Возрождение через культуру речи

  • 30.03.2011
  • Татьяна Крикункова

Возрождение через культуру речи

По информации официального сайта Президента РФ, Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».

Обладателем гранта стала доцент кафедры русского языка Института международного образования Тульского государственного университета Татьяна Михайловна Романова, которая является руководителем проекта по разработке и внедрению культурно-образовательной программы развития культуры речи для детей из неблагополучных семей «Возрождение».

Мы беседуем с Татьяной Михайловной в компьютерном классе кафедры русского языка Института международного образования ТулГУ. У нее появилось несколько свободных минуток, и Татьяна Михайловна любезно согласилась дать интервью. Волнуется очень. Оказывается, поздравления в её адрес стали поступать значительно раньше, чем сама она узнала о победе. Как говорит, не успела подготовиться к тому, что стала центром внимания.

— Татьяна Михайловна, волнение Ваше понятно, радует то, что оно приятное. Я Вас тоже от всей души поздравляю! Меня очень подкупает тот факт, что ваша программа, во-первых, связана с развитием культуры речи, а это для всех нас очень актуально сегодня, во-вторых, что эта программа ориентирована, прежде всего, на детей из неблагополучных семей. Ни для кого не секрет, что такие дети и сами частенько бывают неблагополучными. По понятным причинам: отсутствие должного воспитания, негативный пример родителей, которых самих надо воспитывать и так далее и тому подобное. И в школе эти дети неудобны, поскольку своим девиантным поведением портят общую картину учебного заведения. Но вы именно на них акцентировали своё внимание. Почему? Ведь, что уж там скрывать, с благополучными детьми работать комфортнее и легче... И результаты быстрее будут достигнуты...
— А я и начинала с благополучных. Именно с ними был связан мой первый опыт. Но давайте я вам всё расскажу по порядку.

— С удовольствием послушаю!
— Я окончила Тульское педагогическое училище № 1, а потом факультет русского языка и литературы Тульского государственного педагогического института (тогда он был институтом) имени Л.Н. Толстого. Много лет проработала учителем в средней школе № 58, вот уже год — в ТулГУ, а до этого, в течение трёх лет, совмещала работу школьного учителя и преподавателя вуза.

— Иными словами, со средней школой Вы знакомы не понаслышке? Но импульс кто-то Вам задал на научно-исследовательскую деятельность или таким образом решил выразиться накопленный опыт?
— Импульс был дан. И я очень благодарна этому человеку, что он, вернее она, побудила меня начать работу по организации научно-исследовательской деятельности в школе. Это бывший директор школы № 58, а ныне доцент кафедры иностранных языков ТулГУ, Лариса Стефановна Клименко. Десять лет тому назад на адрес школы пришло приглашение из музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»: нам предлагали принять участие в I Толстовских чтениях «Юность думает о будущем». И Лариса Стефановна мне сказала: «Готовьтесь, Татьяна Михайловна, со своими учениками!» Я, честно говоря, засомневалась. Смогу ли? Получится ли? А потом решилась. И по сей день, по прошествии десяти лет, мысленно благодарю Ларису Стефановну, что она поверила в меня, что подтолкнула, направила.

— И первые шаги Вы сделали с благополучным одарённым ребёнком?
— Да, да. Фомичёва Даша. Под моим руководством Даша написала исследовательскую работу под названием «Женские образы в творчестве Л.Н.Толстого». К тому же девочка очень хорошо рисовала и сама проиллюстрировала свой первый научный труд. И Вы представляете, признанная красавица в романе «Война и мир» Элен Курагина при всём своём блеске получилась у Даши отнюдь не красивой, а княжна Марья Болконская, наоборот, красавицей. Вот как прочувствовал ребёнок величие красоты внутренней и эфемерность внешней красивости! Рисунки Даши так понравились работникам музея, что целый год они провисели в доме Волконского.

— А чем была интересна работа Даши? Я имею в виду не красоту словесного изображения, хотя это очень и очень важно, я имею в виду «исследовательскую составляющую».
— В своей работе Даша определила художественные средства, при помощи которых Л.Н. Толстой создавал женские образы, проследила динамику, развитие этих образов.

— Итак, старт был дан, Вы почувствовали уверенность в собственных силах и стали двигаться дальше? А когда же произошёл тот самый переход к неблагополучным детям?
— Он был постепенным и, могу сказать, логическим даже. В школах ведь разные дети учатся. Была у нас одна девочка. Сложная. Очень сложная, притом, что родители у неё хорошие, правда, состояли в разводе. Но папа о дочке никогда не забывал. И вот потянуло девочку к готам. Честно говоря, мрачная субкультура эти готы. Они сублимируют смерть, возводят её на пьедестал. Жутко даже! Бывало, придёт эта девочка в школу с чёрной повязкой на голове, а на повязке изображены черепа. Да и прочая атрибутика, от которой словно могильным холодом веет...

— А как Вы нашли подход к ребёнку? Как правило, такие дети — интроверты и на контакт идут плохо. А взрослых вообще порой не воспринимают, считают их занудами.
— Это были коллективные усилия: старались родители, педагоги, руководство школы. Лично я предложила девочке поработать над темой смерти в творчестве Л.Н.Толстого.

— Я Вас понимаю, Татьяна Михайловна! Клин клином вышибает! Но тема смерти так же вечна, как и тема жизни. И настолько же сложна. Для иных смерть — это благо, избавление от тягот жизни. И такие люди идут на смерть добровольно. Есть такое понятие как «подвиг». В этом случае некоторые люди предпочитают гордую смерть убогой жизни труса и предателя. Кроме того, все мы знаем, что умрём, воспринимаем смерть как данность нашего бытия и живём с этой данностью. Конечно же, страшимся, когда тяжело заболеваем или когда внезапно «вспоминаем», что умрём, но стараемся не думать об этом. А тут приветствие смерти. Как же Вам удалось перевести стрелки сознания девочки?
— Мне хотелось вызвать у ребенка отрицательные эмоции по отношению к такому явлению как смерть. Я выбрала для неё произведение «Власть тьмы», а там не просто смерть, там детоубийство. Девочка была потрясена до глубины души! Затем объектом исследования мы сделали «Макбета» Уильяма Шекспира и, наконец, «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова. По мере продвижения в своей исследовательской деятельности девочка начала оттаивать, начала менять свои ориентиры, раскрываться в своём творческом поиске. И отошла от готов. Но, повторяю, усилия прилагали все — родители и школа.

— И всё-таки, Вы считаете, что внесли свою лепту? Не скромничайте, пожалуйста!
— Думаю, что свою лепту я внесла. Но и не мне Вам говорить, что литературные произведения творят чудеса. Люди после их прочтения прозревают.

— Но ребёнка на прочтение направить надо, подсказать, увлечь, заинтересовать. Мне кажется, что Ваша роль здесь совсем не маленькая. Слава Богу, что всё хорошо закончилось. А другие сложные дети были?
— Далеко за примером не пойду — сложным в подростковом возрасте был мой младший сын. Мы уже говорили с Вами о том, что старт был дан. У себя в школе мы проводили научные конференции и литературно-музыкальные вечера. Все учителя поддерживали и сейчас продолжают поддерживать это доброе начинание. И девиз у нас был — да он в школе № 58 и остался — «Участвует каждый!». Иными словами, благополучные и «неблагополучные» на одной сцене. Да и сами мы принимали участие в районных, областных и международных конференциях. Одна из таких международных конференций под названием «Пушкин и культура» ежегодно проходит в городе Санкт-Петербурге, и мы там всегда и гости желанные, и участники активные. На десятую конференцию в городе на Неве я решила пригласить своего сына Кирилла. А он у меня, знаете ли, далеко не отличник. Но просто так — на экскурсию в Питер — парня взять было нельзя. Что же это получается: все едут с научно-исследовательскими работами, а он за компанию? Предложила ему подготовить презентацию для работы одной ученицы, прекрасной, скажу Вам, работы. Называлась она «Пушкин — Гоголь — Хомяков». Сначала Кирилл упирался: да ну! зачем всё это надо? А потом согласился, даже сумел увлечь своего лучшего друга Димку, кстати, тоже далеко не отличника. Дмитрию мы предложили подготовить презентацию для работы другой школьницы под названием «Трансформация фразеологизмов в „Стихах о Пушкине“ Марины Цветаевой».

— Не испугала задача Кирилла и Дмитрия?
— Что Вы! Я была поражена. Несмотря на то, что они отвечали за техническую сторону вопроса, ребята решили не только проникнуться темами, но и литературным духом пропитаться. Ездили в музей Алексея Степановича Хомякова в деревню Слободка — им разрешили работать с фондами музея. И ничего не скачивали из Интернета. Это меня тоже приятно удивило, я ведь думала, что пойдут мои «далеко не отличники» по пути наименьшего сопротивления.

— А сама конференция произвела впечатление на Вашего сына и его друга?
— Сильное впечатление произвела. Проходила она в здании Академии наук и в Анничковом дворце. Архитектура, конечно же, на людей оказывает огромное влияние. К тому же уровень конференции, сами понимаете. Кстати, в тот раз все ученики нашей школы стали её дипломантами. Вот так мой Кирилл и его друг Дмитрий заинтересовались научно-исследовательской деятельностью. И стали принимать участие в научных конференциях.

— Именно в школе Вы поняли, что можно и даже нужно увлекать сложных детей?
— Конечно же! Именно на годы работы в школе приходится мой творческий задел, который позволил мне идти дальше в своих исследованиях. С талантливыми ребятами, повторюсь, интересно и легко работать. Но кто нам сказал, что среди неблагополучных нет талантливых?... С ними, правда, сложно, но это не значит, что такие дети должны оставаться за рамками не только научно-исследовательской деятельности, но и школьной жизни вообще. Скажу Вам честно, мне в принципе не нравятся методы воздействия на сложных детей. Вот натворил ребёнок что-то, и по факту каких-то его отрицательных действий начинают проводиться мероприятия, только озлобляющие детей. Посещение семьи, нудные беседы с родителями, «разукрашенные» актом обследования жилищных условий... А толку от этого очень часто — никакого! Конечно, родители потрясены проступком, и после визита представителей школы может последовать наказание, чаще всего, скандал с нотациями, но...

— То есть Вы считаете, что вовлечение сложных детей, детей из неблагополучных семей в научно-исследовательскую деятельность может быть панацеей?
— Абсолютной уверенности у меня нет, вы прекрасно понимаете, что всех не остановишь. Но пытаться надо! Просто я считаю, что необходимо делать всё возможное, чтобы сформировать у таких ребят позитивный настрой. Способов очень много, я вот выбрала такой. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ребята глубже познают родной язык, родную литературу, родной край, историю своего государства. Они учатся видеть чужие ошибки и не допускать своих. Как следствие, грамотная речь, корректное изложение своих мыслей. Кроме того, у них расширяется собственный кругозор. Вы сами знаете, что сейчас мы только мечтаем о культуре речи. И что, скажите, почерпнёт ребёнок, если его папа дома разговаривает только матом?....

— Вашу мысль, Татьяна Михайловна, я поняла. Ещё мне кажется, что вовлечение ребёнка со школьной скамьи в научно-исследовательскую деятельность поможет ему раскрыть свой собственный потенциал и задуматься о продолжении своего образования.
— Вот именно! Разве говорят в неблагополучных семьях с ребёнком о его дальнейшем пути? Разве заводят речь о высшем учебном заведении? Там совершенно другие речи ведутся. А любому ребёнку надо помочь, надо дать шанс, а трудным детям даже надо помочь воспользоваться этим шансом! Ведь трудные не значит бесперспективные!

— Татьяна Михайловна, расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашем проекте «Возрождение».
— Целью моего проекта является воспитание личности, сочетающей в себе ценностные установки, мировоззренческие взгляды, традиции, типы поведения и образы, отражающие и поощряющие чувство патриотизма, уважение к Родине, высокую нравственность, изучение культуры, истории, традиций своего народа. Программа предусматривает создание учебных программ и традиционных учебных курсов, обогащённых этнокультурным компонентом, позволяющим учащимся изучать произведения народного творчества различных жанров и времён, знакомиться с выдающимися представителями науки России и оценивать вклад России в мировую культуру. Проект предполагает следующие образовательные направления: «Риторика», «Русский фольклор», «Культура речи», «Древнерусская литература», «Стилистика русского языка», «Родная словесность», «Менталитет русского народа», «Великие люди России», «Культура нации». Хочу особо отметить, что все курсы программы «Возрождение» дифференцируются по возрасту учащихся, иными словами, предусмотрены курсы для ребят младшего, среднего и старшего школьного возраста.

— Но сейчас, Татьяна Михайловна, Вы работаете в Тульском государственном университете, поэтому меня очень интересует вопрос, как Вы будете осуществлять связь со школами?
— Образно говоря, я, в профессиональном плане, вышла из школы средней и вошла в школу высшую. Но эти две школы взаимосвязаны между собой, к тому же и я пришла работать в ТулГУ не с пустыми руками. К тому времени я, кстати, уже являлась обладательницей одного гранта по нацпроекту «Образование», который стал своеобразным признанием всей работы, проделанной мною в школе. Сейчас я являюсь ответственной за научно-исследовательскую работу студентов на кафедре русского языка, то есть всем тем, чем я занималась в школе, я продолжаю заниматься в вузе: организация научных конференций, студенческих чтений, Интернет-конкурсов. Совсем недавно на базе кафедры русского языка прошла Международная научная конференция на тему «Великая Отечественная война в истории родного края», в которой приняли участие студенты из Кабардино-Балкарии, из Владикавказа, с Урала, а также студенты из Китая и Перу, обучающиеся в Тульском государственном университете. На многие научные конференции я приглашаю школьников. Но не просто в качестве гостей, а именно в качестве участников. Так что связь со средней школой не потеряна. Мои диссертационные исследования на тему «Организация научно-исследовательской работы школьников по русскому языку», которые я провожу под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой русского языка Людмилы Анатольевны Константиновой, являются частью программы «Возрождение».

— А как студентов привлекаете к научно-исследовательской работе?
— Езжу вместе с ними в Ясную Поляну, знакомлю также с творчеством других наших известных художников слова. Один арабский студент и две китаянки-стажёры темой исследования избрали творчество Л.Н. Толстого. Свои изыскания они проводят в рамках программы «Диалог двух культур». Скажу вам, в Китае Толстого знают лучше, чем в арабских странах, и мне очень приятно, что молодой человек заинтересовался произведениями нашего великого земляка.

— Вы знаете, Татьяна Михайловна, я вспоминаю один эпизод. Лично была свидетелем. Однажды в Санкт-Петербурге, в музее-квартире Достоевского, экскурсовод обмолвилась: «Наш Достоевский...». Так посетитель-американец чуть ли не одёрнул её: «Это и наш Достоевский тоже! А не только ваш, русских!». Да и в судьбе каждого человека всегда присутствует «свой Достоевский» — свои душевные метания, свои муки и своя боль...
— Поэтому мне и хочется, чтобы студенты, которые учатся у нас, узнавали больше о наших писателях. Без их произведений очень трудно постичь тайну русской души. Лев Николаевич Толстой — необыкновенный писатель, мощный, сильный, глубокий. И хотя менталитет у представителей разных стран свой, общечеловеческие ценности для всех людей на земле одинаковы. А муки, и сомнения одолевают независимо от национальности.

— Татьяна Михайловна, давайте вернёмся к трудным детям. Где еще Вы будете «отыскивать» этих самых трудных?
— У меня двоюродная сестра работает в одной из школ города Щёкино. Я подключу её обязательно к работе в рамках программы. Не хочу упустить из вида и так называемых «надомников» — детей, обучающихся дома. Проблемы у таких ребят разные, но есть среди них те, которых можно попытаться «раскрыть» путём вовлечения в научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, реабилитационные центры. Один такой находится в Пролетарском районе города Тулы, на улице Рихарда Зорге. В этот центр приходят дети разных возрастов; их там не только кормят, но и занимаются с ними. Думаю, даже уверена, что среди них очень много интересных ребят. Главное, как я говорила выше, дать им шанс и помочь им воспользоваться этим шансом.

— И, наконец, о поддержке кафедры русского языка.
— И кафедра обязательно поддержит, и своих студентов я непременно привлеку. Для них это будет хорошей практикой, позволяющей накопить опыт.

— Удачи вам, Татьяна Михайловна!
— Огромное спасибо!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности