«Инсайд» — это танец внутри тебя

  • 09.12.2011
  • Татьяна Крикункова

«Инсайд» — это танец внутри тебя

8 декабря 2011 года в Тульском государственном университете состоялся юбилейный отчётный концерт танцевального коллектива «Инсайд».

Но прежде чем говорить о необыкновенном шоу, которое подарили зрителям университетские танцоры, необходимо совершить мысленное путешествие в прошлое, чтобы проследить все этапы творческого развития коллектива.

СНАЧАЛА БЫЛО «ФУЭТЕ»

Двадцать лет тому назад в тогда ещё Тульском политехническом институте была создана танцевальная группа «Фуэте», в которую вошли представители и прекрасной, и сильной половины студенчества вуза. Ребята занимались под руководством педагога-хореографа, кстати, тоже выпускницы легендарного политеха Ирины Владимировны Волковой.

Шесть лет тому назад в «Фуэте» пришла никому ещё не известная девчонка Елена Захарова. Будущая выпускница Московского государственного университета культуры и искусства. Но это потом, а пока Лена вместе с остальными отрабатывала самые сложные фигуры и стремилась в танце выразить своё внутреннее «я», своё мироощущение. И ей это удавалось. Отточенная техника, мастерство импровизации и… горящие вдохновением глаза. Глаза, отражающие внутреннюю суть — устремлённость, творческий полёт, музыку движений. Недаром Лене доверяли даже очень сложные сольные партии…

И вот на фоне всего этого случились перемены. Ирина Владимировна Волкова нашла другое место работы, и танцевальный коллектив остался без художественного руководителя и балетмейстера в одном лице. Приглашать извне никого не стали, поскольку в этом не было никакой необходимости. Искали тоже недолго, а, если честно, то вообще не искали, ведь достойная кандидатура уже имелась, и была вылеплена она здесь же, в родном коллективе. Балетмейстером стала Елена Захарова. И доверие ей оказали не за красивые глаза, хотя они у неё действительно красивые, а за горящие…

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ?..

Безусловно, свою творческую искру Елена привнесла и в свою творческую «должность». К тому же, предложила танцорам переименовать коллектив. Название выбрали необычное — «Инсайд», что в переводе с английского означает «внутри», «изнутри». Но вот трактовку дали свою: танец внутри тебя. Иными словами, если полыхает в тебе творческое пламя, то оно обязательно прорвётся наружу и выразится в танце. А если нет внутри тебя особого огня, то и не сможешь ты ни станцевать, ни спеть и ни сыграть.

Кстати, у всех девушек и юношей  — а их в «Инсайде» сорок человек — горящие глаза. Свидетельствует это о том, что и внутри каждого из них бушует творческое пламя, готовое вырваться наружу. Ведь не зря же говорят, что глаза — это зеркало души человека.

Коллектив «Инсайда» устоявшийся. В самом начале, правда, имела место небольшая текучка, обусловленная формулировкой «по семейным обстоятельствам», но она быстро сошла на нет. И теперь сам «Инсайд» — это большая дружная семья, в которой каждый может высказать свою точку зрения, своё видение того или иного танцевального номера. И к точке зрения каждого обязательно прислушаются, потому что она очень важна, прежде всего, для динамичного развития самого творческого коллектива.

Членами большой дружной семьи под названием «Инсайд» стали ребята, желающие выразить себя через ритм, пластику и музыку. Многие из них не имеют танцевального прошлого. Как утверждает сама Елена, наличие за плечами хореографического класса не является обязательным условием приёма в «Инсайд». Главное, чтобы человек чувствовал ритм, чтобы хотел трудиться, был одержим творческим поиском и имел горящие глаза. Всё остальное получится!

А вот Татьяна Юняева, например, училась в школе искусств города Щёкино, и к моменту вхождения в творческую семью у неё уже был определённый опыт. Как и у Анастасии Шараховой, которая в детстве занималась в эстрадно-спортивном коллективе «Шарм». Да и те ребята, которые пришли в коллектив  только с творческой одержимостью, сумели стать его достойными членами благодаря целеустремлённости, силе воли и огромному желанию дарить своими танцами радость людям.

КРЕАТИВНОСТЬ И ДУХ ИМПРОВИЗАЦИИ

Танцевальный коллектив «Инсайд» не работает в каком-то одном стиле — у него их много: от классики до модерна. В том числе джаз, эстрада, хип-хоп и элементы народного танца. Что же касается классики, то она, по мнению ребят, просто необходима танцорам. И не только для оттачивания техники. Все эти пируэты, аттитюды, грандбатманы инсайдоры стилизуют и «подгоняют» под определённое направление. Смотрится здорово!

Вообще, все свои танцевальные композиции ребята придумывают сами. Никого не копируют, даже знаменитых хореографов. Импровизация приносит свои плоды: выступления «Инсайда» всегда поражают самобытностью, тонким вкусом, снайперским попаданием в идею и мастерством воплощения мечты в реальность. А мечта, воплощённая в танце, запоминается надолго.

Инсайдоры часто спорят. Собираются на сцене и спорят. Но спор этот носит продуктивный характер, потому что никто никого не старается перекричать или заткнуть за пояс своим красноречием. Творческий «консилиум» ставит перед собой одну единственную цель — сделать так, чтобы танец звучал ярко, выразительно, сочно, незабываемо. И вот здесь очень дорого каждое мнение, поскольку в нём обязательно найдётся рациональное зерно. Из этих зёрен и создаётся танцевальная идеология, благодаря которой творчество «Инсайда» каждый раз воспринимается по-новому, но всегда — с огромным интересом.

ДОСТИЖЕНИЯ РАБОТАЮТ НА ИМИДЖ

Танцевальный коллектив «Инсайд» Тульского государственного университета является многократным участником Всероссийского фестиваля современного танца «Чёрный кот», проходящего в Рязани, лауреатом Всероссийского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (город Москва),  Международного фестиваля студенческого творчества «Танцы 100%», проводимого в белорусском городе Могилёве, а также Тульского смотра-конкурса талантов «Отлично, Тула!». Два раза ребята становились лауреатами Международного фестиваля эстрадного танца «Оскол-Дэнс», а на Международном фестивале студенческого творчества «Мы вместе», проходящем в городе Брянске, танцоры становились лауреатами первой, второй и третьей степеней.

Ежегодно творческий коллектив представляет Тульскую область на финальном этапе Всероссийского конкурса «Российская студенческая весна». В этом году инсайдовцы стали лауреатами третьей степени. А на прошедшем в ноябре этого года в Новомосковске Фестивале коллективов эстрадного танца «Рэпка» взяли Гран-при.

ПРИШЕЛЬЦЫ С «БЕГУЩЕЙ ПЛАНЕТЫ»

Что же касается самого юбилейного концерта, то это было поистине грандиозное космическое шоу, сюжетная линия которого строилась с галактическим размахом. Сразу же оговоримся, что впечатляющее действо не являлось римейком популярного в нашей стране фильма «Пятый элемент», и на нашу родную бело-голубую планету не надвигалось вселенское зло, нейтрализовать которое можно было только с помощью этого самого пятого элемента.

Смысл был совершенно иной. Внезапно к планете Земля стало стремительно приближаться неизвестное космическое тело. Оно не просто приближалось — оно словно бежало по направлению к Земле. Специалисты-астрофизики дали ему говорящее название «Бегущая планета». Все теле- и радиовещательные каналы мира комментировали это событие. Не осталось в стороне и «местное» телевидение, а его диктор Стас Даньшин (откроем секрет: тоже выпускник Тульского государственного университета) так живописал происходящее, чередуя свой рассказ демонстрацией фотографий, сделанных искусственным спутником Земли, что все замерли в ожидании. Что же всё-таки произойдёт?!

Ничего страшного не произошло. «Бегущая планета» остановилась на расстоянии десяти световых лет от Земли, и представители внеземной цивилизации, то есть инсайдоры, телепортировались на Землю и очутились у нас в гостях. И «Бегущая» оказалась очень даже миролюбивой планетой, имеющей, кстати, своё, родное, название — «Инсайд». А Стас Даньшин, в свою очередь, «телепортировался» на сцену и из диктора мгновенно превратился в очаровательного ведущего, острый язычок которого и мастерство импровизации привнесли  в концертную программу и пряную содержательную перчинку, и душистую занимательную изюминку.

Прибывшие на Землю инсайдоры, к сожалению, не знали  человеческий язык. Но зато, как подчеркнул Стас, «инопланетные существа» мастерски владели языком танца, который, как известно, понятен каждому, поскольку не только интернациональный, но и межпланетный, а потому объединяет в творческом порыве и самых настоящих людей, и самых настоящих пришельцев.  Мощный зелёный луч осветил сцену, на которой, словно из небытия, возникли инсайдоры в необычных фосфоресцирующих костюмах. Танец в их исполнении звучал одновременно и приветствием землянам, и гимном таинственной Вселенной, состоящей из огромного количества не менее таинственных галактик. А затем под заводные песни из репертуара «Бони М» и «Рикки и Повери»  «пришельцы» разошлись в таком зажигательном диско-канкане, что присутствуй в зале администрация классического парижского кабаре «Мулен Руж», она бы немедленно пригласила исполнителей в основной состав своего кордебалета.

О ЧУВСТВАХ НА МЕЖПЛАНЕТНОМ УРОВНЕ

Но! Всё равно, без проводников основных идей на межгалактическом уровне общаться было трудно. Поэтому со стороны землян  поступило рацпредложение, заключающееся в том, чтобы помочь инсайдорам познать средства выражения наших, земных, чувств.  С этой целью на сцену приглашались вполне земные танцоры, певцы, гимнастки и даже саксофонист. Танцевальный коллектив «Овация» Тульского областного колледжа искусств исполнил русский и азербайджанский народные танцы, лауреат международных и всероссийских конкурсов вокалистов Виталий Газизов подарил зрителям две замечательный песни и передал эстафету Ирине Барыкиной, продемонстрировавшей не только прекрасные вокальные данные, но и хорошее английское произношение. Детский ансамбль эстрадного танца «Шарм» подготовили для гостей необыкновенный танцевальный спектакль на сюжет сказки о Красной Шапочке. Анна Белякова и Лилия Сёмина, занимающиеся в цирковой студии при физкультурно-оздоровительном центре ТулГУ, исполнили гимнастический этюд на космическую тематику. А саксофонист Максим Чижов превзошёл все ожидания. Известные во всём мире мелодии из песен Глории Гейнор и «Je suis malade» Далиды в его интерпретации воспринимались настолько остро, что, казалось, вселенское пространство замерло и прислушивается к каждому звуку, извлекаемому саксофоном.

АМЕРИКАНСКИЙ МОДЕРН И РУССКАЯ ДУША

О своих чувствах инсайдоры рассказали с помощью языка танца. И хотя язык этот был инопланетный, зародился он всё-таки на Земле. К тому же, у истоков того танцевального языка, который взяли за основу инсайдоры, стояла американская танцовщица Айседора Дункан. Свободный полёт, естественные движения, искусство импровизации, лицедейство, глубина выражения мыслей и чувств — всё это танец в стиле «модерн». Инсайдоры внесли во всё это русскую душу, и танец засверкал новыми разноцветными гранями. Движения стали ещё более естественными, импровизация — более яркой и сильной, а интерпретация — смелой. Смелой в смысле размаха творческих крыльев.

Энергичный «Джаз», коллективное «хип-хоп антре» в жанре «13-й квартал», подпадающий под определение «Blow-up» номер, во время исполнения  которого тела танцовщиков как бы выхватывались из темноты и словно впечатывались в наше сознание, целомудренно-озорной «Стрип», неистовый «Латинос», экзотический «Африканский», эмоциональный «Я тебя ненавижу» — во всех этих танцевальных композициях  присутствовал полёт мысли, нашедший своё выражении в ритмичных движениях, необыкновенной пластике, утончённой грации. Вкладывая в каждый танец свою душу, инсайдоры проносили его через своё сердце. Иными словами, говорили языком танца о любви, ненависти, обиде, страдании и радости. И зрители их прекрасно понимали. А балетные и гимнастические фигуры, вплетённые в русский шансон, вообще поражали воображение. Звучал «за кадром» голос Григория Лепса, повествующий о  «Чёрном дожде», а по сцене метались чёрные «капли»… Горестные, обречённые, олицетворяющие печаль и тоску.

Песни в исполнении  сложной, обострённой в своих чувствах Земфиры тоже превратились в музыкальный фон для импровизации. Инсайдорам удалось «наложить пластику на нерв». Это был довольно смелый шаг, но интерпретация того стоила — танцы пробирали до глубины души.

ТАНЕЦ — ЭТО НЕ ВСЯ ЖИЗНЬ, НО ЛУЧШАЯ ЕЁ ЧАСТЬ

Именно эту мысль высказали все участники танцевального коллектива «Инсайд», вышедшие к зрителям на поклон. Ребята волновались, некоторые из них не могли сдержать своих слёз. Слёз радости, благодарности и удовлетворения. Особенно волновалась балетмейстер Елена Захарова, которая волнения своего даже и не пыталась скрыть. От имени своего коллектива она выразила глубокую признательность  Тульскому государственному университету за предоставленную возможность заниматься творчеством. А председатель студенческого клуба ТулГУ Валентина Николаевна Соколова подчеркнула, что настоящее счастье артиста  заключается в его зрителях. И если они есть, то артист счастлив. Валентина Николаевна пожелала инсайдорам дальнейших творческих успехов и много-много зрителей, которым танцоры будут дарить своё необыкновенное искусство.

«Замечательный коллектив, ищущий, движущийся вперёд, профессиональный, — поделилась своими впечатлениями специалист по хореографии ГУК Тульской области «Дом народного творчества» Департамента культуры, бывшая артистка балета Государственного  ансамбля танца «Жок» и оркестра народной музыки и танца «Флуераш» Мосгосфилармонии Александра Вениаминовна Романцева. — Что отличает этих ребят? Молодость! Энергия! Счастье ощущения себя на сцене! И я им тоже желаю огромного счастья! И новых успехов!»

Белые бумажные самолётики, сделанные руками самих инсайдоров, разлетелись по всему концертному залу Тульского государственного университета. Артисты делились своим счастьем и своей радостью  со своими благодарными зрителями…

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности