О культурно-историческом наследии православия

  • 09.11.2011
  • Татьяна Крикункова

О культурно-историческом наследии православия

8 ноября на кафедре теологии Тульского государственного университета состоялся студенческий круглый стол на тему «Русская Церковь в русской истории и культуре», в работе которого приняли участие студенты исторического факультета ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

То, что в диалоговом пространстве встретились теологи и историки, объясняется искренним желанием обеих сторон объединить свои усилия на исследовательской ниве и обогатить совместный опыт интересными точками зрения не только на исторические факты, но и на исторические личности, к тому же, рассмотреть проблемы с разных ракурсов. В исследованиях были затронуты вопросы философии, психологии, социологии и политики и, конечно же, морально-этические нормы. «Это наш первый опыт проведения совместного круглого стола с кафедрой теологии, — подчеркнул председатель студенческого научного общества ТГПУ им. Л.Н. Толстого, аспирант кафедры „История России“ дьякон Николай Евсеев, — и мы очень рады, что Тульский государственный университет откликнулся на наше предложение. Надеемся, что традиция, зародившаяся в этот день, будет крепнуть и развиваться».

Встреча носила полемический характер, а потому не ограничивалась рамками выступления и постановкой одного-единственного вопроса по теме. В ходе диспута, облачённого в форму живого общения, каждый желающий имел возможность не только высказать своё мнение, но и выступить в роли оппонента и самого докладчика. Каждая точка зрения принималась во внимание и нередко служила импульсом к новому всплеску обсуждения.

Вызвала интерес исследовательская работа третьекурсницы Полины Захарчук под названием «Церковные торжества в правление императора Александра III». Никого не оставил равнодушным доклад студентки второго курса Екатерины Рубцовой «История Владимирской иконы Божией Матери». Девушки выступали с позиции историков, но, помимо того, что они глубоко «копнули» тему, им удалось затронуть морально-этические стороны вопроса, в результате чего их изыскания приобрели философско-психологический окрас.

Теолог-второкурсник Михаил Власов представил на рассмотрение свою работу на тему, которая вот уже на протяжении почти ста лет волнует многих исследователей. Это отношение к вере после февраля 1917 года. Действительно, что произошло с глубоко верующим русским народом после небезызвестных событий в истории нашего государства?.. И что послужило причиной этого?.. А случилось вот что: уважение к духовенству после падения самодержавия резко пошло вниз. Сам генерал Антон Иванович Деникин вспоминал, как один из полков стрелковой дивизии сначала с особой любовью возвёл около позиции походный храм, но в первые недели революции некий поручик решил, что его рота размещена плохо, и использовал храм в качестве казармы, сделав в алтаре отхожее место. «Я не удивлюсь, — писал Деникин, — что в полку нашёлся негодяй-офицер, что начальство было терроризировано и молчало. Но почему 2-3 тысячи русских православных людей, воспитанных в мистических формах культа, равнодушно отнеслись к такому осквернению и поруганию святыни?»

В своих исследованиях Михаил Власов отмечает, что «события февраля стали социальным детонатором антирелигиозных настроений среди недовольных своей жизнью людей. В их представлении Церковь и царство были едины, и разочарование в царской власти сказалось и на отношении к Церкви». Продолжая свою мысль, студент-теолог подчеркнул, что первая мировая война расшатала нравственные устои не только русской армии, но и всего русского народа. Высшее духовенство разделило участь высшего сословия, а низшее духовенство — судьбу интеллигенции.

Причины нравственного упадка русского народа, вскрытые Михаилом в своём исследовательском труде, интересные факты истории Московского собора 1917- 1919 года, биографий Митрополита Тихона Белавина, архиепископов: Антония Храповицкого и Арсения Стадницкого — логически подвели к теме «Приходское духовенство в XIX веке», которую великолепно раскрыл в своём выступлении третьекурсник кафедры теологии ТулГУ Максим Хланта. Замкнутое состояние духовенства в начале девятнадцатого, возвышение его после отмены крепостного права, утрата им во второй половине XIX века сословных черт и превращение в профессиональную группу — всё это не помешали большинству его представителей оставаться «людьми искренней и тёплой веры». Именно эта мысль завершила выступление Максима, подчеркнувшего, что «каждое духовное лицо обладало определёнными чертами, которые выделяли его из остального населения и делали представителем своей социальной общности».

Доклады студентов-теологов Вероники Линьковой и Олега Волкова перекликались между собой: девушка рассказала о роли Патриарха Сергия (Старогородского), а молодой человек — Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне. Как и все выдающиеся люди, личностью Патриарх Сергий был противоречивой. Узнав о нападении на Советский Союз немецко-фашистских войск, он, будучи ещё Митрополитом, обратился с посланием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал весь православный народ встать на защиту своего Отечества. Своё послание Митрополит закончил такими словами: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу». Не побоялся Митрополит вступить в прямые переговоры и с Верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным, личностью, кстати, тоже неординарной. Тот, движимый прагматично-политическим расчётом, прекрасно осознал значение такой духовной поддержки и от помощи не отказался. Патриарх Сергий умер 15 мая 1944 года, не дожив год до Великой Победы, которую он ковал вместе со всем советским народом.

«Кто в прошлое выстрелит из ружья, в того будущее выстрелит из пушки» — именно это изречение можно было использовать в качестве эпиграфа к выступлению студента-теолога четверокурсника Олега Волкова. Одним из первых декретов Советской власти стал декрет об отделении церкви от государства, датированный 23 января 1918 года. Но уже в 1937 году власти запрещают обнародование материалов Всесоюзной переписи населения. И только в наше время, когда гриф «секретно» был снят, общественности стали известны результаты переписи 37-го года. Верующими людьми признали себя 84% среди неграмотного и 44% среди грамотного населения страны. А когда началась Великая Отечественная война многие шли в бой «с молитвой на устах», ведь вместе с Богом воевать было легче.

Русская Православная Церковь внесла свою достойную лепту в разгром ненавистного врага. И не только в духовном плане. Ещё задолго до знаменательной встречи Сталина с высшим православным духовенством, состоявшейся 4 сентября 1943 года, в первый год войны в храмах Москвы было собрано более трёх миллионов рублей на нужды фронта. А всего за период с 1941 по 1944 в фонд обороны страны Русская Православная Церковь внесла более 200 млн. рублей. Во многом именно православные традиции помогли нашему народу объединиться и одолеть фашистских оккупантов. Исследователи утверждают, что и маршал Жуков перед каждым боем вместе с солдатами произносил «Ну, с Богом!», а предание гласит, что якобы он по всем фронтам возил с собой Казанскую икону Божией Матери.

Третьекурсник кафедры теологии Александр Муханов представил вниманию участников круглого стола интереснейший доклад на тему «Русское юродство как феномен культуры». Драматургия жизни юродивого, по мнению Александра, заключается в том, что тот носит личину безумия, скрывающую его совершенство. Нравственный подвиг юродивого определяется не только тем, что он ведёт аскетический образ жизни и молится Богу, но и тем, что он учит людей молиться, учит их обращаться к Богу. И, конечно же, пытается донести — порой в аллегорической форме — глубокую мысль и даже справедливый протест, который подспудно зреет в умах людей, но удерживается их страхом. Никогда и ни при каких обстоятельствах юродивый не позволит умереть своему телу раньше, чем того захочет Господь, а потому идея самоубийства отвергается им как претящая учению Божьему. Стоит отметить, что доклад Александра Муханова вызвал резонанс, поскольку тема юродивых ещё мало изучена и представляет для исследователей широкое поле деятельности.

...Круглый стол, прошедший на кафедре теологии ТулГУ, стал поистине знаменательным событием. Насколько были интересными выступления, настолько были содержательными вопросы по ним, и настолько же были живыми комментарии, сформировавшие особую атмосферу творческого поиска, которой пропитался каждый из участников и гостей этой встречи.

Завершила работу круглого стола торжественная церемония награждения. Дипломы получили студентки исторического факультета ТГПУ им. Л.Н. Толстого: Полина Захарчук, Екатерина Рубцова и студенты кафедры теологии гуманитарного факультета ТулГУ: Михаил Власов, Максим Хланта, а также Анастасия Тимофеева — гостья, активно участвовавшая в обсуждении докладов.

Итак, традиция родилась. Надеемся, что за круглым столом в уютном конференц-зале кафедры теологии ТулГУ снова встретятся увлечённые и неравнодушные люди.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности