Иностранный язык как профессиональный инструмент

  • 03.02.2012
  • Татьяна Крикункова

Иностранный язык как профессиональный инструмент

Третьего февраля на кафедре иностранных языков гуманитарного факультета Тульского государственного университета в рамках 48-й научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава вуза прошла III Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы изучения и преподавания иностранных языков». Свои доклады на неё прислали преподаватели аналогичных кафедр крупнейших вузов Украины, Литвы, Польши, Франции, Германии и Греции.

Очная часть конференции проходила в двух секциях: «Теоретические исследования» и «Опыт практической работы». Как подчеркнула в своей приветственной речи заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, профессор Зоя Ивановна Коннова, работы, представленные на обеих секциях, демонстрируют симбиоз теории и практики, иными словами, успешное использование теоретических исследований в практической деятельности.

В своей работе «О целесообразности реализации компетентностно-ориентированного обучения иностранному языку в вузе» соискатель кафедры «Лингвистика и перевод», ассистент кафедры «Иняз» Ольга Викторовна Филимонова акцентировала внимание слушателей на тех общекультурных компетенциях, которые можно сформировать в рамках практических заданий по иностранному языку. По мнению исследователя, к ним относятся способность к обобщению, анализу и восприятию информации, умение логически верно, аргументировано строить устную и письменную речь, готовность к кооперации с коллегами, работе в команде, понимание социальной значимости своей профессии, способность и готовность к использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации, владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, а также способность к грамотной и продуктивной организации самостоятельной работы.

Кандидат педагогических наук, доцент Ольга Дмитриевна Гладкова познакомила участников конференции с когнитивно-синергическими возможностями метода «CASE-STUDY» в рамках компетентностного подхода к обучению языку профессии (на материале английского языка). «КЕЙС-СТАДИ» — это особый, можно сказать, специфический метод обучения. Его суть заключается в осмыслении, анализе и решении конкретных практико-ориентированных проблем и случаев. Родиной кейсового метода обучения является США: впервые он был использован в 1924 году в Школе Бизнеса Гарвардского университета.

На предварительном этапе обучающиеся знакомятся с какой-нибудь проблемой. Но информация подаётся не в «голом» виде, а сопровождается демонстрацией таблиц, схем, результатов исследований. Этап активизации коммуникативной деятельности является, по сути, работой в дискуссионной подгруппе, где обсуждаются возможные варианты решения проблемы. На этапе активизации речевой деятельности студенты письменно излагают принятое решение, а на заключительном высказывают своё мнение по поводу обсуждаемой проблемы и оценивают роль своих «коллег», то есть одногруппников. Основная же роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии в необходимое русло, а также в побуждении студентов отказаться от поверхностного мышления.

Использование кейсового метода позволяет, по мнению доцента Гладковой, повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка и помогает им глубоко осознать его практическую значимость для своей будущей профессиональной деятельности.

Ассистент кафедры иностранных языков Галина Васильевна Молоткова в своём докладе представила иноязычную компетенцию в качестве составляющей профессиональной компетенции современного инженера. Перспективными и эффективными современными технологиями обучения иностранным языкам являются дистанционное обучение посредством глобальной сети, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), а также современные психолого-педагогические технологии. Они, как утверждает автор, позволяют моделировать различные профессиональные ситуации, такие, как, например, презентация проекта, лекция (презентационная стратегия), дискуссия, круглый стол (конвенциональная стратегия), ролевые игры (манипуляционная стратегия).

....Впечатления от конференции на кафедре иностранных языков остались самые положительные. Все представленные на ней доклады были интересны не только с точки зрения филологии, но и с точки зрения инноватики, в частности, эффективного использования информационных технологий в языкознании.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности