Двое не спят в ночь игуаны

  • 27.10.2011

Двое не спят в ночь игуаны


В экспериментальном театре гуманитарного факультета ТулГУ «Мюсли» премьера — спектакль «Двое не спят» по пьесе Т. Уильямса «Ночь игуаны».

Возвожу очи мои к горам,
Откуда придет помощь моя.
От Господа, сотворившего небо и землю.
Не даст Он поколебаться ноге твоей
И не воздремлет хранящий тебя.

Песнь Восхождения. Псалмы: 120-121

Проблема самоопределения, пожалуй, одна из важнейших для каждого человека, и когда, как не в студенческие годы, терзаться вопросом: «Зачем я здесь? Какова цель моего существования?»

Постановка «Двое не спят» по пьесе Теннеcси Уильямса «Ночь игуаны», сыгранная экспериментальной театральной студией «Мюсли» (гуманитарный факультет ТулГУ), поднимает не только эти вопросы. Это история о предназначении, судьбе и о возможностях, дарованных нам свыше, которые мы или принимаем, или же отвергаем, скатываясь в бездну пошлости и тоски.

Пьеса не просто сложна, она монументальна, если рассматривать тот пласт эмоций, которые она затрагивает. Однако студенты нашего вуза смогли его поднять, принять и осмыслить. Работа велась практически год с переменным успехом — актеры-студенты днем учились, сдавали и пересдавали сессию, а по вечерам собирались на репетиции под руководством режиссера, актера и вдохновителя — Людмилы Шмараковой, сыгравшей одну из центральных ролей в постановке.

Премьера спектакля состоялась 28 мая в муниципальном театре «Эрмитаж» в рамках проекта «Студенческий май», где наши студенты выступили наравне с коллективами из МГИМО и МГУ. А 15 октября студия открыла постановкой «Двое не спят» новый театральный сезон уже в стенах ТулГУ, в гостях у театра РИСК.

...Барная стойка, шезлонг, покосившаяся вывеска Costa Verde — здесь, в маленькой мексиканской гостинице на берегу моря, в один вечер происходит судьбоносная встреча Лоренса Шеннона (Святослав Пронин), бывшего священника, а ныне гида, лишенного сана «за прелюбодеяния и ересь», и странствующей художницы Ханны Джелкс (Ульяна Морозова), вынужденной кочевать в поисках случайного заработка со своим дедушкой. Узнав, что хозяин отеля, давний друг Шеннона, умер от заражения крови, главный герой объявляет войну всему миру, но в первую очередь себе.

Театральная игра Святослава Пронина более чем убедительна — ни тени фальши, ни капли сомнения не вызывают его слова и действия. Это актерская работа, более близкая к профессиональному, нежели к любительскому уровню. С подлинным сочувствием наблюдаешь за тем, как его герой плачет, смеется, кидается в драку, грубо отвергает влюбленную в него юную прелестницу и рвет на себе цепь и отдает золотой крест Ханне с целью помочь ей пережить тяжелые дни. Роль странствующей художницы, сестры Шеннона по духу, стала первой серьёзной работой Ульяны Морозовой, студентки гуманитарного факультета, и этот дебют можно назвать удачей для актрисы и студии. Было бы неверным считать этот образ сугубо положительным.

Ханна — девушка с прошлым, кочевавшая по всему миру и многое успевшая повидать, и, когда Шеннон заговаривает о возможности отравления дедушки с целью освободиться от тяжкого бремени, становится ясно, что героиню так или иначе посещали подобные мысли. Однако любовь, человечность и самопожертвование пересилили в этой внутренней борьбе.

Если образ Шеннона выписан яркими красками и сильными эмоциями, то роль Ханны создана из полутонов, нюансов, оттенков интонаций, и этот контраст придаёт спектаклю глубину. Оба главных героя — отщепенцы, обитатели обочины жизни, скованные по рукам и ногам обстоятельствами. Их встреча — единственная возможность выйти из замкнутого круга, одержать победу в непрерывной борьбе с внутренним я, из которой, однако, никто не вышел победителем.

Образ Мэксин Фолк, хозяйки гостиницы, является сюжетообразующим в постановке. Сильная, земная, побывавшая во многих переделках, тяжело пережившая смерть мужа, она зубами вцепилась в жизнь и желает лишь одного — сохранения гостиницы и своего маленького бизнеса. Для этого ей нужен Шеннон. Роль Мэксин, которую сыграла режиссер спектакля Людмила Шмаракова, стала ее первой актерской работой. Жизненная энергия, чувственность и сила — вот ключевые составляющие созданного ею образа.

Следует также отметить игру Дмитрия Капитонова, сыгравшего Джонатана Коффина «старейшего из поэтов живущих и ныне пишущих», дедушки Ханны. Это человек высокого духа, гордый и одухотворённый, и в то же время слабый, ранимый и комичный. Роль возрастная и весьма сложная в профессиональном плане заслужила множество положительных отзывов.

Финал банален и во многом трагичен — главный герой остается в гостинице Costa Verde в качестве сожителя хозяйки. Но ценность поставки в ином — она дает возможность каждому из нас задуматься, в чем смысл постоянной внутренней борьбы с самим собой? Что она дает и к чему приводит? Увы, но ответ не приходит так просто...


Елена Корыстова.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности