Грамотно заявить о себе

  • 09.11.2012
  • Татьяна Крикункова

Грамотно заявить о себе

Восьмого ноября в Тульском государственном университете прошло второе занятие Школы карьеры.

Оно состояло из двух частей: теоретической и практической. В первой части «школяров» ожидала презентация кадрового холдинга «Анкор», а во второй — мастер-класс «Как правильно составлять резюме» и тренинг «Собеседование на 100%».

Консультант кадрового холдинга «Анкор» Марина Левко рассказала студентам о его деятельности. Компания занимается подбором персонала и кадровым консалтингом, включающим в себя лизинг, аутсорсинг (временное трудоустройство сотрудников одного предприятия на другом), аутстафинг (почасовая ставка) персонала. Особый акцент в своём выступлении Марина сделала на самостоятельной подготовке человека к поиску работы. По словам выступающей, эта подготовка предусматривает шесть шагов: определение своих интересов, своих возможностей, навыков и умений, вакансий, которые могли бы быть привлекательными с точки зрения трудоустройства, требований, которые потенциальные работодатели могли бы предъявить и, наконец, выбор самого работодателя. Главное, подчеркнула Марина, заключается в адекватности ожидания соискателя, то есть человек должен осознавать, что он умеет и на что может претендовать.

Вероника Гришина познакомила студентов с сайтом «Job.ru», руководителем которого она является. «Job.ru» — это Интернет-ресурс по поиску и подбору персонала, с одной стороны, и поиску работы, с другой. На сайте, соответственно, размещаются резюме от рекрутов и вакансии от работодателей. По сути, отметила Вероника, на сайте человек себя презентует в качестве товара, а сам процесс трудоустройства представляет собой сделку между работодателем и соискателем.

По словам Вероники, чтобы не нарушать этику бизнес-общения, резюме должно соответствовать следующим требованиям: структурированности, избирательности, объективности, краткости, конкретности, активности и позитивности. Иными словами, вся информация в резюме должна излагаться последовательно и соответствовать той позиции, на которую претендует человек. Описывая свой опыт и навыки, соискатель обязан быть правдивым и реалистичным. Объём резюме не должен превышать двух страниц, а формулировки должны быть точными, ёмкими и только активными. Для этого очень важно подчеркнуть достигнутые результаты. И, наконец, при изложении информации соискателю нужно сконцентрировать своё внимание на своих достижениях.

Ни в коем случае, предупредила Вероника, при составлении резюме нельзя использовать фотографии, не соответствующие возрасту претендента, а также той ситуации, которая возникает в процессе трудоустройства. Проще говоря, фотография должна быть деловой, и уж совсем не уместны в данном случае пляжные снимки или те, на которых изображена группа людей, в том числе и соискатель. То же самое касается и адреса электронной почты. Например, вариант «klubnichka95» совсем не приемлем.

Резюме должно быть составлено стилистически грамотно, с соблюдением всех правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. И, самое главное, в резюме должна быть представлена конкретика, а не общие фразы, то есть реальный функционал соискателя, а не «выдержки» из его должностной инструкции на предыдущем месте работы. И, конечно же, нельзя демонстрировать достижения всего отдела или бюро в качестве своих собственных. Важно показать свой личный вклад в достижением результатов.

Руководитель Тульского клуба бизнес-тренеров Ирина Рузавина провела со студентами бизнес-игру «Собеседование на 100%», в ходе которой ребята смогли погрузиться в процесс поиска персонала: от составления резюме до собеседования с будущим руководителем. Игра сопровождалась уместными «включениями» полезной информации. В частности, Ирина остановилась на основах управления временем (таймменеджмента) и на умении ставить и достигать цели.

По словам бизнес-тренера, основной секрет достижения цели заключается в том, что эту цель человек должен ясно себе представить и каждый день делать шаг по направлению к ней. И здесь очень важна расстановка приоритетов: что нужно сделать сейчас, что можно отложить, а что можно не делать вообще. Большое значение имеет и делегирование полномочий. Что имеется в виду?.. То есть некоторые задачи человек может перепоручить окружающим его близким людям. Молодой человек, например, может попросить свою девушку поискать для него в Интернете вакансии соответствующего профиля, а девушка, в свою очередь, может попросить юношу отвезти её на машине на собеседование в целях экономии времени.

Нельзя забывать и о чётком формулировании целей. Иными словами, цель должна быть конкретной, соизмеримой, достижимой и согласованной с другими целями. А ещё задекларированной! То есть свою цель можно записать в виде плаката либо рассказать о ней друзьям. Кстати «Я хочу стать умным человеком!» — неконкретная цель, а вот «Я хочу окончить ТулГУ в 2013 году на одни пятёрки» — вполне конкретна. Задекларировали цель и каждый день делаем шаг к ней: подтягиваем какие-то предметы, углубляем определённые знания, и так далее, и тому подобное. Таким образом, будет реализовываться основной английский принцип управления временем: «Ешь слона по кусочкам».

Особое внимание в ходе игры Ирина уделила самым передовым на сегодняшний день технологиям подбора персонала, разработчиком которых является успешный бизнес-тренер, автор книг по рекрутингу Светлана Иванова. Ирина рассказала студентам о методе проективных вопросов. Оказывается, наравне с прямыми, так называемыми вопросами «в лоб», типа «Как сделать так, чтобы работать хорошо?» существуют и проективные, например, «Как вам кажется, почему люди работают хорошо?». На прямой вопрос человек даст социально-желательный ответ: «Платите больше денег!» Ответ на проективный вопрос будет сопровождаться размышлениями, которые позволят составить личностный портрет соискателя.

«Если в ваш адрес звучат отказы или вам не перезванивают hr-менеджеры (сотрудники, которые проводят собеседование и тестирование), не надо отчаиваться, — резюмировала Ирина Рузавина. — Вас не берут на эту работу только потому, что ваши качества не в полной мере удовлетворяют требования данной вакансии. А не потому, что вы плохой человек или сказали что-то не так».

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности