Александр — победитель

  • 19.12.2011
  • Татьяна Крикункова

Александр — победитель

Вообще-то, этимология этого имени совершенно иная. Александр означает «защитник людей». Тем не менее, в нашем случае речь пойдёт о победе. О внутренней победе, когда человек благодаря целеустремлённости, силе воли, настойчивости и трудолюбию так раскрывается в своём творческом поиске, что достигает результатов, которые можно по праву приравнять к заслуженным лаврам. Именно к таким победителям и принадлежит четверокурсник гуманитарного факультета Тульского государственного университета Александр Войков, названный правительственным стипендиатом на 2011/2012 учебный год. И те победы, которые одержал Александр, свидетельствуют о нём как о человеке внутренне глубоком, искреннем, неравнодушном и добром.

ОСТРОГОРСКИЙ ПОБЕДИЛ МЕНДЕЛЕЕВА

Александр Войков из переселенцев. Он родился в Душанбе, но в 1992 году его семья переехала в город Плавск Тульской области. Районный городишко родители мальчика выбрали не случайно — там было доступное жильё. Учился Саша в Молочно-Дворской средней школе и, надо сказать, учился по нарастающей: в начальных классах был хорошистом, в средних — круглым отличником, а медалистом стал серебряным.

Что же касается предметных пристрастий, то и здесь школьную жизнь Александра можно было бы разделить на два основных этапа. До девятого класса включительно юноша серьёзно интересовался химией. И не только учебный курс с лёгкостью одолевал, но и успевал дополнительную литературу в завидном количестве поглощать. Принимал участие во Всероссийской олимпиаде школьников по химии, русскому языку, литературе, истории, обществознанию, праву и географии. Неоднократно становился победителем школьного и районного туров. В девятом классе сдавал экзамен по химии, поскольку мечтал по окончании школы поступить на естественно-научный факультет Тульского государственного университета.

А вот в десятом классе глубокое чувство, которое испытывал Саша к химии, преобразовалось в другое. Любовь переросла в дружбу, подпитываемую интересом. Что стало причиной таких перемен?.. Отвечая на этот вопрос, молодой человек в своих рассуждениях отправляется к другому предмету — математике, вернее, к отсутствию любви к ней. А химия без королевы наук, что настоящая королева без верноподданных. К тому же, будучи ещё девятиклассником, Александр стал победителем двух туров — заочного и очного — Областного конкурса «Наследники Великой Победы». Итоговое первое место настолько окрылило парня, что он уже всерьёз задумался о том, чтобы свернуть с пути «химического» на путь «исторический». А, продолжая участвовать в старших классах в олимпиадах по тем же предметам, Александр ещё больше утвердился в своём выборе. Выпускной же класс вообще стал для юноши урожайным на победы: целых пять первых мест в районном туре олимпиады. Это, конечно, тоже подстёгивало.

Но было ещё кое-что, сыгравшее в судьбе Саши Войкова определённую роль. Русский язык и литературу в его классе вёл директор школы. Так вот, на уроках ученики не только давали характеристики литературным персонажам и анализировали их мысли и поступки, но и обсуждали социально-политическую обстановку, на фоне которой развивались события, изображённые в произведении. Иными словами, старались пропитаться духом того времени, в котором жил тот или иной литературный герой. Много рассуждали о золотом веке, о серебряном. А все эти рассуждения непосредственно перекликались с теми темами, которые школьники проходили по курсу истории и обществознания.

Так подготавливалась благодатная почва для решительного шага в направлении будущей профессии. И Александр сделал этот решительный шаг, правда, предварив его попыткой поступить в ТулГУ на специальность «Юриспруденция». Попытка эта была настолько робкой, что ни в какое сравнение не шла с дальнейшими действиями: юноша подал документы на гуманитарный факультет. Выбрал политологию. И поступил на бюджетной основе.

И опять возникает вопрос: почему не история, а политология? Да потому что, как утверждает Александр, его всегда интересовали государственное устройство и политические отношения. Даже те, которые существовали во времена Древнего мира. Свой интерес юноша и мог в достаточной степени удовлетворить благодаря интереснейшей науке под названием «политология». Так в Сашиной душе классик отечественной политологии Острогорский победил всемирно известного учёного-химика Менделеева. Хотя окончательного разрыва с химией у молодого человека не произошло — эту науку он по-прежнему уважает и в меру возможностей интересуется ею. Просто как любитель.

ПОБЕДИ СЕБЯ И ВЫИГРАЕШЬ ТЫСЯЧИ БИТВ

Так говорил Будда. Что же касается Александра, то в студенческую жизнь он окунулся и с огромным желанием, и с огромным интересом. Но первый курс, особенного его первый семестр, оказался для него очень и очень  тяжёлым. Новая обстановка, новые лица, новые учебные дисциплины… Вызвала определённые трудности первая курсовая работа по базовому курсу «Теория политики». По словам самого Александра, у его научного руководителя, Елены Викторовны Бродовской, к студентам очень высокие требования, о которых она не только не преминула заметить, но и сразу же предъявила их первокурсникам. Как оказалось в дальнейшем, им это пошло только на пользу. Иными словами, высокая планка, установленная преподавателем, пригодилась, прежде всего, самим студентам. Во всяком случае, Александра Войкова это подстегнуло на завоевание учебных побед, а тему «Теория политических режимов», которую он выбрал для своей первой курсовой, молодой человек развивает в своей исследовательской деятельности и по сей день.

Для Саши представляет интерес и типология политических режимов — авторитарный, тоталитарный, демократический, — и то, насколько могут разниться политические практики этих режимов и каким образом при том или ином режиме осуществляется власть. То есть имеет ли место различие между объявленным режимом и тем, что он представляет в реальности, и в чём это различие выражается. Ярким примером несоответствия, по мнению Александра, могут послужить среднеазиатские государства, такие как Узбекистан и Таджикистан. А вот Франция позиционирует себя как демократическое государство и на деле является таковым. Шведский социализм — тоже хороший пример демократической страны, в которой правительство не только декларирует права народа, но и создаёт все условия для этих прав, не скатывается до контроля и подавления.

Александр до сих пор продолжает свои исследования в аспекте политических институтов, в частности, института президента. Собирает материал — готовится к написанию дипломной работы «Сравнительный анализ институтов президентализма стран таможенного союза». Для тех, кто не в курсе, поясним: в таможенный союз входят Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь. По словам Александра, в Казахстане и в Белоруссии наблюдается несовпадение между декларируемыми моделями институтов президентализма этих стран и их политическими партиями. В Российской Федерации такой «диссонанс» не столь заметен, поскольку сама конституционная модель предполагает значительные полномочия президента. В  Казахстане же по конституции полномочия главы государства не так велики, однако на практике имеет место президентское всевластие.

…Итак, победив в течение первого курса все свои страхи, сомнения и неуверенность в собственных силах, Саша воспрял духом и на последующих курсах укрепил свои позиции  одними пятёрками. Подстёгивало студента желание быть лучшим. А для этого следовало приобрести качественные знания, без которых, как известно, лучшим стать нельзя! Именно такими соображениями и руководствовался молодой человек.

ПОБЕДНОЕ РЕШЕНИЕ

На втором семестре первого курса Александр Войков проходил практику в Администрации Плавского района в отделе по развитию местного самоуправления, благодаря чему хорошо ознакомился и с основами нормативной базы последнего, и с принципами его функционирования. Всё это подвигло парня на серьёзное занятие общественной деятельностью. Видно, созрела в его душе такая потребность.

В 2009 году Александр обратился в Администрацию Плавского района с инициативой создания Районного Молодёжного Парламента (РМП) при собрании представителей муниципального образования Плавский район. Решение о создании РМП было принято в мае 2011 года, и уже с сентября Молодёжный Парламент под председательством самого Александра активно включился в общественную работу. В составе РМП шестнадцать членов, большинство представляют девушки. Однако женское численное преимущество не сказывается отрицательно на качестве деятельности, даже наоборот: стараются девчонки от души. Начали молодые парламентарии с поддержки дворовых футбольных команд — от их имени обратились в органы местного самоуправления и к руководителям предприятий с просьбой об оказании помощи, заключающейся в покупке формы и спортивного инвентаря.  На зимних каникулах активисты планируют провести смотр-конкурс молодых самодеятельных коллективов. И это — не предел. Поле применения их творческих сил настолько широко и разнообразно, что скучать молодым плавским парламентариям не придётся.

ПОБЕДЫ НА НАУЧНОЙ НИВЕ

Параллельно с общественной Александр активно занимается научно-исследовательской деятельностью: участвует в ежегодно проводимых на гуманитарном факультете научно-практических конференциях «Гражданское общество: взгляд студенчества», чтениях студентов, аспирантов и молодых учёных «XXI век. Социально-гуманитарные и экономические науки». В 2009 году Саша принимал участие в работе Зимней школы (Воронеж), организуемой представительством Еврокомиссии. Участники обсуждали российско-европейские отношения и перспективы их развития. Весной 2010 года Александр побывал на II Всероссийском молодёжном форуме «Молодёжная элита 21 века» (Воронеж),  организованном Центром социально-консервативной политики. Тематика секций, работающих в рамках форума, была весьма разнообразной  и отражала вопросы, касающиеся молодёжных инноваций и молодёжной социальной активности. Летом 2011 года Александр принимал участие в Конгрессе студентов стран Евросоюза и России «Мой голос в Европе», проходившем в польском городе Лодзь. Темой обсуждения стало взаимодействие студенческих сообществ. По мнению Александра, благодаря участию во всех этих крупных мероприятиях он не только приобрёл опыт общения, но и получил уникальную возможность обменяться  идеями с представителями других вузов и других стран.

ПОБЕДИТЕЛЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ПОБЕДИТЕЛЯМИ СТАНОВЯТСЯ

У Александра специалитет, но он рассматривает перспективу поступления в магистратуру. По окончании вуза собирается вернуться в свой родной Плавский район и работать в системе организации местного самоуправления. Есть заветная мечта у парня — внести свой достойный вклад в развитие района. Без сомнения, Саша будет скучать по Тульскому государственному университету, по своему гуманитарному факультету, ведь именно там, по его собственному заверению, он нашёл для себя приятный круг общения, приобрёл ценный опыт учебной и внеучебной деятельности и, конечно же, именно там — огромное спасибо преподавателям! — получил качественные знания.

Себя Александр считает человеком не очень лёгким в общении. Верится в это с трудом, потому что вся Сашина жизнь свидетельствует об обратном. Вряд ли бы трудный в общении человек смог развернуть такую активную деятельность, основной целью которой является помощь людям. Да и не получилось бы у него выстроить диалоговое пространство с  органами самоуправления, ни будь он  открытым и искренним в общении. И, наконец, не выбрали бы его ребята старостой группы, окажись он, образно выражаясь, застёгнутым на все пуговицы.

Саша интересуется историей Древнего мира, астрофизикой, любит совершать велосипедные прогулки по живописным местам Плавского района. Видно, что к своей малой родине он испытывает глубокие чувства и выражает их не высокими фразами, а конкретными действиями, направленными на улучшение жизни своих земляков.

Известие о том, что он стал правительственным стипендиатом, Александр Войков воспринял с радостью и с удовлетворением. Но на достигнутом останавливаться не собирается — будет и впредь завоёвывать победы. Кстати, вот в это поверить легко!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности