Экзамен на врача (репортаж с места событий)

  • 08.06.2012
  • Татьяна Крикункова

Экзамен на врача (репортаж с места событий)

Восьмое июня 2012 года. В Медицинском институте Тульского государственного университета идёт итоговая государственная аттестация выпускников лечебного факультета.

...В коридоре одни студенты, сбившись в стайки, обсуждают предстоящие испытания, другие, предпочитающие переживать в одиночестве, гадают о том, какой же билет им достанется, и мысленно проигрывают своё выступление перед беспристрастными членами экзаменационной комиссии. А комиссий таких несколько, да и экзаменационных аудитории целых две, потому что сегодня в роли испытуемых выступают девяносто шесть шестикурсников, среди которых восемь иностранцев.
 
Пока секретари экзаменационной комиссии добавляют последний штрих в организационный момент, мне удаётся взять интервью у кандидата медицинских наук, доцента кафедры внутренних болезней Натальи Борисовны Киняшевой.
 
— Аттестация проходит в форме государственного междисциплинарного экзамена по трём направлениям: терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, — рассказывает она. — Каждый билет включает в себя три клинические задачи по каждому из этих направлений. Соответственно, в каждой из пяти экзаменационных комиссий присутствуют представители указанных специальностей. Таким образом, экзаменуют наших старшекурсников пятнадцать преподавателей, среди которых и доктора, и кандидаты медицинских наук, профессора и доценты.
 
...И вот, наконец, первые студенты, как их называют, смельчаки, входят в экзаменационные аудитории, тянут билеты, берут листы бумаги и авторучки, садятся за парты и начинают готовиться. Тишина стоит настолько пронзительная, что даже ощущаешь какую-то неловкость за своё хождение на цыпочках. Чтобы не нервировать смельчаков, выхожу из аудитории и беру интервью у члена и секретаря экзаменационной комиссии, кандидата медицинских наук, доцента кафедры внутренних болезней Дениса Валерьевича Щербакова. Прошу его рассказать о том, как он сам сдавал госы.
 
— Я выпускник 2001 года, — делится Денис Валерьевич. — Группа у нас была маленькая, принимал экзамены сам Александр Агубечирович Хадарцев. Достался мне вопрос о хронических бронхитах. Судьбоносным оказался! Сейчас я работаю врачом-пульмонологом, лечу этих самых больных. Сегодняшним шестикурсникам желаю только удачи. Их ждут в больницах, особенно в районных, где остро чувствуется нехватка медицинского персонала. Врачи нужны людям!
 
...Около стены, в коридоре, притулился молодой человек. Видно, что очень волнуется. Знакомимся. Зовут Бузия Набиль, из Палестины. Вначале демонстрирует суеверие и не решается ответить на вопросы, мол, после экзамена поговорим. Потом соглашается: а, была не была!
 
— Когда я приехал в Россию, очень трудно мне было. Языка вашего совсем не знал, а меня преподаватели ваши не понимали, — рассказывает молодой человек. — Есть такая латинская пословица: «Каждое начало трудное». Изучал язык, дальше стало легче. Кондаурову Людмилу Алексеевну, Киняшеву Юлию Борисовну, Серёгину Наталью Владимировну — этих преподавателей на всю жизнь запомню! Добрые, хорошие! У вас вообще много хороших преподавателей.
 
...Наталья Осипова родом из Каменского района.
 
— Домой вернусь, буду работать у себя акушером-гинекологом. В районе у нас очень мало врачей, пополнение требуется, — говорит Наташа.
 
— Волнуешься перед экзаменом?
 
— Немного. В принципе, я готова. Главное — не растеряться, собраться с мыслями!
 
...Снова вхожу в экзаменационную аудиторию. Начало дано, процесс пошёл, обстановка разрядилась. И уже можно послушать, о чём говорят за экзаменационными столами.
 
У студентки Алисы Куприной, как становится ясно, акушерско-гинекологическая ситуативная задача. Слышу, как она отвечает: «Больной N надо сдать анализ крови, чтобы исключить анемию, сделать УЗИ. Возможно, у неё миома матки. Нельзя исключать и злокачественное новообразование. Есть сопутствующие заболевания: гипертония и ожирение». Экзаменатор, врач-акушер Олег Георгиевич Павлов, внимательно слушает ответ и просит Алису определить комплекс мер по сохранению жизни виртуальной пациентки. Заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Валерий Георгиевич Волков ободряюще улыбается и бросает реплику: «Меры приняты, больная будет жить!»
 
Татьяне Лукониной «достался» облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей. Как вы поняли, вопрос по хирургии. Звучат слова: «ЭКГ», «холестерин». Таня предлагает оперативное лечение — пластику сосудов нижних конечностей. Александр Агубечирович Хадарцев и остальные члены этой экзаменационной комиссии анализируют доводы будущего врача.
 
— У студента Дмитрия Кузнецова больной с некрозом поджелудочной железы, — обернувшись ко мне, шёпотом сообщает заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней Юлия Львовна Венёвцева. — Случай тяжёлый. Все усилия Дмитрия направлены на сохранение жизни пациента.
 
Достойно справляется с ситуативной задачей и студентка Юлия Майорова. Такой «вердикт» выносит ей хирург из железнодорожной больницы Станислав Степанович Солонский.
 
— У нас, не побоюсь этого слова, уникальные студенты! — с воодушевлением рассказывает доктор медицинских наук, профессор Елена Ефимовна Атлас. — Три задачи: по хирургии, терапии, акушерству и гинекологии — и всё это им надо решить. На кону — здоровье человека и его жизнь. Если раньше в экзаменационный билет входили вопросы и задачи, то теперь — большая задача, имитирующая историю болезни. Студент должен посмотреть анализы, сориентироваться по клинической картине, жалобам больного и на основании всего этого поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение. Плюс ответить на любой вопрос преподавателя. Вот сейчас отвечает Тамара Гущина. Очень хорошая студентка, идёт на красный диплом. У Тамары вопрос о вторичном тяжёлом поражении почек, возможно, на фоне длительного хронического процесса. Девушка успешно справляется с заданием.
 
...Тамару я «ловлю» в коридоре. Садимся с ней в укромном уголке, чтобы не мешать тем, кто волнуется перед экзаменом, и Тамара начинает свой рассказ.
 
— Сама я из посёлка Лазарево Щёкинского района. Моя мама, Ирина Николаевна, участковый педиатр в нашем посёлке, папа, Михаил Анатольевич, врач, онколог-уролог в Тульском областном онкологическом диспансере. У меня двое братьев: Миша, 12 лет, и Никита, 6 лет. Дружная семья! Всегда мечтала стать педиатром, но потом папа перетянул меня на свою сторону. Сказал: «Дочка, я хочу, чтобы ты продолжила моё дело, выбрала урологию». И я выбрала! Пример отца для меня много значит. Знаете, как он переживает за своих больных! Ездит вместе с ними на консультации в Москву, делает всё возможное, чтобы им помочь. Его пациенты, поборовшие этот недуг, всегда звонят папе, поздравляют с праздниками. Впереди у меня ординатура по урологии, потом буду работать в хирургическом отделении, а в дальнейшем хочу перейти к папе в поликлинику.
 
...Директора Медицинского института ТулГУ Александра Агубечировича Хадарцева из цепких тисков экзаменационной обстановки удаётся вырвать с трудом. Кстати, в этот знаменательный день Александр Агубечирович — член одной из экзаменационных комиссий, а в качестве общего председателя выступает заместитель директора Медицинского института Орловского государственного университета, доктор медицинских наук, профессор Максуд Абдуразакович Халилов.
 
Так вот, выкроив минутку, профессор Хадарцев делится своими впечатлениями:
 
— Сегодня одному парню я поставил отметку «три». Объясню почему. У него вопрос был о язве двенадцатиперстной кишки. Диагноз он определил, но не сделал акцент на кровотечении. А это очень и очень важно! От этого зависит лечение! Если есть кровотечение, то это уже хирургия, больного нужно класть в хирургическое отделение, чтобы ему там оказали своевременную помощь. Если положить такого больного в терапию, можно упустить драгоценное время. О чём я говорю?.. Настоящий врач должен мыслить глубоко и широко. Любой специалист просто обязан быть хорошим терапевтом. Вот, например, у больного появились пятна на теле. А дерматолог давай ему мази назначать вместо того, чтобы копнуть глубже и установить истинную причину заболевания! Некоторые внутренние заболевания, в том числе и онкологические, как бы проецируются на кожу, и одними мазями и примочками тут не поможешь. Врач должен знать всё и выходить за рамки узкой специализации, которая, кстати, приобретается на последипломном этапе. Тот парень, о котором мы с вами говорим, в итоге получил четвёрку. Итоговая отметка складывается из трёх, а у него две четвёрки и одна тройка. Вы же видите, у нас за каждым экзаменационным столом три специалиста. Я надеюсь, что этот молодой человек сделает для себя соответствующие выводы и благодаря опыту станет хорошим врачом. Всех своих студентов мы погружаем на экзамене в медицинскую среду. Они расшифровывают электрокардиограммы, фотографии гастроскопической картины, рентгеновские снимки. Повторяю, они, как врачи, должны знать всё!
 
...В коридоре остаются студенты, которым ещё предстоит выдержать экзамен. Хотя, если честно, экзамены на настоящих врачей они будут сдавать всю свою жизнь. Пожелаем же им удачи на их нелёгком, но благородном поприще!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности