Дизайн как двигатель прогресса

  • 21.06.2012
  • Татьяна Крикункова

Дизайн как двигатель прогресса

Промышленный дизайн неспроста называют искусством для индустрии. А поскольку индустрия — довольно широкое понятие, подразумевающее различные сферы деятельности, вплоть до развлечений, то развернуться в индустриальном пространстве дизайнеры могут во всей мощи своей фантазии. Именно это и продемонстрировали студенты VI курса Тульского государственного университета специализации «Промышленный дизайн», защитившие 20 июня свои выпускные квалификационные работы.

Председателем государственной аттестационной комиссии выступал доктор искусствоведения, профессор, декан факультета дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии Валерий Георгиевич Бандорин. Можно сказать, что санкт-петербургская дизайнерская школа оценивала школу тульскую.

Представленные проекты поражали своим разнообразием. Смелая дизайнерская мысль чувствовалась во всём: от подметально-уборочной машины «Мантис» и мобильного комплекса штаба МЧС до комплекта оборудования для сварочных работ на основе экзоскелета, электрокара для картинга и мобильного кафе. Более того, некоторые студенты попытались заглянуть в будущее и придумали модели, напоминающие те, что мы видим в фантастических фильмах.

— Да, мой электромобиль будет использоваться, скорее всего, семьями не ближайшего, а далёкого будущего, — согласилась студентка Ольга Самойлова. — Но, посмотрите, какой он удобный! Предназначен он для семьи из трёх человек. В таком электромобиле можно ездить на работу, прогуливаться по памятным местам и музейным комплексам. В основе модели лежит двухколёсная конструкция с механизмом, поддерживающим равновесие, — платформой. В ней установлены литиево-воздушные аккумуляторы. Так что мой автомобиль — экологически чистая машина. Остекление у неё панорамное, только вместо стекла используется макролон поликарбонат — ударо- и жаростойкий материал, к тому же очень лёгкий.

— А я решил, в прямом смысле слова, позаботиться о нашей полиции, — поделился Александр Якушин. — К сожалению, о милиции у нашего народа сложилось негативное мнение. Вот я и подумал: а если создать для нашей полиции новые, улучшенные, условия, тогда и сами полицейские будут работать лучше, ответственно подходить к своим обязанностям. Как известно, полицейские всё время на ногах. Чтобы облегчить их работу, я придумал специальный трёхколёсный скутер. Корпус у него пластиковый, арматура стальная, питание аккумуляторное. На таком скутере очень удобно нести службу в парках культуры и отдыха, на выставках и в аэропортах.

Михаил Антипов не остался равнодушным к проблеме массовых пожаров. Жаркое и засушливое лето 2010 года, когда горели огромные лесные территории, натолкнуло студента на мысль создать проект лесопатрульного пожарного автомобиля.

— Модель интересна тем, что в верхней её части установлены оросительная система и прожектор-искатель, а в днище — система пожаротушения «Натиск», работающая на специальном порошке, — рассказал Михаил. — В чём её преимущества?.. Если у воды большая отдача, то у порошка она значительно меньше, и пожарник не так устаёт. Кроме того, порошок легче воды, что облегчает общий вес автомобиля. В багажнике располагаются ранцевые системы пожаротушения «Игла». Они предусмотрены для небольших очагов возгорания.

— Я выбрала сельскохозяйственную тематику и разработала проект газонокосилки, — познакомила со своей моделью Елена Дюкова. — У большинства наших соотечественников имеются приусадебные участки, так что моя газонокосилка им пригодится. Предназначена она для работы на участках размером шесть и десять соток. Вообще-то, модель представляет собой гибрид косилки и электроскутера, аналогом которого является «Сигвей». Человек имеет возможность работать не только стоя, но и сидя, а это очень удобно. Есть ещё одно преимущество: косилка одновременно является тренажёром. Управление осуществляется посредством наклона тела человека, получается, что дачник как бы делает упражнения. Руль у косилки телескопический и регулируется по высоте. Так что работать — одно удовольствие!

Проект электромобиля для экскурсий «ЭКО-Тур» Елены Соболевой уже заинтересовал директора государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Владимира Петровича Гриценко.

— Действительно, моя работа получила положительные отзывы и в музее «Ясная Поляна», и в музее «Куликово поле», — отметила Лена. — В настоящее время многие ландшафтные музеи мира предоставляют своим посетителям такую услугу: можно взять напрокат велосипед или лошадь и прогуляться на них по музейным комплексам. Иногда для этих целей используются автобусы. Так дешевле. А если, например, посетитель — инвалид или человек, который не умеет ездить верхом и кататься на велосипеде?.. Тогда эти средства передвижения ему не подходят. Что же касается автобуса, то обзор из него не будет полностью панорамным. И вот здесь на помощь может прийти электромобиль. Водительское кресло в нём приподнято и располагается сзади. Впереди два кресла для экскурсантов. Кстати, функции водителя осуществляет экскурсовод. Если посетители желают прогуляться без сопровождающего, то место водителя может занять ещё один экскурсант. Электромобиль снабжён водоотталкивающими стёклами, у него нет зеркал заднего вида, а имеется камера заднего вида, переводящая изображение на дополнительный экран пульта управления. Кресла перемещаются по горизонтальной оси, что очень удобно для людей с ограниченными возможностями. Относительно стоимости электромобиля могу сказать одно: он окупится в небольшие сроки, потому что прогулки на такой машине будут пользоваться популярностью.

— Промышленный дизайн актуален как никогда, — высказала свою мысль профессор, доктор технических наук Алла Александровна Кошелева. — Когда в 1929 году Америку и Запад «накрыл» экономический кризис, а производство просто-напросто агонизировало, крупные промышленные синдикаты обратились за помощью к дизайнерским школам. И те им помогли! Вдохнули дизайнерскую мысль, и изделия предприятий стали пользоваться спросом. Рынок сбыта ожил. Похожая ситуация сложилась и у нас. Очень важно, чтобы предприятия нашего региона по достоинству оценили задумки наших дизайнеров и за счёт них расширили ассортимент выпускаемой продукции. Польза от этого будет всем!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности