Богородицкий уезд как зеркало развития народного образования в России 18-20 веков

  • 13.01.2012
  • Татьяна Крикункова

Богородицкий уезд как зеркало развития народного образования в России 18-20 веков

Студентка пятого курса гуманитарного факультета Тульского государственного университета специальности «Историко-архивоведение» Елена Телышева стала призёром Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

Организаторами данного конкурса выступили Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России и Федеральное государственное научное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи». Научно-исследовательская (курсовая) работа пятикурсницы под названием «Развитие народного образования в Богородицком крае (18-20 века): историография вопроса» заняла второе место.

На торжественной церемонии награждения, которая проходила в декабре прошлого года в Москве, Елена присутствовать не смогла. По очень уважительной причине, каковой для всякого ответственного студента является учёба. В столицу нашей Родины девушка делегировала своего папу, а он-то и привёз дочери заслуженные награды: диплом, наручные часы с государственной символикой и надписью «Ты нужен России», а также нетбук «Asus Eee PC 1001». Как говорится, по работе и подарки. А работа пятикурсницы действительно заслуживает самого пристального внимания, поскольку, без сомнения, представляет и научный, и познавательный интерес. Сама же Елена, хоть и испытывает естественное в таких случаях смущение и волнение, тем не менее, радости своей не скрывает. А всё потому, что в своём исследовательском труде выложилась сполна. И ещё выложится, ведь её курсовая является одним из этапов дипломной работы, к написанию которой студентка, по её собственным словам, подходит со всей основательностью, подкреплённой искренним желанием глубоко вникнуть в суть вопроса.

— Лена, твои исследования связаны с Богородицким краем. Почему выбор пал именно на него? Там твои корни?

— Действительно, там мои корни. Поэтому мой выбор не случаен, а вполне закономерен. Родилась я в посёлке Южном Богородицкого района, там же училась в начальной школе. А в 2000 году наша семья переехала в Тулу. Но к Богородицку я по-прежнему испытываю самые тёплые чувства. Посёлок Южный — это бывший шахтёрский посёлок. Раньше, когда там действовала шахта № 59, он имел два названия: «Пятьдесят девятый» и «Южный». В середине прошлого века шахту закрыли, и шахтёрский посёлок превратился в обычный населённый пункт. К сожалению, в настоящее время большинство жителей Южного составляют пенсионеры и те, кому за пятьдесят. Молодёжь старается уехать туда, где можно найти работу. И школу № 7, мою родную, в прошлом году тоже закрыли. Из-за отсутствия детей.

— Скажи, пожалуйста, а какой предмет в школе был твоим самым любимым? История?

— Самым любимым моим предметом была литература. И история тоже очень нравилась.

— Итак, ты любишь литературу, свою исследовательскую работу ты посвятила развитию народного образования... Напрашивается вопрос: почему после школы ты не поступила в педагогический вуз?

— Вы знаете, я всегда хотела учиться в Тульском государственном университете. Он открывает перед своими выпускниками множество перспектив. В том числе и перспективу заниматься педагогической деятельностью. Что же касается литературы, то с ней можно связать свою жизнь, и не сделав её своей профессией. Надо просто много читать и быть в курсе всех литературных событий. Если человек увлечённый, творческий, у него это без труда получится. А что же касается моей курсовой работы, то в ней я попыталась рассмотреть развитие народного образования с точки зрения социально-экономического и социально-политического процессов. Меня интересовало, прежде всего, представители каких социальных слоёв занимались педагогической деятельностью, как относилось простое население к образованию...

— Расскажи, пожалуйста, подробнее!

— До земской реформы 1864 года преподаванием занимались в основном представители духовенства. Дворяне, как правило, учителями не были. Или очень-очень редко. Во-первых, низкая заработная плата, не соответствующая их социальному статусу, во-вторых, общественного признания эта деятельность не давала. И в приходских, и в уездных училищах, позднее переименованных в городские, преподавали дети дьячков и купцов, окончившие семинарию или гимназию.

— А чем отличалось образование в этих училищах?

— Основная задача приходского училища заключалась в том, чтобы научить ребят читать, писать, а самое главное, дать им богословское образование. Дети должны были хорошо знать катехизис, ведь из них готовили служителей церкви. В уездных училищах преподавались сокращённый курс русского языка, история, география, черчение, рисование. Естественнонаучные предметы добавились уже в курс городских училищ. Произошло это после 1877г года.

— А что же случилось после земской реформы?

— После земской реформы в России наметился общественный подъём, который сказался и на педагогической деятельности. Заниматься ею, то есть нести светоч знаний в массы, стало и почётно, и благородно.

— И в педагогику потянулись дворяне.

— Совершенно верно! И разночинцы тоже. Непосредственно после реформы и к концу девятнадцатого века количество преподавателей-дворян увеличилось.

— И в каких же училищах они предпочитали преподавать?

— По понятным причинам, многие из них предпочитали преподавать в гимназиях. Это же самая высокая ступень, и работать там было престижно. К тому же, и заработная плата достойная. Да и контингент учащихся не тот, что в училищах, — отпрыски дворянских фамилий, купцов первой и второй гильдий, то есть дети состоятельных родителей.

— А в училищах?

— Крестьянские ребятишки, дети купцов третьей (самой низшей) гильдии, офицерские дети. В приходских училищах платы за обучения не было, но с каждого ученика учителю шло в год определённое количество денег и зерна. Кроме того, родители были обязаны обеспечить своего ребёнка всеми необходимыми канцелярскими принадлежностями.

— Лена, давай затронем материальную сторону вопроса. Кто финансировал народное образование в Богородицком уезде?

— Часть средств выделялась из государственной казны, часть — из городской. Весомый вклад в развитие народного образования в Богородицком крае внесли графы Бобринские. Интересный факт — был в Богородицке и пансион, правда, просуществовал он не очень долго.

— Расскажи о нём! Факт-то интересный, но малоизвестный!

— В 1778 году благодаря стараниям выдающегося деятеля своей эпохи Андрея Тимофеевича Болотова в городе появился пансион Дюблюе для сыновей уездных дворян. Сначала преподавал в нём хорошо зарекомендовавший себя француз и частично сам Андрей Тимофеевич. Отслужив свой срок, француз уехал к себе на родину, и его заменил немец. Тот благонадёжностью не отличался и несколько раз появлялся на занятиях в нетрезвом виде. Терпеть такого преподавателя не стали и сразу же уволили, а на его место пригласили опять француза. Но, как я уже сказала, пансион просуществовал недолго. Дело в том, что пансионы и в экономическом, и в социальном плане органично вписывались в губернский город. А вот в уездный — нет. Кроме того, нельзя, конечно же, забывать и о ситуации, сложившейся на тот период во всей России...

— А что думал Болотов об образовании детей представителей низших слоёв населения?

— Андрей Тимофеевич Болотов, талантливый писатель и опытный садовод, был вообще очень прогрессивным человеком, который полагал, что люди абсолютно всех сословий должны быть грамотными, что образование — это не привилегия какого-то одного класса, а жизненно важная необходимость. Он лично занимался и с простыми ребятишками: учил их грамоте, рисованию. Но в России 18 века не то чтобы девочек — мальчиков не хотели отпускать учиться. Что означало для крестьянской семьи отпустить сына на учёбу?.. Потерять работника, кормильца, осиротить тот клочок земли, на котором он сызмальства должен был трудиться. А об образовании девочек у крестьян вообще речь не шла! Мол, зачем женщине наука?! Её удел — детей рожать, да при муже состоять, во всём ему подмогой быть. Поэтому передовые идеи Болотова не нашли должного отклика у крестьян Богородицкого уезда. Многие отдавали своих детей на учёбу с неохотой, буквально со слезами на глазах. Некоторых родителей Андрею Тимофеевичу приходилось лично убеждать, доказывать, что их ребёнку нужно получить образование, что из него человек дельный выйдет.

— Елена, в своей исследовательской работе ты раскрыла очень серьёзную тему. Более того, тебе удалось охватить значительный временной отрезок — три века. Скажи, пожалуйста, где ты брала материал, с какими первоисточниками работала?

— К сожалению, печатного материала по этой тематике очень мало. Но мне, как говорится, удалось «откопать». Во-первых, я использовала три книги: одна 1898 года издания, две другие — 1901-ого. Их авторы — Дружинин, Соколов, Шереметьев. Кроме того, я нашла интересующую меня информацию в краеведческом отделе Тульской областной универсальной научной библиотеки. Пользовалась я и архивными документами, раздобытыми мною в Государственном архиве Тульской области. Речь идёт об именных списках чиновников и учителей Богородицкого уездного и при нем приходского училищ за 1850-1858 годы. Огромную помощь мне оказали книга О. Е. Глаголевой «Тульская провинциальная старина» и статьи бывшего заместителя директора музея-усадьбы графов Бобринских в Богородицке В. Дутовой. Как я уже говорила, моя курсовая — это один из этапов подготовки дипломной работы. В последней тема будет раскрыта ещё глубже, в ней появятся новые факты, новые персонажи, исторические личности. Писать свою дипломную работу я буду, совершая периодически путешествия из Тулы в Богородицк. Ведь самая лучшая информация — это информация, добытая на местах.

— Лена, как ты думаешь, почему твоя исследовательская работа победила? В чём её ценность? Меня интересует твоё мнение!

— По моему мнению, ценность моей работы заключается в том, что в ней раскрыта узкая тема, то есть представлен региональный компонент на уровне уезда. Кстати, таких исследовательских работ, как правило, очень мало. К тому же, картина развития народного образования в Богородицком крае — это типичная картина развития народного образования в уездных городах всей центральной России 18-20 веков. Безусловно, какие-то различия присутствовали, но в основном всё происходило по тому же «сценарию», что и в Богородицком уезде. Иными словами, по узкому можно судить о более широком. Считаю, что мне удалось внести свою скромную лепту в это исследовательское русло с точки зрения обобщения материала по историографии данного вопроса.

— Елена, а как ты восприняла известие о победе? Какие чувства тебя переполняют?

— Конечно же, мне очень приятно, что мой исследовательский труд был так высоко оценён. В свою очередь, высокая оценка свидетельствует о его значимости. К тому же, было почётно представлять свой родной вуз, Тульский государственный университет, на всероссийском уровне. И я очень признательна своему научному руководителю, заведующей кафедрой истории и культурологии Елене Игоревне Самарцевой за то, что она направляла и всячески поддерживала меня на этом нелёгком, но очень интересном исследовательском пути.

— Дальнейших успехов тебе, Елена! Благодаря тебе Богородицкий край стал зеркалом развития народного образования в России 18-20 веков.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности