- 23.03.2012
- Дмитрий Литвинов
Самбо — в школы
Третий урок физкультуры, введенный в этом учебном году, в 25-й тульской школе проходит необычно — его проводит преподаватель кафедры физвоспитания и спорта ТулГУ Ирина Петровна Афонина.
Имя Ирины Афониной для тульского спорта знаковое, она — заслуженный мастер спорта, чемпионка мира и Европы по самбо. Спортивную карьеру Ирина Петровна завершила в 2006 году, но братские отношения со спортом, естественно, не разорвала — преподает в Тульском государственном университете, работает с молодежью, а вот теперь еще и тренирует ребят в 25-й школе Тулы, что в Пролетарском районе.
Подопечные И. Афониной — третьеклассники, самбо у них пока внедряется в качестве эксперимента, на третьем уроке физкультуры, который введен в школах с этого года. Ребята только начинают тренировки с заслуженным мастером спорта, но уже научились некоторым приемам. Вузовский преподаватель работает в тесном контакте с учителем физкультуры — это еще и обмен опытом между педагогами.
Тренировка длится в течение одного академического часа, то есть урока, но многие ребята не против заниматься и больше — они могут посещать занятия в спортивной секции, но уже во внеурочное время. Кстати, распространенное мнение о том, что борьба — это не женское дело, ошибочно. В группах по занятиям самбо есть несколько девчонок. Мальчиков, правда, все-таки больше.
Самбо - сокращение от фразы «самооборона без оружия»; несмотря на относительно мирную концепцию, это все-таки боевое искусство, где сочетаются как удары, подсечки и броски, так и разоружение противника. Всему этому и призваны научить занятия.
— В Москве проходит эксперимент по обучению школьников приемам самозащиты без оружия на уроках физкультуры. В перспективе — преподавание самбо во всех школах России. Тула и Тульский государственный университет одними из первых среди регионов страны включились в этот проект, — говорит преподаватель и тренер Ирина Петровна Афонина. — Пока это третий урок физкультуры, но в перспективе проект может расширяться за счет других видов единоборств. Естественно, все занятия проходят по согласованию с администрацией и родителями учащихся. Мы благодарны 25-й школе за проявленный интерес…
Главное в работе со школьниками — научить их технике падения. Подготовленные люди реже получают травмы в обычной жизни, поскольку у них хорошо развита реакция. Занятия по самбо идут на пользу, в процессе тренировок улучшается координация, гибкость и растяжка мышц. Но не только…
— Кроме обучения детей, школа призвана воспитывать полноценную целеустремленную личность, умеющую трудиться и преодолевать трудности. Занятия самбо способствуют развитию этих важных качеств, кроме того, воспитывают патриотизм, гордость за свою страну, — считает директор школы №25 Вадим Викторович Бирюков. — Самбо в России признан национальным видом спорта, распространен по всему миру. Федерацией самбо России ведется работа по пропаганде этого вида спорта на международной арене, и включению его в категорию Олимпийских видов спорта. Изучая историю самбо, узнавая о достижениях современных самбистов, дети расширяют свой кругозор, что способствует лучшему усвоению общеобразовательных предметов из школьной программы…
Директор считает, что занятия самбо влияют и на успеваемость по другим предметам: большое информационное наполнение занятий, подкрепленное двигательной активностью, способствуют развитию аналитического мышления, памяти. Повышается способность к обучению. А за этим подтягивается и дисциплина в классе и школе. Кстати, у 25-й школы давние традиции сотрудничества с ТулГУ в сфере точных наук, а теперь дружба с кафедрой физвоспитания и спорта будет способствовать и укреплению здоровья ребят.
Спорт — неотъемлемая часть жизни многих школьников. Однако, как это часто бывает, чтобы заниматься тем, что интересно, приходится ходить или даже ездить в другие районы. В 25-й школе имеется хорошая материальная база для занятий, и это еще один плюс к реализуемому проекту.
Однозначно ответить на вопрос о том, с кем проще работать, со студентами или учениками начальных классах, преподаватель Ирина Афонина не может — и там, и там интересно.
— Самбо в начальных классах — это эксперимент, — говорит тренер. — Мне кажется, эксперимент удачный: он пойдет на пользу и ребятам, и их учителям. Мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы школьникам было интересно ходить на занятия, чтобы количество вовлеченных в спорт возрастало.