Спешите делать добро!

  • 02.06.2011
  • Татьяна Крикункова

Спешите делать добро!

Есть такой трогательный праздник, который одинаково дорог народам всех стран. Называется он «Международный день защиты детей», и отмечают его во всём мире первого июня.

...Дети — это наше всё. Защищать их значит защищать жизнь на Земле. Но защита — понятие ёмкое и глубокое, предполагающее и душевную теплоту, и сопричастность, и желание подарить ребёнку «кусочек» солнца.

Именно такими соображениями руководствовались студенты и ординатор лечебного факультета Медицинского института Тульского государственного университета, решившие посетить с миссией доброты пациентов Тульской областной детской психоневрологической больницы в этот знаменательный день.

НЕ ДЛЯ ГАЛОЧКИ, А ОТ ДУШИ

Войдя с фотографом в конференц-зал больницы, мы сразу же окунулись в театральную обстановку. Да, да, шла самая настоящая генеральная репетиция. Артисты отрабатывали номера, вживались в роли, художественный руководитель творческого коллектива и главный режиссёр (в одном лице) своим недремлющим оком замечал всё и всех и давал ценные указания, а помощница главрежа, в задачу которой входило привлечение детей к участию в спектакле, с волнением поглядывала на дверь, откуда должны были появиться первые юные зрители.

Оказывается, сюжет наши медики придумали сами, несколько раз уже его проигрывали, а вот сейчас, непосредственно перед спектаклем, решили провести генеральную репетицию. Дети ведь чувствуют острее, чем взрослые, они сразу же поймут: где ради галочки, то есть формально, а где от души, от самого сердца. Да и разве можно с детьми ради галочки?! Поэтому — генеральная репетиция: всё до мелочей отточить и подарить настоящий спектакль. Захватывающий, содержательный, интересный и, конечно же, добрый!

ПОДДЕРЖАТЬ И ПОДАРИТЬ РАДОСТЬ — ЗАДАЧА № 1

Первокурсник Дмитрий Карелин вырос в семье педагогов. Мама — учительница русского языка и литературы, папа — физики и математики. Оба преподают в Богучаровской средней общеобразовательной школе. Глядя на светловолосого обаятельного Димку, знакомые родителей умилялись: «У него внешность врача! Врачом ваш сынок будет!» И ведь как в воду глядели — выбрал Дмитрий эту профессию. Хотя родительские гены всё же сработали: на уроках русского языка и литературы, которые у Димы вела мама, он с удовольствием участвовал в различных постановках. И опыт сценического перевоплощения пригодился.

— Дима, скажи, пожалуйста, что для тебя значит участие в данном спектакле?

— Для меня это означает поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Я хочу не просто их поддержать, но и подарить им радость общения с прекрасным. Да, им сейчас тяжело, они больны, но, как мне кажется, радуясь жизни, эти дети всё-таки потихоньку побеждают свои недуги.

— Дима, а каким врачом ты хочешь стать?

— Если честно, то я ещё не совсем определился, но думаю, что буду кардиологом.

— Дим, вот я сейчас за тобой наблюдала, в смысле, как ты репетируешь, и подумала: а, может, зря ты не выбрал профессию педагога?

— Вы знаете, по своему значению обе эти профессии одинаково гуманны. Мои родители учат детей, я буду лечить людей. Разве это не здорово?...

— Здорово! Во всех смыслах!

ЭФФЕКТ ЗЕРКАЛА

Улыбчивая Александра Добренко из семьи потомственных медицинских работников, будущий врач в третьем поколении. Мама девушки работает в детской городской больнице № 3, а вот сама Александра мечтает стать акушером-гинекологом, хочет присутствовать при рождении нового человека.

— Александра, Александра... Саша, глядя на твоё улыбчивое, открытое лицо, так и хочется напеть известную песню. А если серьёзно, профессия врача очень и очень тяжёлая. Каждый день видеть больных людей...

— Согласна! Но ещё каждый день видеть выздоравливающих людей. Надо акцент делать на выздоровление человека, на помощь ему — вот главная цель профессии врача. Настоящего врача!

— Саша, вы все с таким энтузиазмом готовитесь к спектаклю, что для вас он значит?

— Вы слышали когда-нибудь про «эффект зеркала»? Так вот, у нас есть девиз, который на этом эффекте и основывается. Звучит он так: «Дарим радость — получаем позитив!» Попробуйте сами! Когда тяжело, муторно на душе, встаньте перед зеркалом и улыбнитесь ему. Оно улыбнётся вам в ответ, и жизнь не покажется такой тусклой безнадёгой. Поэтому мы и дарим свои улыбки детям: они улыбаются, и их болезнь, пусть на полшага, но отступает.

— Скажи, здесь с каких курсов студенты?

— С разных! Чем выше курс, тем сильнее загруженность учёбой, поэтому мы готовим себе достойную смену. Посмотрите, как первокурсники стараются, выкладываются сполна! Они будут продолжать наш почин, а затем передадут эстафету добрых дел в руки других студентов. Тех, которые придут после нас. Ну и мы, когда уже станем врачами, будет продолжать дарить радость людям. У меня фамилия-то, какая говорящая — Добренко! Добро я должна по жизни нести!

О ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКЕ

— Я вас только очень прошу: не называйте, пожалуйста, в статье болезни, которыми страдают эти дети! Вы же сами всё понимаете! — так начал со мной разговор худрук и главреж в одном лице, ординатор кафедры педиатрии Александр Протасеня.

— Конечно же, понимаю! И не собиралась даже описывать эти болезни читателям. У нас другая цель — рассказать о вашей миссии доброты. Но сначала ты сам расскажи о себе.

— Родился и вырос в Казахстане. Из семьи рабочих. Сколько себя помню, всегда организовывал спектакли для детей. Ещё школьниками мы с ребятами, друзьями моими, посещали детские дома, представления показывали. Да и в школе тоже выступали.

— Так, может, лучше «щука» или «щепка»?...

— Нет, актёром не хотел быть, хотел быть врачом.

— Значит, тимуровец от искусства?

— Скорее всего, так. У пациентов Тульской областной психоневрологической больницы мы в гостях уже второй раз. Посещали мы также реабилитационный центр для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, что на улице Седова. Везде нам рады, потому что мы сами несем радость. Я — педиатр, так что дети — это и моё призвание, и моя судьба. Больные дети, как правило, морально надломлены: узкий круг общения, долгие больничные будни. Понятно, что страдают все: и сами дети, и их родители, и окружающие люди. Поэтому мы должны нести им радость.

— Александр, расскажи о музыкальном коллективе, который приехал вместе с вами.

— Рок-группа «Индиго». Все ребята — профессиональные музыканты, собирают полные залы. Здесь, конечно же, бесплатно. Кстати «Индиго» всегда сопровождает нас, дарит своё творчество детям. Молодцы они, настоящие наши друзья!

ИНДИГО — ЦВЕТ ТАЙНЫ

— Лёша, — обратилась я к вокалисту группы Алексею Ковалевскому, — что для тебя означают вот такие посещения больных детей?

— Здесь я во второй раз. Первое ощущение было гнетущим, когда я увидел...

— Лёша, у нас табу на описание болезни! Я всё понимаю, что ты имеешь в виду.

— Хорошо, я вас тоже понял. Просто тогда я решил для себя: я не в силах помочь ребёнку избавиться от инвалидной коляски, но я в силах подарить ему радость. Я в силах сделать так, чтобы он улыбнулся мне в ответ.

— Лёша, а ты читал о детях-индиго. Название группы — дань им?

— Может быть, — загадочно улыбнулся молодой человек.

ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

... И вот, наконец, первые пациенты потянулись к конференц-залу и стали занимать места. Многие, по понятным причинам, были с родителями. Пришли и воспитатели, и медицинские сёстры, пришли те мамы и папы, которые в это время навещали своих детей. Не обошлось без естественных в таких случаях безобидных перепалок типа «а моё место самое лучшее».

...Артисты вышли на импровизированную сцену, и что тут началось! Сюжет, сдобренный шутками, конкурсами, песнями, викторинами, не просто заворожил ребятню, но и втянул её в необыкновенный круговорот, озвученный нотками радости бытия, окрашенный в самые яркие, самые жизнеутверждающие тона.

Мальчик с Большой Пальчик и его друзья — другие сказочные персонажи — шли в город Бремен на большой королевский бал. Это сюжетная канва. К ней в придачу — добрые улыбки и задорный смех. Ребятишки ловили рыбок с помощью необыкновенной магнитной удочки, рисовали попеременно части тела животного (рисовали-рисовали, а получилось смешное чудо-юдо — рыба-кит), из туалетной бумаги делали самых настоящих египетских мумий, пели песню, запивая её аглицким чаем и заменяя слово «чайник» на «ля-ля-ля», а слово «крышечка» — на «жу-жу-жу», широко открытыми от удивления глазами наблюдали за фокусами...

Когда спектакль закончился, все артисты с важным видом и хитрющими улыбками вынесли на сцену огромные цветные пакеты... «Подарки!» — закричал кто-то из ребятни. «Ух, ты, подарки!» — закричал весь зал. Огромные пазлы, внушительного вида конструкторы, наборы для песочниц, мячи, пирамиды и многое другое, без чего очень трудно представить себе играющих детей. Игра — это тот мир, который не разделяет их на больных и здоровых. Это тот мир, который дарит им занятие по душе и ощущения яркого и незабываемого путешествия.

ТАНЦУЮТ ВСЕ!

А затем наступила очередь рок-группы «Индиго». На сцену вышел король рока в золотой, как и полагается Его Величеству, короне и объявил о танцевальной части праздничного концерта. Ребятишки сначала вроде как засмущались, притихли, боязливо посмотрели вокруг. Пусть кто-нибудь первый выйдет, а мы за ним! Но тут быстренько сориентировались сказочные персонажи: подхватили юных зрителей и закружились с ними в танце. Медленный, быстрый, белый, народный-хороводный — такого разнообразия танцев и такого количества танцующих Тульская областная психоневрологическая больница не видела, наверное, со дня своего основания. И пол весело ходил, и стены радостно резонировали, и окна по-летнему улыбались. И все, абсолютно все, в этот миг были счастливы. И этот радостный миг побеждал недуг.

БЫЛО ЗДОРОВО!

— Тебе понравился праздник? — спрашивала я у ребят и у родителей.

— Понравился! Было очень здорово! — с воодушевлением отвечали десятилетняя Даша, восьмилетний Витя, четырёхлетний Серёжа, носик-пуговка которого был трогательно смазан зелёнкой, двенадцатилетний Дима, семилетний Святослав, шестилетний Арсений. А четырнадцатилетний Саша пообещал заглянуть на сайт Тульского государственного университета и прочитать статью об этом добром спектакле...

— Понравилось очень! — ответила мама Марина. — Такие праздники нужны не только детям, но и нам взрослым. Они нас поддерживают в нашей нелёгкой борьбе за здоровье детей.

К её мнению присоединилась мама Наташа, а мама Тамара от себя добавила:

— Как я благодарна студентам-медикам, если бы вы знали! Этот праздничный концерт является своеобразной эмоциональной разрядкой для детей. Он, как свежий воздух, врывается в их сложный замкнутый мир.

— Огромное спасибо лечебному факультету медицинского института Тульского государственного университета! Огромное спасибо всем тем, кто не проходит мимо проблем наших детей! — хором ответили медицинские сёстры: Ольга Фёдоровна Берёзина, Оксана Михайловна Самошина и Людмила Павловна Мухина, а также воспитатели: Ольга Алексеевна Баранова и Софья Михайловна Музалёва.

ВСЕ КРАСКИ МИРА В ПОДАРОК ДЕТЯМ!

Главному врачу Тульской областной психоневрологической больницы Ольге Сергеевне Котовой с трудом удавалось скрыть своё волнение — скрывать радость от происходящего она не хотела.

— Мы, взрослые, — подчеркнула Ольга Сергеевна, — ведём детей в мир гармонии и совершенства. Мы помогаем детям. Особенно в нашей помощи нуждаются больные дети. Мы их надежда и опора. Спасибо вам, ребята, за всё! За этот прекрасный концерт, за подарки, за внимание, за доброту. Вы принесли нам много радости, много улыбок!

ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!

— Не расходиться! Не расходиться! Сейчас будет коллективная фотография на память! — произнёс на весь зал фотограф Михаил Борисович Гиндин. — Большая добрая фотография на долгую добрую память. Внимание! Приготовились! Улыбнулись! Ещё раз! И ещё раз! Молодцы! Здорово получилось!

ВСЕ РОЛИ — ГЛАВНЫЕ!

Студенты лечебного факультета, подарившие ребятам этот замечательный праздник, не очень-то и хотели, чтобы я называла их имена. Свой акт милосердия он совершили не ради славы, а по зову сердца. Сердца врача и человека, который не может быть успокоенным, не может быть отстранённым и равнодушным к проблемам других.

Но я решила назвать имена этих ребят. Из них получатся настоящие врачи, потому что они — настоящие люди. И эти люди учатся на лечебном факультете Медицинского института Тульского государственного университета!

Итак, роли исполняли:

Мальчик с Большой Пальчик — ординатор Александр Протасеня;

Мэри Поппинс — студентка Александра Добренко;

Разбойница — студентка Ирина Джусоева;

Разбойница — студентка Ашура Гаджиева;

Глашатай — студент Дмитрий Карелин;

Пеппи Длинный Чулок — студентка Ольга Оверченко;

Кот в Сапогах — студент Иван Иванов;

Красная Шапочка — студентка Дарья Маркелова;

Дюймовочка — студентка Елизавета Воробьёва;

Гном — студент Артём Марьюшин;

Волшебник — студент Алексей Антипов;

Художественный руководитель и главный режиссёр — Александр Протасеня;

Помощник режиссёра — студентка Татьяна Чужакина.


Спешите делать добро! От вашей доброты кому-то на свете обязательно станет лучше и легче...

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности