Большое космическое путешествие к крошечному атому

  • 14.04.2011
  • Татьяна Крикункова

Большое космическое путешествие к крошечному атому

Нанотехнологии... Наноисследования... Новое направление в науке, занимающее умы учёных многих стран. Это прорыв, сутью которого является проникновение во внутренний мир атома. Иными словами, научный прорыв.

И вдруг творчество... Живопись и графика... Только, ради Бога, не подумайте, что нанотворчество заключается в том, что художники при создании своих произведений используют специальные нанокраски и нанографит. Дело не в материалах, дело в другом. В том, что художники знакомят нас со своим творчеством, представляющим их собственную интерпретацию мира нано, а если точнее, нанофилософию.

Соединить науку и искусство — задача довольно сложная. Наука, как известно, категория конкретная, а искусство предполагает фантазию, мечты, собственное отношение к действительности и собственный стиль. Но примирить науку с искусством всё-таки можно. Доказательством тому служит необыкновенная выставка под интригующим названием «НАНО-фэнтези», которая работает на кафедре «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета Тульского государственного факультета.

— Энгель Изимович, — начинаю я свой разговор с организатором выставки, доцентом кафедры Исхаковым, — почему именно тема НАНО завладела умами тех, кто представил здесь свои произведения? Это что — дань моде, мол, НАНО сейчас у всех на устах, ну и мы будем посвящать своё творчество НАНО? Или же в идее НАНО люди творческие черпают что-то такое, что им очень близко и что отражает их внутренний мир?

— Скажу вам так: выставка «НАНО-фэнтези» призвана творчески примирить науку и искусство. Образно говоря, наше творчество является реакцией на то, что происходит в реальном пространстве. Перед учёными поставлены задачи и наукой, и временем, и правительством. Войти в микромир, поставить его на службу человеку, приблизиться к «царству» протона, являющегося одним из составляющих ядра атома, — как это важно и как это актуально! Тем более что 90% массы Вселенной приходятся на микромиры.

— И всё-таки, даже в свете приоритетности наноисследований зачем надо примирять искусство и науку? Это очень важно для формирования творческой личности? Для расширения творческого диапазона?

— Безусловно! Но сначала я хочу рассказать вам о том, что согласно одной из научных гипотез, структура Вселенной идентична микромиру, то есть планетарная система подобна системе атомарной. И чтобы вы смогли это живо представить, я приглашаю вас в мысленное космическое путешествие. И «полетим» мы вместе с вами на планету Земля.

— Странно, а почему на планету Земля, ведь мы же сами земляне?

— Вы сейчас всё сами поймёте, почему. Итак, с какой планеты мы с вами «вылетаем»? С Марса?

— Не хочу с Марса, давайте выберем другую звезду, коль у нас такое необыкновенное путешествие. Я, например, рождена под созвездием Девы, а в этом созвездии самая яркая звезда — СПИКА. И мы с вами, Энгель Изимович, тогда самые настоящие СПИКАне. Ну, что, летим?!

— Летим к звезде по имени Земля!

— Страшно немного... Чувствую себя уорэнт-офицером Рипли.

— Что видите в бескрайних просторах космоса?

— Прямо по курсу крошечная точка. Цвет определить пока не могу.

— А теперь что видите?

— Точка становится всё ближе и ближе. Могу определить цвет: она голубая.

— А теперь?

— Точка превращается в диск!

— А теперь?

— Диск превращается в огромный шар!

— Это не превращение, это приближение к объекту! А теперь что вы наблюдаете?

— Потрясающее зрелище! Гигантская голубая планета, а на ней материки, океаны, заснеженные полюсы!

— Мы приземляемся, и сейчас перед вами предстанет ещё более подробная картина.

— Да, я вижу различные страны, города, реки, горы, крохотные домишки! Чудо!

— А в городах живут люди, а по дорогам мчатся машины!

— Всё-всё, я поняла! Я поняла вашу мысль! А в каждом человеке бьётся своё сердце, а за каждой травинкой прячется микроскопическое насекомое, а под травой проглядывает почва, которая, в свою очередь, является средой обитания различных микроорганизмов... И так далее, и тому подобное. Всё я поняла, уважаемый Энгель Изимович: мы совершили с вами космическое нанопутешествие. Только вместо атома у нас выступала Земля, которая из точки превратилась в планету, вернее, при нашем к ней приближении оказалась планетой. То же самое происходит и при наноисследованиях: учёные «совершают путешествия» к атомам и вмешиваются с научными целями в их структуру.

— Абсолютно верно! В маленькой точке сконцентрирован огромный мир, и не просто огромный, а многообразный. Но ведь когда мы с вами только «вылетели» со СПИКИ, Земля была лишь крохотной точкой, слабо мерцающей вдали. И это не единственный пример!

— Расскажите ещё! Очень интересно!

— Вы, конечно же, слышали о том, что перед учёными всего мира стоит задача изучить структуру Вселенной. Как к этому вопросу подходят в обсерватории Хаббл? Специальными приборами — радиотелескопами — исследователи визуально намечают определённую точку между двумя звёздами, расстояние до которых составляет около 10 млрд. световых лет. Затем исследователи направляют свои приборы в эту точку, образно говоря, входят в неё. И что же вы думаете?... Войдя в эту точку, они обнаруживают целые участки бесконечной Вселенной, а на этих участках просматриваются и галактики, и звёзды. Таким образом, через эту малюсенькую точку исследователи «входят» в огромное неизведанное вселенское пространство. А расстояние до этого пространства составляет уже 20 млрд. световых лет. И это не предел в познании.

— И опять я догадалась, уважаемый Энгель Изимович. Я имею в виду «перенос» на искусство. Настоящий художник, настоящий дизайнер или архитектор должен видеть мир во всём многообразии, а не ограничиваться какой-либо мировоззренческой точкой, он должен, взглянув на эту точку, разглядеть за ней новые горизонты мироздания. Иными словами, в творческом плане рассмотреть перспективу.

— Вы поймали мою мысль. Нанокультура — это умение видеть бесконечное в точке, умение через точку увидеть весь мир. Однажды Будда промолвил: «Если ты соберёшься в точку, ты обретёшь космическую силу». Вот ещё что: даже если мы с вами не будем совершать космическое путешествие, а просто просверлим маленькое отверстие, например, в заборе и заглянем в эту дырочку...

— ... Мы увидим огромный мир: дорогу, людей, животных, небо, деревья, птиц... Да, прекрасный пример, наглядный: заглянули в крошечное отверстие — увидели целый мир.

— Вот она та самая взаимосвязь между макро и микромирами. Я ещё вам расскажу. Интервал между протоном и электроном называется силовым полем. Учёные доказали, что, если протон увеличить до размера пятикопеечной монеты, то электрон будет находиться от него на расстоянии одного километра. Ближе он располагаться не может, поскольку между протоном и электроном действует силовое поле. Лет тридцать тому назад в журнале «Знание — сила» я прочитал, что, если уплотнить протоны в 10 минус тридцать третьей степени, то наша Земля приобретёт размер яблока. При уплотнении в 10 минус девяносто восьмой степени вся наша Вселенная сконцентрируется на кончике иглы, а её масса окажется в точке. В этом и заключается теория «большого взрыва». Я, кстати, придерживаюсь этой теории.

— Вы знаете, Энгель Изимович, я хоть и гуманитарий, но про эту теорию тоже много читала. Так вот, несостыковочка получается. Судите сами, если следовать теории «большого взрыва», то первоначальным состоянием Вселенной была точка бесконечно малых размеров с бесконечно большой плотностью и бесконечно высокой температурой. Но ведь такое состояние выходит за пределы математической логики и не поддаётся формальному описанию. Поэтому учёные и назвали такое состояние «феноменом». Но тут у них опять возникают вопросы: как образовался этот «феномен»?, откуда он появился? Если сначала Вселенная была сжата в точку, то что привело её в это состояние? И тогда другие учёные стали развивать теорию «пульсирующей Вселенной». То есть Вселенная, раз за разом, бесконечно то сжимается в точку, то расширяется до каких-то границ. Она не имеет ни начала, ни конца и существует как цикл расширения и цикл сжатия. И вроде бы существовала всегда... Честно говоря, я этого понять не могу: как это — не имела начала?... А есть учёные, которые не признают ни ту, ни другую теорию, а признают Божественное начало. Энгель Изимович, мы с вами не физики-ядерщики, давайте вернёмся к нашему искусству!

— Я просто хотел сказать, что макро и микромир идентичны с точки зрения своих структур. Художник должен воспринимать и бесконечно малое, и бесконечно большое как структурно одинаковые категории. Я вам приведу пример из собственной жизни. 12 апреля 1961 года. Мне 23, я студент пятого курса факультета графики Суриковского института, к тому же староста группы. Этот день я запомнил на все последующие годы. Натурщики замерли — студенты воодушевлённо рисуют. И вдруг наш маленький радиоприёмник, стоявший на подоконнике, буквально взрывается и сообщает о том, что в космосе советский космонавт Юрий Гагарин!!! Я говорю своим ребятам: «Быстро берём бумагу, рисуем плакат и вывешиваем его с нашего третьего этажа». Сказано-сделано! Быстро нарисовали плакат «Ура Гагарину!», на который, кстати, ушло восемь метров бумаги, вывесили его над улицей. Не прошло и минуты, как у здания факультета столпился народ: все радостно кричали, поздравляли друг друга. Тут корреспонденты «Вечерней Москвы» и «Московского комсомольца» подоспели. Улыбаются нам, подбадривают, интервью у нас берут: «Какие же вы, ребята, молодцы, как же вы быстро всех оповестили!» А, надо сказать, что студенты МГУ только через два часа после нас вышли на улицы Москвы в белых халатах, на которых краской было написано: «Слава Гагарину!» Ну, а уже через три часа Красная и Манежная площади были полностью забиты людьми. Утром следующего дня наш преподаватель приходит со свежим номером газеты и благодарит нас за то, что мы быстро отразили это эпохальное событие. «Вы, — говорит, — настоящие последователи ОКОН РОСТА». Дело в том, что наш факультет располагался в здании, в котором в своё время находилась одна из мастерских ОКОН РОСТА, более того, художественный руководитель нашей творческой мастерской — Михаил Михайлович Черемных — был основателем этих самых окон. Да ещё и другом поэта Владимира Маяковского! А рассказал я об этом потому, чтобы показать: художник должен молниеносно сконцентрироваться и моментально отреагировать на все события, которые происходят вокруг. Ведь получается, что самым первым в Москве стал именно наш плакат! Кстати, до эпохального полёта Юрия Гагарина в космос «12 апреля» отмечался как Всесоюзный день художника. С 1961 года все мы отмечаем «12 апреля» как День космонавтики...

— Я продолжу вашу мысль, Энгель Изимович. Маленькая точка — крохотный радиоприёмничек, стоявший в вашей изостудии. Вы услышали новость, быстро отреагировали и разнесли её посредством наглядности по всей Москве. Радиус действия оказался значительным. Микромир трансформировался в макромир. И если Александр Пушкин призывал поэтов: «Глаголом жги сердца людей!», то художники тоже должны творчески «прожигать» сердца людей. И обязательно видеть за малым большое. И учить этому окружающих. Я права?

— Да, конечно!

— Энгель Изимович, ну а теперь пойдёмте на выставку! Мне просто не терпится увидеть «путешествие к атому» своими собственными глазами!

... Да! Выставка поражала! Постижение, проникновение, фантазия, философия, эксперимент, смелый вызов, точка зрения — именно таким словами можно было определить её главную мысль. Альтернативное мышление. Честно говоря, и в описании всех представленных на экспозиции работ ни смысла, ни необходимости не было. Каждый посетитель должен был прочувствовать эти творческие работы самостоятельно, пронести их через свой внутренний мир, а потом уже сделать свои собственные выводы. Да и интерпретация всего увиденного другим человеком вряд ли бы посетителям помогла.

Первокурсница специальности «Архитектура» Валерия Москаленко представила на выставке две работы, объединённые общим названием «Взгляд извне». Оба рисунка выполнены гелевой ручкой. На одном из них — человеческий глаз, верхнее веко которого покрыто какой-то маслянистой жидкостью. Может быть, это подсолнечное, а может быть, машинное масло... Главное, по словам Леры, заключается в другом. В чём же? «Ну, во-первых, — рассказала девушка, — основная идея заключается в том, что когда человек что-то изображает, он начинает видеть мир через призму собственной фантазии. Для меня маслянистая жидкость означает общественное мнение. Как часто человек зависит от него? К сожалению, очень часто. Общественное мнение, конечно же, затрагивает и художника, но должен ли ОН зависеть от него?... Мне кажется, что нет. Я считаю, что люди, освободившиеся от общественного мнения, имеют более высокий потенциал. Нет, я не имею в виду неприятие человеческой морали, я имею в виду нечто другое — свободу в творчестве. Повторяю, масло — это символ. И даже если у некоторых людей нет этого символа во взгляде, он кроится у них где-то внутри, то есть такие люди внутренне скованы, они зависят от общественного мнения. Я раньше, не побоюсь в этом признаться, была готом. Все готы абсолютно разные: одни мрачные личности, другие, наоборот, стремятся к свету, стремятся сохранить этот свет в себе. Я тоже стремилась сохранить свою индивидуальность, найти себя. И вот, отойдя от готов, я сделала определённый вывод: многие творческие люди, которые относились к различным субкультурам, могут смотреть на мир по-иному, нестандартно. Предыдущий опыт — его можно отождествить с соприкосновением — помог им избежать трафаретного мышления.

На втором моём рисунке изображён человеческий глаз в траве. Идея возникла у меня, когда я слушала фольклорное музыкальное произведение. Энгель Изимович ведь прав: во все времена люди видели макро и микромиры. Фольклорный мотив вызвал в моём воображении картину: девушка гадает по траве и по воде. Что „скажет“ трава, что покажет вода... Когда наши предки гадали, они ведь наблюдали за природой: за росой, за полётом птиц, за облаками. Капелька воды — вот вам и микромир; величавая река — вот вам и макромир. Путём наблюдений люди стали развивать своё творческое начало, они вдохновлялись природой, а затем научились вдохновлять своим творчеством других».

Сокурсница Валерии Вера Козлова принесла на выставку три работы, объединённые... отсутствием названия — как и общего, так и для каждого рисунка в отдельности. Хотя на каждом рисунке изображены змеи, правда, на первом их много, на втором — одна, а на третьем — две.

«Что я хотела выразить своими рисунками, — поделилась Вера, — так это моё восприятие современного мира. Переплетённые змеи отражают черты нашего мира, в котором много чего „намешано“: хитрость, коварство, любовь, мудрость, преданность и предательство. К тому же, что делает змея? Сначала находится в поиске пищи, затем ловит её, а потом переваривает. Что делает художник? Находится в творческом поиске, то есть ищет идею, потом находит её, а после развивает и воплощает в жизнь. Две змеи означают контрастность, ярко выраженную индивидуальность, а вот что обозначает одна змея, я, честно говоря, затрудняюсь ответить. Просто у меня возник образ, а идею придумают те, кто увидит мой рисунок. Причём каждый придумает сам для себя».

«Китайский философ второго века Ван Би, — поддержал свою ученицу Энгель Изимович, — утверждал: „Образ дан, чтобы выразить мысль“. Ценность заключается в том, что художник может не осознавать свою идею, но образ он обязательно донесёт до людей. А они, как сказала Вера, имеют прекрасную возможность домыслить и благодаря этому проникнуть в суть. И это проникновение сродни искусству».

— Энгель Изимович, из афиши следует, что, цитирую дословно, «выставленные произведения не претендуют на научную достоверность; это интуитивное предположение того, что происходит в микромире». Тем не менее, Вы и участники выставки рискнули познать научные тайны с помощью творчества. Вдруг через столетия, а, может быть, и через десятилетия, когда наука сделает свои эпохальные открытия, ваши творческие изыскания «попадут в яблочко» и всё то, о чём вы фантазировали в 2011 году, окажется ну если не абсолютной истиной, то весомой долей вероятности...

— Для художника не имеет значение правильность или неправильность, доказуемость или недоказуемость. Вполне возможно, что после посещения нашей выставки физики и химики нас раскритикуют в пух и прах. Но где гарантия, что через какое-то время не раскритикуют их самих?... Ведь по прошествии многих лет научная мысль будет совершенно другой. Во всяком случае, наши студенты именно так пофантазировали о путешествии к загадочному атому. Фантазия раздвигает горизонты нашего мышления. И каждый человек имеет право на фантазию!

— Ещё как имеет, уважаемый Энгель Изимович!

Вечно спешащие фантазёры и мечтали! Добавьте в свою жизнь несколько ярких мазков! Обязательно посетите выставку «НАНО-фэнтези» (аудитории № 400 учебного корпуса № 8)! Кто знает, может быть, вы сами или ваши дети совершат большое космическое путешествие к крошечному атому... А готовиться к этому необыкновенному путешествию надо прямо сейчас. И искусство вам в этом поможет!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности