Совет ректоров об интернационализации и аккредитации

  • 01.12.2011
  • Татьяна Крикункова

Совет ректоров об интернационализации и аккредитации

30 ноября в Тульском государственном университете состоялось последнее в этом году заседание Совета ректоров вузов Тульской области. Поскольку обсуждались на нём  вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием, ролью университета в реализации стратегии интернационализации высшего образования, а также с изменениями в процедурах лицензирования и государственной аккредитации, то прошло оно под знаком приверженности тем общечеловеческим морально-этическим нормам, которые положены в основу деятельности каждого вуза.

Предварила рабочую часть заседания торжественная церемония награждения. Ректор Тульского государственного университета Михаил Васильевич Грязев вручил Юрию Александровичу Северову, возглавлявшему с 1997 по 2011 год Тульский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, Благодарственное Письмо, в котором выразил  искреннюю признательность за многолетний добросовестный труд в Совете ректоров вузов Тульской области и активную общественную работу в системе высшего профессионального образование региона, а также за колоссальный вклад в дело подготовки высококвалифицированных кадров и  за поддержку талантливой молодёжи.

О духовно-нравственном воспитании и развитии личности школьников и студентов, о проблеме повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов к осуществлению деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков присутствующим рассказала проректор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области по научно-методической работе Татьяна Валентиновна Золотова. По её словам, одним из приоритетных направлений в образовании  является возрождение его духовно-нравственного начала и интеграция учебной и внеучебной деятельности. В рамках реализации Закона Тульской области «Об Областной целевой программе «Организация духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Тульской области на 2007-2010 годы» было создано специального структурное подразделение — лаборатория «Духовные традиции русской культуры». А в 2010 году на её базе был образован Центр развития духовно-нравственной культуры, и теперь лаборатория входит в его состав.

Основной целью деятельности данной лаборатории является научно-методическое, информационно-аналитическое и организационное обеспечение совершенствования системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи нашей области в соответствии с духовными ценностями Русской Православной Церкви и в рамках действующего в нашей стране законодательства. Задачами лаборатории «Духовные традиции русской культуры» являются руководство базовыми площадками, решающими проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся, организация курсов повышения квалификации для учителей, преподающих модуль «Основы православной культуры» (ОПК), распространение передового педагогического опыта в области преподавания ОПК, а также поддержка образовательных инициатив в данном направлении. Совместно с Тульской Епархией Русской Православной Церкви, вузами и образовательными учреждениями Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования организовал курсы повышения квалификации учителей, преподающих ОПК, слушателями которых стали 72 педагога. В 2012 году планируется  открыть курсы для учителей, которым предстоит преподавать вводимый в 4-х классах комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Научно-методическая деятельность Института заключается в организации и проведении ежегодных областных Рождественских чтений. Кстати, самое активное участие в их работе принимают и преподаватели, и студенты Тульского государственного университета. Кроме того, в нашем регионе имеется 54 образовательные площадки, на базе которых реализуется инновационная образовательная программа «Духовно-нравственная культура», предусматривающая проведение круглых столов, регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по курсу «Основы православной культуры», различных творческих встреч.

В 2001 году на Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования была возложена функция регионального оператора по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики». Из функции вытекают и задачи, которые стоят перед коллективом Института. Как подчеркнула Татьяна Валентиновна, новый предмет вызывает у учителей ряд трудностей методического и содержательного плана, а поэтому возникает необходимость в просветительской работе с родителями, учителями и директорами школ. Безусловно, каждый педагог, в силу своего личного мировосприятия и профессиональной компетентности, может справиться с поставленной перед ним задачей, но заметный социально-культурный эффект может быть получен только при условии  единых методологических основ.

О роли университета в реализации стратегии интернационализации высшего образования участникам заседания рассказали проректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого по международному сотрудничеству и образованию Жанна Евгеньевна Фомичёва и директор Института международного образования Тульского государственного университета Юрий Васильевич Полтавец.  Как отметила в своём выступлении Жанна Евгеньевна, международная деятельность ТГПУ им. Л.Н. Толстого осуществляется на основе сотрудничества с зарубежными университетами, различными научными и учебными заведениями, международными организациями, фондами и программами. «Внутренняя» интернационализация как одна из форм развития международного образования осуществляется в рамках страны через набор иностранных студентов, приглашение иностранных учащихся, участие в международных научно-образовательных проектах. «Внешняя» интернационализация подразумевает возможность российских студентов учиться, а преподавателей — работать за рубежом, иными словами, осуществлять процесс трансграничного образования.

В продолжение темы директор ИМО ТулГУ Юрий Васильевич Полтавец привёл статистические данные: в 738 российских вузах обучаются иностранные студенты, то есть три процента иностранных учащихся от их общего количества приходятся только на нашу страну. Тульский государственный университет начал обучать иностранных граждан с 1962 года. Первыми зарубежными гостями стали восемь студентов из Народной Республики Болгарии. К 2010 году число иностранных учащихся возросло до 1250 человек, в нынешнем году их ещё больше, но о точном количестве говорить пока рано, поскольку приём ещё не закончился. Для сравнения: если в прошлом году у нас обучались студенты из 35 стран ближнего и 13 стран дальнего зарубежья, то в этом году учиться к нам приехали представители 50 государств. Тульский государственный университет, руководством которого одобрена стратегия международной деятельности, по количеству иностранных учащихся находится в десятке ведущих высших учебных заведений РФ, а международная образовательная деятельность в нём  осуществляется  на всех уровнях — от подготовительного до послевузовского. Достойное место занимает университет и по количеству иностранных аспирантов — их у нас сорок три человека. В масштабах страны это довольно значимая цифра. Благодаря созданию в ТулГУ Интернет-института с 2008 года увеличилась  и доля иностранных студентов-заочников.

Институт международного образования ТулГУ проводит большую внеучебную воспитательную работу с иностранными студентами, включающую в себя проведение различных фестивалей, творческих вечеров, конкурсов, спортивных состязаний.   В нашем вузе делается всё возможное для раскрытия и научного, и творческого потенциала каждого иностранного учащегося, а потому за знаниями в Тульский государственный университет едут охотно. И совсем не за горами то время, особо подчеркнул Юрий Васильевич Полтавец, когда учиться у нас будут две тысячи иностранцев: одна тысяча очников и такое же количество заочников.

С изменениями в процедурах лицензирования и государственной аккредитации участников заседания познакомила начальник учебно-методического управления  ТулГУ Марина Александровна Анисимова. В частности, она акцентировала своё внимание на том, что процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений осуществляются с привлечением подведомственных Рособрнадзору федеральных государственных учреждений: «Информационно-методического центра анализа» и «Национального аккредитационного агентства в сфере образования». С 1 января 2011 года вступил в силу  Федеральный закон от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». Несмотря на это, многие постановления Правительства РФ ещё находятся в проекте, например, постановления «О порядке проведения государственной аккредитации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов», «О федеральном реестре документов государственного образца об образовании, об учёных степенях и учёных званиях» и другие. В «проектном виде» пока существуют и приказы Минобразования РФ: о формах лицензии и приложении и технических требованиям к ним, о  формах заявлений о предоставлении лицензии и  на государственную аккредитацию. В Постановлении правительства РФ от 16 марта 2011 года №  174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» в «проектном варианте» сказано, что «лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в собственности оснащённых зданий, необходимых для осуществления образовательной деятельности, оборудованных кабинетов, объектов для занятия физической культурой и спортом и помещений для медицинских работников. «Все изменения в законодательстве коснутся любого высшего учебного заведения, — завершила своё выступление Марина Александровна Анисимова, — поэтому все мы должны подойти к решению данного вопроса во всеоружии».

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности