Русский язык как воспитатель-педагог

  • 20.06.2011
  • Татьяна Крикункова

Русский язык как воспитатель-педагог

Четырнадцать лет — возраст не бог весть какой солидный. Но если учесть, что в нашей стране четырнадцатилетие связано со знаменательным для человека событием — получением первого в его жизни паспорта гражданина России, — то с полным правом уже можно говорить и о значимости этого числа.

В этом году аспирантуре при кафедре русского языка Института международного образования Тульского государственного университета исполняется четырнадцать лет. Но, в отличие от своих сверстников-подростков, паспорт она получать не будет, поскольку на протяжении всех этих четырнадцати лет сама предоставляет уникальную возможность не только преподавателям кафедры русского языка ТулГУ, но и других вузов, а также учителям средних школ защитить кандидатскую диссертацию и повысить, таким образом, уровень своего профессионального образования. И хотя возраст у аспирантуры подростковый, кандидатскую диссертацию в ней уже успешно защитили семнадцать человек. Разница говорит о многом и, в первую очередь, о том, что непедагогический вуз, каковым Тульский государственный университет по своей сути и является, развивает и укрепляет педагогические образовательные программы и идёт в ногу со временем.

Теперь отдадим дань истории. Аспирантура при кафедре русского языка была открыта доктором педагогических наук, профессором, ныне заведующим кафедрой и директором Центра довузовской подготовки иностранных граждан ИМО ТулГУ, Людмилой Анатольевной Константиновой. Сначала в аспирантуре была одна специальность «Русский язык», затем, в 2000 году, появилась вторая — «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровень профессионального образования)». Как было сказано выше, география «защищающихся» довольно широка и не ограничивается рамками высшей школы. Так, например, кандидатскую диссертацию в ТулГУ защитила учитель средней школы из города Узловая Лариса Николаевна Гладких, которая дарит свои знания ребятам из тульской глубинки. Возможно, что для некоторых из них русский язык станет призванием, а для многих — весомым подспорьем и при овладении профессиональных знаний, и в человеческой жизни вообще.

17 июня на кафедре русского языка состоялся семинар на тему «Инновации в языкознании, теории и методике преподавания русского языка», на котором молодые учёные познакомили коллег с результатами своей исследовательской деятельности. На суд компетентных специалистов свои работы представили учитель Болоховской средней школы Татьяна Александровна Быкова и преподаватель кафедры русского языка Новомосковского института РХТУ им. Д.И. Менделеева Анна Александровна Подосинникова. Научным руководителем обеих соискательниц выступила Людмила Анатольевна Константинова.

Диссертационное исследование Татьяны Александровны посвящено преемственности в обучении студентов-иностранцев нефилологического профиля моделированию учебно-научного текста. Целью исследования, цитируем автора, явилось «создание такой лингводидактической системы обучения учебно-научной письменной речи и практическое подтверждение её эффективности, заключающееся в разработке и внедрении в практику преподавания методики, которая на основе выявленных закономерностей письма, как актуального вида речевой деятельности, будет способствовать последовательному формированию у студентов-нефилологов знаний, умений и навыков, необходимых для моделирования/создания письменных учебно-научных текстов разной степени вторичности».

Анна Александровна, в свою очередь, самое пристальное внимание уделила семантико-синтаксическому анализу текста русской народной сказки на занятиях русского языка как иностранного (РКИ). По мнению исследователя, реализация богатейшего потенциала русского языка для развития личности студента, его культурного самосовершенствования в условиях обучения связана, прежде всего, с восприятием текстов, отражающих русскую культуру. Изучение русских народных сказок на занятиях РКИ призвано развивать культуру чтения студентов, научить их извлекать из художественных текстов эстетический смысл, сформировать аналитические алгоритмы читательского познания, расширить мировоззренческие горизонты студентов, обогатить их духовное существование и, как следствие, сделать их толерантными. Практическая же значимость исследования состоит в том, что разработанная система обучения семантико-синтаксическому анализу текста русской народной сказки внедрена в учебный процесс по русскому языку как иностранному в Тульском государственном университете и Новомосковском институте РХТУ им. Д.И. Менделеева.

— Анна Александровна, — спросила я у Подосинниковой после того, как прозвучали выступления её оппонентов и немножко спало волнение, которое легко угадывалось в её взгляде, — почему темой своего исследования вы выбрали именно сказку?

— Вы знаете, направление исследований нам даёт научный руководитель, а вот сама тема рождается в муках. Я ведь сразу же после школы пришла работать лаборанткой в Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева. Заочно окончила Воронежский государственный университет, тружусь преподавателем. По русским народным сказкам я писала диплом в ВГУ, вот и сделала их темой своего диссертационного исследования.

— Анна Александровна, ну и как вам показалась Людмила Анатольевна в качестве научного руководителя?

— Скажу честно, Людмила Анатольевна очень жёстко «бьёт по темечку»: работайте, старайтесь, делайте, не останавливайтесь на полпути! Но ведь так и нужно! Надо подталкивать человека, вселять в него уверенность, настраивать его на исследовательский лад! В противном случае цели не достигнешь. Я вам уже сказала, что сочетаю преподавательскую деятельность с исследовательской. Так вот, как я своих студентов подстёгиваю, так и Людмила Анатольевна меня подстёгивает. Иными словами, для своих ребят я — преподаватель, для Константиновой — ученица, которую очень даже полезно, говорю с полным на то основанием, «тюкать по темечку»!

— Ваши впечатления о кафедре русского языка Тульского государственного университета...

— Самые положительные! Без прикрас! По сути, кто я?.. Чужой человек. Я имею в виду то, что не являюсь сотрудником ТулГУ. Однако поддержка со стороны кафедры какая! Я же чувствовала, что за меня абсолютно все переживали, ободряли. Кафедра русского языка очень много работает в плане самосовершенствования. И импульс задаёт всем своим соискателям. Иначе и быть не может: не растёшь — не вырастишь!

— Людмила Анатольевна, — обратилась я к заведующему кафедрой, — а что вы скажете по поводу работ Быковой и Подосинниковой?

— Обе работы представляют исследовательскую ценность и имеют практическое обоснование. Более того, они очень интересны и в своём роде уникальны. Как научный руководитель и как коллега по преподавательскому цеху, я очень рада и за Анну Александровну, и за Татьяну Александровну! Конечно же, хочу выразить признательность руководству Тульского государственного университета за поддержку нашей кафедры. Нас поддерживают, и мы, в свою очередь, мобилизуемся и продуктивно работаем. Происходит научно-творческий процесс. Коллективный!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности