Стойкое желание мыслить

  • 03.05.2011
  • Дмитрий Литвинов

Стойкое желание мыслить

«РИСК» снова рискует. Молодежный театр-студия, четвертый десяток квартирующий в стенах 6-го учебного корпуса ТулГУ, вновь выпускает неоднозначную премьеру.

Предложение о постановке

Кому-то покажется, что вот, мол, уже 30 — пора бы остепениться. Большинство людей к этому возрасту обзаводятся семьей, детьми, домашним очагом, машиной, а в идеале и дачей. Подобную осмысленность для театра можно представить как наличие в репертуаре академических постановок по классическим произведениям. Но тульскому театру-студии «РИСК» покой только снится! Обладая званием народного театра, РИСК вполне мог быть удостоен и еще одного эпитета — экспериментальный. В большинстве постановок бессменный руководитель театра-студии, режиссер Геннадий Крестьянкин пускается в творческие эксперименты. Впрочем, обо всем по порядку.

Спектакль «Мысли вслух», впервые сыгранный в минувший четверг, был поставлен за два с половиной месяца, что по театральным меркам довольно небольшой период. Но никто с премьерой не спешил — так вышло, что дело само спорилось.

В основу легла пьеса молодого украинского драматурга Анны Яблонской, трагически погибшей при теракте в столичном аэропорту Домодедово 24 января этого года. Анне было 29 лет, она была счастливой женой и матерью, талантливым писателем и драматургом. Произведения молодого автора не раз удостаивались внимания критиков и входили в шорт-листы различных премий. Вот и последний, так и не состоявшийся визит Анны Яблонской в Москву был посвящен получению очередной награды — премии журнала «Искусство кино».

Несколько пьес автора были инсценированы в российских театрах еще при ее жизни, множество постановок происходит теперь. Но спектакль тульского РИСКа в этом ряду занимает особое место — Анна Яблонская сама предложила пьесу Геннадию Крестьянкину.

Лично они знакомы не были, и все что есть у Геннадия Олеговича — это неотвеченное электронное письмо от Анны с текстом ее пьесы «Монодиалоги».

— На нашу почту иногда приходят письма от авторов с предложениями постановок, — рассказывает Геннадий Крестьянкин. — В ноябре прошлого года я получил письмо от Ани, но в то время был с головой погружен в подготовку к празднованию 30-летия РИСКа. И лишь два месяца спустя, когда ее фамилия прозвучала в новостях, я тут же ее вспомнил и стал читать текст...

Режиссер немного изменил сценарий «Монодиалогов», добавив к нему стихи Анны Яблонской и отрывки из другого ее произведения «Бермудский квадрат». В результате получились «Мысли вслух», которые теперь, в отсутствие их первоисточника, будут доносить до зрителя молодые актеры театра-студии РИСК.

Новичков из набора этого года Геннадий Крестьянкин не пожалел, сразу включив в работу над весьма неоднозначным материалом. И ребята справились! Более того, сами стали активно вносить предложения, занимаясь режиссерским сотворчеством. Прошедшая премьера показала, что получившийся спектакль — очень живой и динамичный, а, значит, он будет меняться и жить своей жизнью. Кстати, главреж пообещал, что «Мысли...» останутся в репертуаре РИСКа надолго.

Монологи в диалогах

На первом этаже 6-го корпуса ТулГУ продают билеты на спектакль и программки. Постановка анонсирована как трагифарс, и зрители уже у входа в зал начинают гадать, что бы это значило. А эпиграфом к спектаклю взята строчка из произведения А. Яблонской:

... А ведь человек рожден для счастья. Надо быть счастливым. Надо веселиться. Причем все это нужно делать срочно, иначе можно опоздать. Навсегда. Нужно спешить...

Строгий главреж проверяет билеты и соблюдение дресс-кода — верхнюю одежду сдать в гардероб. В зале темно, хотя спектакль еще не начался, и играет фоновая музыка. Крестьянкин сообщает зрителям, что после премьеры можно остаться в зале и обсудить увиденное, такова традиция РИСКа.

На экране слева от сцены появляются видеопроекции на тему космоса и происходящих в нем процессов. Проектор еще не раз сыграет свою роль в спектакле, периодически высвечивая необходимые декорации, игра актеров в которых производит совершенно особое впечатление.

А начинается постановка монологом Писательницы (Светлана Смирнова), в которой запечатлен прообраз автора пьесы. Эта роль красной нитью проходит через весь спектакль. Писательница то наблюдает за действом, то оказывается его частью.

Если следить за ходом спектакля по программке, то можно узнать, как называется каждая следующая его часть, ведь он собран воедино из литературных отрывков. Если же от этих знаний абстрагироваться, то действие на сцене выглядит цельным, а каждая следующая часть — с одной стороны законченной мыслью (вслух, естественно), а с другой — даже каким-то логическим продолжением предыдущей.

Мысли автора облачены в форму диалогов, которые то трагичны, то забавны, то выглядят какими-то отвлеченными, а то чертовски злободневны. У героев нет имен или они очень странные — Пиэр Квадрат, Вулкан Агри, Мышца лица, Ноздри, Рекрутер и т. д.

Учитель и Ученик ищут «вопрос на ответ» (фарс?), части лица участвуют в «апокалипсисе» (трагедия?), Он и Она говорят об «иллюзиях» (любовь?), Прихожанка и Проповедник размышляют о вере...

История из нашей повседневности озаглавлена просто — «Маршрутка». Ее герои — Девушка (Ольга Золотухина) и Водитель (Михаил Рыжов). Он — за рулем (на стуле), позади — пассажиры (массовка), рядом — она (на переднем сиденье). Сначала Девушка рассуждает о том, что маршрутки придумали мазохисты, ведь это самый верный способ получить необходимое им удовольствие. Затем Водитель делает несколько резких поворотов, удостаиваясь нелицеприятных отзывов о себе и своем авто.

Девушка продолжает рассуждение, теперь уже о стоимости такого вот «наслаждения»: раньше был один золотой, а теперь один золотой плюс один серебряный. Ничего не напоминает?.. Впрочем, есть ощущение, что данная фишка введена в постановку туляками.

Притч-диалогов в спектакле приводится чуть больше десятка, столько же занято в постановке актеров. Правда, они постоянно меняются, участвуют в массовках друг у друга, поэтому с первого взгляда кажется, что в каждой сцене перед зрителем новый человек.

«Мысли вслух» — спектакль без конца, оставляющий шлейф размышлений и взывающий к желанию и потребности каждого зрителя мыслить. Мыслить самостоятельно и по каждому поводу. А почему бы и нет? Ведь «надо спешить»!..

— Спектакль — живой организм, и он будет меняться в течение своего сценического существования, — отметил режиссер Геннадий Крестьянкин.

Что ж, будет очень любопытно следить за этими метаморфозами, правда, увидеть их случится не раньше осени, ведь именно тогда РИСК вернется с каникул, открыв сезон премьерой «Мысли вслух». Ну а за сим — 31-й театральный сезон закрыт.

Занавес.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности