении экстремизма акцент делался на действия, а не на людей: одну и ту же группу людей одни называют экстремистами, а другие — борцами за свободу.

С целью профилактики правонарушений экстремистской направленности среди подростков департамент образования Тульской области совместно с институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, а также государственными образовательными учреждениями дополнительного образования детей Тульской области провёл ряд мероприятий, среди которых конкурсы на лучшее сочинение «Терроризм — справедливая борьба за независимость или зло против человечества», конкурс социальной рекламы, соревнования «Школа безопасности», слёт-фестиваль детской солидарности «Мир без насилия», акции в поддержку детей, пострадавших от терроризма.

Работниками органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, были организованы информационно-методические совещания, семинары, диспуты на темы: «Личностные особенности подростков», «Проблемы национализма в подростковой среде», «Работа с подростками с девиантным поведением». Ведётся активная работа по культурно-языковой и социально-психологической интеграции детей мигрантов, по предупреждению экстремизма в отношении их семей со стороны коренного населения нашей области. Так, например, в 2010 году профессиональное училище № 13 города Новомосковска приняло участие в пятом Международном конкурсе образовательных проектов «Диалог — путь к пониманию», посвящённом вопросам интеграции мигрантов. Реальными результатами проделанной работы можно считать отсутствие агрессии по отношению к детям мигрантов в общеобразовательных учреждениях.

Подводя итог своему выступлению, Сергей Алексеевич особо отметил, что экстремистские наклонности свойственны молодёжи разных стран, и российские подростки в этом плане не исключение. В подтверждение своих слов он рассказал о случае, произошедшем несколько лет назад в одном из общеобразовательных учреждений города Тулы, в котором учились дети мигрантов. Эти ребята в безобидной форме поинтересовались у русского подростка, почему он носит длинные сапоги и что за причёска у него на голове (имелся в виду ирокез). Вполне безобидный, лишённый двусмысленности, вопрос показался русскому юноше оскорблением. Молодой человек затаил злобу на ребят и вместе со своими друзьями решил им отомстить. И только оперативное вмешательство руководства школы смогло предотвратить этот межнациональный конфликт. Понять тех ребят из азиатской страны по-человечески можно: для их культуры не свойственны мужские ботильоны на высокой подошве и дикобразоподобная стрижка под замысловатым названием «ирокез». А таившийся до поры до времени в душе русского подростка негатив по отношению к другим национальностям выплеснулся со всей силой по самому пустяковому поводу. Юноша мог бы спокойно объяснить тем ребятам, почему он выбрал для себя такой стиль, но он пошёл по тропе войны. О чём говорит этот пример? О том, что необходимо вовлекать учащихся разных национальностей в коллективный творческий процесс, во время которого они, общаясь, познавали бы друг друга и, как следствие, больше бы узнавали о культуре своих стран. При этом подросток с ирокезом на голове и в тяжёлых мужских сапогах не должен ускользнуть от пристального внимания педагогов. Такая внешняя форма самовыражения наталкивает на глубокие размышления о внутренних мотивах...

Заместитель начальника Центра по противодействию экстремизму УВД по Тульской области, подполковник милиции Андрей Вячеславович Баркашов среди основных факторов, способствующих возникновению экстремистских настроений, отметил расслоение современного общества по материальному достатку, чувство социальной несправедливости, безработицу и идеологический вакуум. Высокоэффективным методом пропаганды экстремизма является Интернет, посредством которого зарубежные религиозные секты и экстремистские организации воздействуют на современную российскую молодёжь. Под личиной «безобидных» миссионеров порой прячутся самые настоящие вербовщики, которые, учитывая лабильность подростковой психики, «зомбируют» молодёжь на негативное отношение к традициям и устоям своего государства.

Формированию толерантного сознания молодёжи, по мнению Андрея Вячеславовича, способствуют разнообразные мероприятия, проводимые в высших учебных заведениях, такие как лекции, конференции, тематические семинары, «круглые столы», творческие встречи, фестивали, беседы о культурных наследиях разных стран, совместные экскурсии, посещение театров и музеев. Огромную роль играют и средства массовой информации, призванные осуждать ксенофобию, пропагандировать принципы человеколюбия и добрососедства. Очень важно осуществлять взаимодействие с молодёжными национальными, религиозными, неформальными общественными объединениями, реализовывать программы по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи, по формированию здорового образа жизни, по поддержке национальных культур. Андрей Вячеславович особо отметил, что в трёх вузах: в Тульском государственном университете, Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого и в Новомосковском институте Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева — введена должность участкового, в задачу которого входит поддержание правопорядка на территории вверенного ему высшего учебного заведения.

О деятельности Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого по профилактике экстремизма, национализма и ксенофобии в молодёжной среде рассказал проректор по безопасности Игорь Викторович Лазарев. Ничто так не сближает людей разных национальностей, как приобщение к культурному наследию их стран. В рамках проекта «Диалог народов — диалог культур» в вузе проводятся недели китайской и вьетнамской культуры. Особой популярностью пользуются выставка традиционного искусства народов мира, областной фестиваль творчества российских и иностранных студентов, праздник студенческого городка «Дом, в котором мы живём», воскресная армянская школа, возглавляемая бывшим деканом математического факультета Ашотом Енофовичем Устяном. Все иностранные студенты активно вовлечены в культурно-массовую работу. Общие радости и победы — всё это раздвигает горизонты общения и ориентирует на приоритетность общечеловеческих ценностей.

Заместитель декана по воспитательной работе Тульского филиала Российской Правовой Академии Елена Вячеславовна Голенковская предвосхитила своё выступление словами Вольтера о толерантности: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но я пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение». В Тульском филиале РПА все студенты имеют право на высказывание своего мнения, так как основная идея воспитательной работы в вузе звучит так: «Мы — одна семья». И за всё время существования филиала не было ни одного конфликта на межнациональной почве!

Действительно, одной семьёй живут все 605 студентов, среди которых 40 иностранцев. И доказательств тому целое множество! Команда КВН в вузе интернациональная, в традиционных конкурсах «Мисс весна» победительницами становились грузинка Нана Какачия и армянка Марина Марабян, в конкурсе «Мистер РПА» побеждали армянин Рафик Оганесян и грузин Симон Гергедава, а спортивный сектор в студсовете возглавляет Руслан Гусейнов. Все команды, которые принимают участие в межвузовских соревнованиях, имеют интернациональный состав. Все студенты ТФ РПА с удовольствием изучают культуру народов других стран и стараются перенять всё самое лучшее, что накопили представители других национальностей за всю свою многовековую историю. Во всяком случае, как подчеркнула Елена Вячеславовна, у народов Кавказа можно поучиться тому, как надо дружить и как надо относиться к людям старшего поколения.

После всех выступлений участники совещания приняли за основу консолидированный проект Постановления о повышении эффективности противодействия экстремизму и развитию толерантности в студенческой среде.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности