Совет ректоров вузов: от решения проблемы к опыту работы

  • 20.03.2012
  • Татьяна Крикункова

Совет ректоров вузов: от решения проблемы к опыту работы

16 марта в Тульском государственном университете состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов Тульской области. Участие в его работе принял министр экономического развития и промышленности Тульской области Денис Владимирович Тихонов.

Предварила рабочую часть заседания процедура согласования и рекомендации кандидатур для избрания на должность ректора Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого. С основными положениями своих программ членов Совета ректоров познакомили претенденты: доктор физико-математических наук, профессор, проректор по финансово-экономической деятельности, и.о. ректора ТГПУ им. Л.Н. Толстого Владимир Алексеевич Панин, кандидат политических наук, доцент, проректор по учебной работе Константин Андреевич Подрезов и кандидат технических наук, доцент, декан факультета технологии, экономики и сельского хозяйства Александр Александрович Потапов.

Члены Совета ректоров вузов Тульской области единогласно поддержали вышеперечисленных претендентов и утвердили их кандидатуры для участия в выборах ректора ТГПУим. Л.Н. Толстого.

Проектированию основных образовательных программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования посвятила своё выступление проректор по организационно-методической работе ТГПУ им. Л.Н. Толстого Светлана Владимировна Краюшкина. В своём выступлении она отметила, что первым шагом на пути решения задачи стало составление карты заинтересованных сторон вуза, подразумевающих самих студентов, их родителей, работодателей, общество, государство, а также выявление ожидаемых компетенций, которые выпускник должен будет продемонстрировать по окончании высшего учебного заведения. Второй шаг заключался в определении результатов обучения по каждой компетенции, третий — в проектировании учебного плана, а четвёртый подразумевал подготовку рабочих программ.

Заместитель начальника учебно-методического управления (УМУ) ТулГУ Александр Владимирович Моржов рассказал о проектировании контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций выпускников, определяемых ФГОС. По словам докладчика, в настоящее время особой популярностью в вузах пользуются алгоритмы формирования оценочных средств, аналогичные разработанному Московским институтом стали и сплавов (МИСиС). В их основе лежит процесс выявления логических связей между знаниями, умениями, владениями и компетенциями, формируемыми у обучающегося образовательной программой. Далее, оценка сформированности компетенций выпускника заменяется оценкой его соответствующих знаний, умений и владений.

Проконсультировавшись с представителями Росаккредагентства и НИИ мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола), сотрудники УМУ ТулГУ разработали свою собственную концепцию, отличную от подхода МИСиС. Согласно концепции ТулГУ, чтобы оценить уровень сформированности компетенций выпускника вуза, необходимо использовать междисциплинарные комплексные контрольные задания, моделирующие реальные ситуации, относящиеся к различным видам профессиональной деятельности, к осуществлению которых и готовится в процессе своего обучения будущий выпускник. Такие контрольные задания должны быть логически взаимосвязаны друг с другом и построены вокруг одного или нескольких объектов профессиональной деятельности, перечень которых регламентируется соответствующим ФГОС.

На основе созданной концепции в ТулГУ был разработан опытный образец междисциплинарного средства оценки сформированности компетенций у выпускников направления 161100 «Системы управления движением и навигация». Оценочное средство выполнено в виде тестовых заданий и охватывает компетенции, которые формируются такими дисциплинами как «Теория автоматического управления», «Системы аналитических вычислений», «Электромеханические системы» и др. В качестве объекта профессиональной деятельности выступает система автоматического управления.Главным же достоинством тульской концепции является её компетентностно-ориентированный характер.

Декан факультета естественных наук, физической культуры и туризма ТГПУ им. Л.Н. Толстого Ирина Владимировна Шахкельдян в своём докладе уделила внимание роли преподавателя в решении проблемы создания инновационных научных центров в структуре высшего учебного заведения. В 2008 году на базе ТГПУ им. Л.Н.Толстого был образован Инновационный научно-образовательный центр «Наукоёмкие химические технологии», основной целью которого является решение задач по приоритетным, высокотехнологичным направлениям развития химического комплекса Российской Федерации — полимерной, медицинской и нанохимии.

Начальник управления научно-исследовательских работ ТулГУ Андрей Андреевич Маликов познакомил участников заседания с опытом вуза по созданию научно-образовательных центров. К настоящему времени в структуре ТулГУ насчитывается двадцать три научно-образовательных центра, все их разработки имеют практическое применение, поскольку вуз активно взаимодействует с более чем со ста промышленными предприятиями. Данное сотрудничество предусматривает целевую подготовку кадров, повышение квалификации специалистов, а также проведение совместных исследований.

Международный НОЦ «Компьютерные высокие технологии в соединении материалов» был создан в 1995 году при поддержке отдела международного научно-технического сотрудничества Министерства общего и профессионального образования РФ, концерна «Даймлер Бенц» и Рейнско-Вестфальской высшей технической школы. В центре проводятся фундаментальные и прикладные исследования в области моделирования процессов сварки, создаются виртуальные средства обучения. За последние десять лет НОЦ выполнил договоров на сумму более 500 тысяч евро, подготовил десять кандидатов и одного доктора наук.

Научно-образовательный центр «Экобиотехнология», созданный в 2005 году, объединяет исследования, проводимые на кафедрах химии и биотехнологии ТулГУ и в лабораториях «Биология плазмид», «Биосенсоры», «Аэробные метилотрофы» ИБФМ РАН.

В 2009 году на базе ТулГУ был образован центр «Создание и обработка кристаллических материалов». В настоящее время в нём проводятся научные изыскания, связанные с авиационной, транспортной и оборонной отраслями промышленности.

Самым крупным Научно-образовательным центром ТулГУ является НОЦ «Высокоточные системы вооружения и конверсионные технологии», руководит которым директор института высокоточных систем им. В.П. Грязева Александр Николаевич Чуков. Центр одержал победы в четырёх конкурсах в рамках Федеральной целевой программы «Кадры» с общим объёмом финансирования 21 млн. рублей.

Подводя итог всему сказанному, Андрей Андреевич Маликов подчеркнул, что в будущем все научно-образовательные центры, созданные на базе вузов, станут основными инфраструктурными элементами, способствующими закреплению научно-педагогических кадров в сфере образования и науки.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности