О русской духовности языком графики

  • 14.09.2012
  • Татьяна Крикункова

О русской духовности языком графики

...Трудно представить себе Россию без величавых маковок церквей, звон колоколов которых, проникая в наши сердца, оповещает православный народ не только о начале или окончании службы, но и о нечто большем, значительном, крайне необходимом человеку в его жизни земной, предшествующей жизни вечной. Колокола эти звучат набатом совести, высокой духовности и светлых помыслов, а потому все мы стремимся в храмы, чтобы прикоснуться к той сокровищнице, которая обновляет человека, делает его внутренне глубоким и содержательным...

Четырнадцатого сентября в Тульском государственном университете возобновила свою работу выставка «Русь духовная». Студенты I-V курсов специальности «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета представили свои рисунки в стиле документальной графики, объединённые тематикой «Храмы России».

— Духовность заложена в самом образе православного храма, в его пропорциях, в том, как он вписывается в окружающий пейзаж, — рассказывая о работах своих учеников, прокомментировал доцент кафедры ГСиА Энгель Изимович Исхаков. — Когда в каком-то месте воздвигается церковь, то вся эта местность становится духовным понятием. И человек, даже просто любующийся православным храмом, в своих мыслях уносится ввысь, становится чище и восприимчивее ко всему тому, что происходит вокруг. Копии многих представленных здесь рисунков демонстрировались в Московском архитектурном институте, в Королевской академии Лондона, некоторые из них будут переданы в дар Парижской Сорбонне. Русская духовность — тема не просто интересная, она непреходящая, поскольку заставляет человека постоянно задумываться о своём предназначении в этом мире, о том, какой след он оставит после себя. И архитектура православных храмов наталкивает любого из нас на эти размышления. На выставке можно увидеть изображения церквей Тулы, Москвы, Суздаля, Пскова, Владимира, Ярославля, Ростова Великого, Калуги, Ленинградской и Тверской областей. Не во всех этих городах наши студенты смогли побывать, многие рисунки сделаны с фотографий. Но вся прелесть документальной графики заключается в том, что она представляет собой самую лучшую копию оригинала, а в некоторых случаях даже превосходит его по своей пронзительности, искренности, вложенным чувствам. Ведь человек привносит в своё творчество частичку своей души.

На рисунке пятикурсницы Екатерины Рейзин изображена Надвратная церковь Иоанна Предтечи (1699 год) ансамбля Троице-Сергиевой Лавры, а её сестры Марины — Церковь Троицы на Берсеневе (1664 год).

— Мы побывали в Москве, полюбовались на эти величественные храмы, сфотографировали их и уже дома сделали свои рисунки, — рассказали студентки. — Работа это очень кропотливая, требует много времени. На один рисунок в стиле документальной графики уходит порой от двух до четырёх недель. Мы же не просто воспроизводим внешний вид храма во всех его деталях, мы проникаемся той особой атмосферой. По нашему мнению, ни одного русского человека нельзя воспринимать без его духовного содержания, духовного начала. Во всём мире известно выражение «Широкая русская душа». Наличие на Руси такого огромного количества православных храмов как нельзя лучше подтверждает данное утверждение. Православная архитектура даёт возможность людям приблизиться к высокому, божественному. А купола и колокольни — это, наверное, самые значимые детали, символы Бога. Когда лучи солнца играют на куполах, и в это же самое время раздаётся колокольный звон!.. С чем сравнить чувства человека, ставшего свидетелем этого чуда?!

Пятикурсница Софья Киселёва нарисовала Церковь в честь Боголюбской иконы Богоматери Казанского женского монастыря Тверской области.

— Считаю себя искренне верующим человеком, поэтому тема выставки мне очень и очень близка, — поделилась студентка. — Конечно же, любоваться православными храмами — это особое удовольствие, возвышенное. Но рисовать их — это удовольствие вдвойне: ты и созерцаешь, и проникаешься увиденным, и воспроизводишь на бумаге не только то, что видишь, но и то, что ощущаешь сердцем. Вы знаете, у меня всегда в груди что-то сжимается, когда я смотрю на воспарившие в бескрайнее небо купола с крестами. Зрелище поистине впечатляющее!

Свои работы на выставке представляет и доцент кафедры ГСиА Станислав Владимирович Дмитриев, который на протяжении пятидесяти лет посвящает своё творчество Тульскому Кремлю. На рисунках преподавателя — колыбель Тулы, смотрящая на нас из глубины веков, вчерашняя и сегодняшняя. Но во все времена — неповторимая. А ещё есть рисунок, на котором изображён Тульский Кремль, созданный фантазией автора. В действительности такого Кремля никогда не существовало, но он был рождён благодаря смелому полёту мысли художника.

Выставка работает по адресу: 8-й учебный корпус ТулГУ, аудитория № 400 (улица Болдина, 153).

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности